Освободительное движение колониального периода
На протяжении всего колониального периода народы Латинской Америки вели упорную борьбу против колонизаторов. Многочисленные восстания происходили в XVI— XVIII вв. в Мексике, Перу, Чили, Парагвае, Новой Гранаде, Бразилии, Вест-Индии и т. д. В освободительном движении участвовали главным образом индейские племена, угнетенное крестьянство, городская беднота, негры-рабы и другие группы эксплуатируемого населения. Однако и представители имущих слоев, включая креольскую знать, выражали недовольство зависимостью от метрополии и добивались ее ликвидации. Но боясь народных масс, они ограничивались заговорщической деятельностью и отдельными выступлениями, мало связанными с вооруженным сопротивлением индейцев и негров-рабов, которое являлось основой освободительной борьбы против угнетателей.
Одним из первых .и наболее ярких примеров мужественной борьбы коренного населения Америки за свою свободу и независимость против чужеземных захватчиков было сопротивление индейцев Кубы под руководством их вождя Атуэя (1511 —1512 гг.).
Атуэй пытался организовать отпор испанским конкистадорам еще в период завоевания ими Гаити, откуда он был родом. Но он потерпел поражение и во главе нескольких сотен уцелевших соплеменников перебрался на Кубу, где рассчитывал найти убежище. Предупреждая кубинских индейцев об опасности, грозившей им со стороны алчных и жестоких завоевателей, жертвой которых уже стали индейцы Гаити, Атуэй призывал их дать отпор испанцам, способным, по его словам, во имя золота на любые зверства. «...Бог, которому поклоняются эти тираны, — говорил он, — золото, скрытое в нашей земле. Вот их властелин. Вот кому они служат. Вот за чем они охотятся»[1].
Но далеко не все индейские племена вняли этим предостережениям. Поэтому, когда в 1511 г. испанцы начали завоевание Кубы, Атуэй, возглавивший сопротивление захватчикам, смог объединить лишь часть индейцев. Тем не менее длительное время он вел успешную партизанскую войну против завоевателей, которые вынуждены были даже перейти к обороне. Только после захвата Атуэя в плен вследствие предательства и сожжения его на костре, испанцам удалось сломить сопротивление индейцев.
Но в 1529 г. в восточной части Кубы вспыхнуло новое восстание, которым руководил индейский вождь Гyaмá. Укрывшись в горах, восставшие успешно отражали наступление испанских войск. Лишь к концу 1532 г., сосредоточив значительные силы, колонизаторы смогли ликвидировать последний крупный очаг организованного сопротивления кубинских индейцев.
Решительный отпор встретили завоеватели на Юкатане, где мужественно защищали свою свободу племена майя. Попытки завоевания Юкатана, предпринятые испанцами в 20—30-х годах XVI в., были безуспешны. Однако междоусобная борьба среди племен майя позволила захватчикам сломить их ожесточенное сопротивление, и к середине 40-х годов XVI в. покорение Юкатана было в основном завершено. Однако майя отказывались подчиниться власти завоевателей и часто поднимали восстания.
В середине 30-х годов XVI в. вспыхнуло массовое восстание индейцев Перу, которое возглавил один из представителей правящей инкской династии Манко Капак, незадолго до того провозглашенный испанцами Верховным Инкой. Восставшие блокировали испанский гарнизон в Куско, но так и не смогли овладеть этим городом. В дальнейшем индейцы, потерпев поражение в боях с испанскими войсками, отступили в труднодоступный горный район Вилькабамба, где создали так называемое новоинкское государство. После гибели Манко Капака (1544 г.) во главе этого государства стал его старший сын Сайри Тупак, а с конца 50-х годов — младший сын Тупак Амару, руководивший борьбой против колонизаторов до 1571 г., когда он был захвачен в плен и казнен. Впоследствии имя Тупак Амару неоднократно принимали вожди индейских восстаний в странах Андского нагорья.
