Батальные фрески в Ишмикильпане
Когда испанцы прибыли в Мексику они столкнулись с армией элитных ацтекских воинов, в основном представляющих жестокие соперничающие касты воинов орлов и ягуаров, отличаемых по их военным костюмам. Когда испанские военные методы и тактика уже превалировали в Мексике, воспоминания и мифы о древних воинских кастах продолжало волновать фольклорное воображение населения.
Хотя в постконкистском искусстве мало кому было дозволено обращаться к теме каст орлов и ягуаров, есть всё же и исключения: в этом плане примечательны фрески августинского монастыря Ишмикильпана – ряд полихромных фресок, уникальных для мексиканского искусство настенной живописи.
Прямо за западными дверьми церкви, под сводчатым хором, на фрагментарных фресках изображены воины орла и ягуара, вовлечённые в разговор с характерным для ацтеков отображением речи при помощи завитков.
Затем раскрывается в огромных фресках, тянущихся под хором по обеим сторонам нефа, великолепный ряд батальных настенных рисунков. Воины орлы, ягуары и койоты, одетые в шкуры, мантии и перьевые шлемы, участвуют в серии жестоких стычек, отрубая друг другу головы своими мечами с обсидиановыми краями. Вдоль северной стены воины ведут сражения со сверхъестественными чудищами, в том числе кентавров и фигур беременных женщин, появляющихся из огромной почки аканта.
Хотя значение этих динамичных и разноцветных фресок является предметом спора, они могут отображать бурные 1570-е годы когда Ишмикильпан был подвержен постоянным атакам кочующих племён чичимеков. Чичимеки были окончательно вытеснены с территории осёдлыми отоми в решающем сражениисчитавшимся в то время триумфом христианства над язычеством.
Возможно эти фрески запечатлели эту самую победу, что объясняет почему подобный очевидный пример доиспанского художественного стиля был разрешён монахами в христианской церкви, хотя возможно ещё то, что они также отображают более древний ритуал отоми – удивительным образом сохранившийся спустя 50 лет после испанской конкисты. Эти сцены очень сильно контрастируют с традиционными фресками монастырей того времени, обычно монохромными и посвящёнными библейским персонажам – некоторые из которых, изображающие Страсти Христовы, находятся в ризнице Ишмикильпана.
Ниже показано несколько сохранившихся батальных фресок, которые ранее были закрашены побелкой и были восстановлены лишь в середине 1900-х годов.
Автор - Ричард Д. Перри, 1992,1999
Перевод с англ.яз. - Sam (www.indiansworld.org)
Источник -