Одним из крупных антиколониальных выступлений XVI в. было восстание индейских племен Халиско (Новая Испания) в 1541 г. Изгнав испанских энкомендеро и монахов, восставшие окружили и почти полностью уничтожили направленную против них карательную экспедицию под командованием помощника Кортеса Педро де Альварадо, заняли и сожгли столицу провинции г. Гвадалахару. Но в дальнейшем индейцы проявили пассивность в связи с возникшими среди них разногласиями, и это позволило испанцам, бросившим все свои войска во главе с вице-королем на подавление восстания, задушить его. Часть захваченных в плен индейцев была после жестоких пыток казнена, а остальные обращены в рабство.
В 1545 г. вспыхнуло восстание индейцев гуарани в Парагвае. Несмотря на его кровавое подавление, вооруженное сопротивление гуарани продолжалось еще ряд десятилетий.
Начиная с середины XVI в. чилийские арауканы длительное время успешно противодействовали всем попыткам завоевания южного Чили. Хотя в 1557 г. они потерпели серьезное поражение и лишились своих выдающихся вождей Лаутаро и Кауполикана, павших от руки врага, но уже в 1561 г. они вновь подняли восстание. В результате непрерывной полувековой вооруженной борьбы арауканы изгнали испанцев со всей территории южнее р. Био-Био и даже вынудили их признать эту реку северной границей зоны расселения свободных индейцев. Однако, признав формально в 1641 г., а затем в 1726 г. независимость Араукании, колонизаторы отнюдь не отказались от планов ее завоевания. Поэтому борьба продолжалась на протяжении XVII и XVIII вв.
Ярко выраженный антииспанский характер носили некоторые движения, имевшие религиозную окраску. Так, среди индейцев Новой Гранады в 1576 г. широкое распространение получили проповеди «пророка» Собсе, призывавшего порвать с христианской религией и вернуться к прежним верованиям. В 1603 г. там же возникло направленное против христианства движение, во главе которого стоял некий Набсакадас. Он разработал план немедленной расправы со всеми испанцами по данному им сигналу. Но план стал известен, и движение было подавлено.
Уже в XVI в. начались восстания негров-рабов. Одно из них вспыхнуло в 1555 г. на золотых приисках в районе Баркисимето (Венесуэла). Его инициатором и руководителем являлся раб Мигель. Восстание было подавлено, а его организаторы казнены. В 1575 г. произошло крупное выступление беглых рабов — симарронов — в Панаме. В 1609 г. восстали негры-рабы Орисабы (на побережье Мексиканского залива) и во главе с вождем Янгой мужественно сражались за свободу. После разгрома этого движения 33 его участника были повешены.
Наиболее ярким примером борьбы негров против угнетателей является история так называемой Республики Пальмарес («Пальмовая республика»), основанной беглыми рабами в Пернамбуку (Бразилия). Это своеобразное государство более полувека (1630—1697) отстаивало свою независимость от посягательств португальских и голландских колонизаторов. После ряда неудачных попыток уничтожить негритянское государство в середине 90-х годов XVII в. против него была брошена целая португальская армия, блокировавшая Пальмарес. Его защитники героически боролись до последней возможности, а когда дальнейшее сопротивление стало бесполезным, они покончили с собой, бросившись с высокой скалы в пропасть.
Почти непрерывно народные восстания происходили на протяжении XVII в. в Новой Испании. Ярким примером сопротивления захватчикам является движение индейцев пуэбло провинции Новая Мексика в середине и во второй половине XVII в. Жестокая эксплуатация и насильственное обращение в христианство вызвали здесь в период с 1645 по 1675 г. несколько попыток вооруженных выступлений с целью изгнания колонизаторов и восстановления прежней религии. Но все они были быстро подавлены. Тогда началась тщательная подготовка нового восстания, в котором участвовали почти все племена пуэбло. Оно вспыхнуло в августе 1680 г. Индейцы перебили несколько сотен испанцев и осадили столицу Новой Мексики город Санта-Фе. Восставшие разрушали и сжигали церкви, дома испанцев, захватывали их имущество. В 1681 г. губернатор провинции по приказу вице-короля попытался вновь подчинить индейцев испанскому владычеству, но безуспешно. Столь же безрезультатными были попытки подавления восстания в 1688—1689 гг.
Индейцы 12 лет держали в своих руках Новую Мексику, и лишь в 1692 г. испанцам удалось восстановить свое господство над частью племен пуэбло и снова занять Санта-Фе. Но и позже индейские племена еще дважды поднимали восстания, и только к концу XVII в. колониальные власти сумели в основном подавить их сопротивление. Однако колонизаторам так и не удалось покорить племя хопи, укрывавшееся в неприступных горных районах.
События в Новой Мексике оказали большое влияние на соседнюю провинцию Новую Бискайю, которая в 1690 г. была охвачена антииспанским восстанием. В течение нескольких лет индейцы тараумара, тобосо, пима, апачи и других племен вели ожесточенную борьбу против колонизаторов. Крупные индейские восстания происходили во второй половине XVII в. и на юге Новой Испании — в Оахаке (1660 г.), Чиапасе (1695 г.) и других районах.
Индейцы являлись главной движущей силой наиболее значительного из городских восстаний колониального периода, вспыхнувшего в Мехико в 1692 г. Непосредственным поводом к нему послужили недостаток продовольствия в связи с неурожаем и рост цен на хлеб. Восставшие сожгли дворец вице-короля, здание муниципалитета, часть помещений аудиенсии, тюрьму, виселицу, разгромили магазины и лавки. Властям с большим трудом удалось подавить народные волнения, после чего началась жестокая расправа. Были казнены 12 человек (все индейцы) и свыше 30 человек подвергнуты телесным наказаниям. Индейцам было запрещено жить в черте города и впредь разрешалось проживать лишь в его предместьях.
Одновременно с восстанием в Мехико происходило восстание индейцев в Тласкале, также вызванное ростом дороговизны. После его подавления были казнены около 60 повстанцев.
Ряд крупных антиколониальных выступлений имел место в XVIII в. Одно из них происходило в 20—30-х годах в Парагвае, где креольская верхушка Асунсьона, недовольная привилегиями, предоставленными мадридским правительством иезуитским миссиям, свергла губернатора и заменила его своим представителем Антекерой. Однако, когда испанские войска, направленные в Парагвай, нанесли поражение ополчению, созданному восставшими, а Антекера был арестован (позднее его казнили), парагвайские креолы решили капитулировать. Но в антииспанское движение стали втягиваться более широкие слои населения, объединявшиеся главным образом вокруг муниципальных органов — так называемых «коммун». «Коммунерос», как называли участников этого движения, вновь отстранили колониальную администрацию и взяли власть в свои руки. В 1735 г. колонизаторам удалось окончательно подавить это движение и восстановить свои позиции в Парагвае.
В 1742 г. вспыхнуло восстание перуанских индейцев во главе с Хуаном Сантосом, называвшим себя потомком древних инкских правителей. Восставшие пытались овладеть столицей Перу Лимой, но потерпели неудачу. Однако, уйдя в горы, они еще в течение ряда лет продолжали борьбу. Только к концу 40-х годов их сопротивление было сломлено. Тысячи индейцев погибли от рук карателей.
Неоднократно происходили волнения среди мексиканских индейцев. Одно из наиболее крупных восстаний началось в 1761 г. на Юкатане под руководством пекаря Хасинто, принявшего имя Канек (так звали последнего представителя династии, правившей до испанского завоевания). Однако губернатор двинул против восставших все имевшиеся в его распоряжении войска, и индейцы, вооруженные в большинстве своем лишь луками и ножами, потерпели поражение. Канеку отрубили руки и ноги, после чего он был заживо сожжен, восемь его сподвижников повешены, а остальных повстанцев публично наказали плетьми и отрезали им правое ухо.
В 1767 г. восстало коренное население ряда районов Новой Испании: Мичоакана, Гуанахуато, Сан-Луис-Потоси. Восставшие добивались освобождения от колониального ига, отмены подушной подати и других повинностей. Наибольшего размаха движение достигло в Мичоакане, где население почти сотни деревень отказалось подчиняться властям. Во главе восставших стоял Педро де Сориа Вильяроэль, называвший себя потомком древних тарасканских правителей. Но силы индейцев не были объединены. Воспользовавшись этим, испанские войска подавили восстание сперва в Гуанахуато, затем в Сан-Луис-Потоси и, наконец, в Мичоакане. Руководители повстанцев были захвачены в плен, 85 восставших были казнены. Многие сотни индейцев подверглись телесному наказанию, были брошены в тюрьмы и сосланы.
В начале 80-х годов XVIII в. вся Южная Америка была потрясена крупнейшим народным восстанием в Перу, во главе которого стоял старейшина индейского селения Хосе Габриэль Кондорканки, считавшийся потомком последнего правителя инков. Подняв в 1780 г. восстание против испанских колонизаторов, он принял имя Тупак Амару, объявил о восстановлении инкского государства и отмене повинностей, установленных завоевателями, призвал к расправе с испанскими чиновниками. Вскоре 60-тысячная армия восставших двинулась на столицу вице-королевства Лиму. Однако в апреле 1781 г. она была разгромлена испанскими войсками. Кондорканки и другие руководители были захвачены в плен и казнены. Отдельные группы повстанцев еще в течение некоторого времени продолжали борьбу, но в 1782 г. были ликвидированы последние очаги сопротивления.
Казнь Тупак Амару II (Хосе Габриэля Кондорканки)
Одновременно с восстанием в Перу массовым народным движением была охвачена Новая Гранада. Здесь непосредственным поводом к выступлению явился произвол колониальных властей, которые в начале 80-х годов с целью пополнения королевской казны увеличили налоги и повысили цены на многие товары, торговля которыми составляла монополию правительства. Волнения начались в марте 1781 г. в городе Сокорро и вскоре распространились на соседние районы. Население требовало отмены ненавистных налогов, отказывалось подчиняться распоряжениям испанских чиновников, громило помещения правительственных учреждений, казенные лавки и склады. Движением руководил созданный восставшими комитет («коммуна», в связи с чем и само восстание часто называют движением «коммунерос»), во главе которого стояли представители креольской верхушки Бербео, Плата и другие.
Повстанцы выступили в поход на столицу Новой Гранады Боготу, причем по мере приближения к ней численность их быстро росла за счет присоединения тысяч индейцев и негров. Встревоженные размахом и массовым характером движения, креольские руководители пошли на соглашение с властями и распустили свою армию. Тем не менее в различных районах страны продолжались индейские восстания. Однако івице-король, пользуясь предательством креольской верхушки, сосредоточил значительное количество войск, и к концу 1781 г. восстание было полностью подавлено. Над его участниками была учинена жестокая расправа.
В этот же период в Чили возник так называемый «заговор трех Антонио». Его организовали французы Антонио Бернэ (преподаватель латыни и математики) и Антонио Грамюссэ, с которыми был связан богатый креол Хосе Антонио де Рохас. Заговорщики хотели установить республику, управляемую сенатом, избранным всем населением (включая индейцев-арауканов). Они предусматривали перераспределение земли на основе равного наделения ею всех жителей, отмену рабства и смертной казни. По доносу одного из участников заговора Бернэ и Грамюссэ были арестованы, брошены в тюрьму и в дальнейшем погибли. Что касается Рохаса, то за отсутствием прямых улик его участие в заговоре не было доказано.
Подъем освободительного движения происходил и в португальской колонии — Бразилии, где в конце 80-х годов возник заговор, во главе которого стоял кавалерийский офицер Жоаким Жозе да Сильва Шавьер, за свое умение лечить зубы получивший прозвище «Тирадентис» («Зубодер»). Среди заговорщиков были также поэты Гонзага, да Коста и другие передовые люди. Центром заговора являлась провинция Минас-Жераис. Участники его добивались независимости, установления республиканского строя, введения свободы торговли, отмены монополий, ликвидации ограничений развития промышленности и проведения ряда других прогрессивных преобразований. Вследствие предательства губернатор узнал о планах заговорщиков. Их арестовали и отдали под суд. Тирадентис был казнен, а его товарищи сосланы на каторгу или изгнаны из Бразилии.
Освободительное движение в американских колониях, особенно усилившееся во второй половине XVIII в., расшатывало устои колониальной системы. Этому способствовало также ослабление международных позиций Испании и Португалии.
В результате войны за Испанское наследство (1701—1714) Испания вынуждена была предоставить Англии монопольное право ввоза в свои американские колонии негров-рабов из Африки. Британское правительство передало это право Компании Южных морей, которая стала ежегодно направлять в Портобельо по одному кораблю с невольниками и грузом товаров, а также основала ряд торговых факторий в различных пунктах побережья Карибского моря. Однако, не удовлетворяясь этим, английские купцы и пираты систематически вели контрабандную торговлю с испанскими колониями в Вест-Индии и на побережье Карибского моря. Испанцы усилили охрану побережья, захватывали английские суда, конфисковывали находившиеся на них товары и жестоко расправлялись с британскими моряками.
Резкое обострение отношений между Англией и Испанией привело в 1739 г. к войне, в ходе которой английская эскадра захватила Портобельо. Англо-испанская война, вошедшая в историю под названием «войны из-за уха Дженкинса»[2], явилась прелюдией к гораздо более крупному и серьезному военному конфликту, вызванному столкновением интересов Англии, Франции и других держав — войне за Австрийское наследство (1740— 1748). Продолжая военные действия против Испании, союзницы Франции, английский флот атаковал в 1740—1742 гг. Картахену, побережье Венесуэлы, Панамы и другие испанские владения в Америке.
Хотя Испании удалось сохранить свои позиции в бассейне Карибского моря, вскоре они вновь оказались под угрозой. Как указывалось выше, в период Семилетней войны (1756—1763) англичане захватили Гавану и в качестве компенсации за ее возвращение заставили Испанию уступить Флориду, а во второй половине 90-х годов XVIII в. в результате войн с Францией и Англией испанская монархия лишилась таких важных колоний в Вест-Индии, как Санто-Доминго и Тринидад.
Португалия со времени войны за испанское наследство фактически оказалась под протекторатом Англии. Последняя по Метуэнскому договору >1703 г. добилась значительных торговых привилегий в Португалии и Бразилии. В конце XVIII в. зависимость Португалии от Англии еще больше усилилась, что позволило англичанам почти полностью монополизировать торговлю с Бразилией.
Колониальный режим, установленный европейскими завоевателями, являлся тормозом для дальнейшего развития американских колоний. Поэтому здесь в конце XVIII — начале XIX в. усилилось стремление к освобождению от гнета колонизаторов. Подъему освободительного движения народов Латинской Америки способствовали борьба английских колоний в Северной Америке за независимость (1775—1783) и Великая французская революция 1789—1794 гг. Под непосредственным влиянием французской революции произошла революция негров-рабов в Сан-Доминго, увенчавшаяся созданием первого независимого латиноамериканского государства Гаити.
[1] Цит. по: Ф. С. Ф о н е р, История Кубы и ее отношений с США 1492— 1845 годы, М., 1963, стр. 39.
[2] Влиятельные круги Англии, стремившиеся развязать войну против Испании, использовали в качестве повода инцидент, происшедший в 1731 г., когда испанцы, захватив близ побережья Кубы английский бриг с контрабандным грузом, в наказание отрезали ухо капитану британского судна Дженкинсу.