Изображения на керамике майя как историко-этнографический источник
Изображения на парадной керамике майя занимают совершенно особое место среди произведений искусства классической эпохи (I—IX вв. н. э.). Многочисленные мифологические, ритуальные, дворцовые и батальные сцены, помимо большой художественной ценности, представляют собой уникальный по богатству и разнообразию историко-этнографический источник для изучения мифологии, религии, социальной организации, быта элиты в городах и многих других сторон жизни древних майя.
Первое издание парадных сосудов было осуществлено английским археологом Г. Гордоном1. Настоящее открытие керамики майя состоялось только в 70-х годах после издания известным американским археологом и специалистом по культуре майя Майклом Ко трех альбомов, в которых им были опубликованы изображения на сосудах из музеев и частных коллекций2. В настоящее время общее число известных специалистам сосудов со сценами, выполненными полихромной росписью или в технике резьбы по сырой глине, превышает 2 тыс. (издано более 500 изображений). Подавляющее большинство парадных сосудов датируется археологами позднеклассическим временем — VII—IX вв.
Большая часть парадной керамики происходит из погребении знати майя, однако не является погребальной по своему назначению. Состояние многих сосудов свидетельствует об их длительном использовании в качестве ритуальной посуды до того, как они попадали в сопроводительный инвентарь погребений. После перевода Ю. В. Кнорозовым надписей на сосудах3 спорный вопрос о функциональном назначении парадной керамики4 решился окончательно: сосуды являлись принадлежностью поминального ритуала.
Первая часть кольцевых (идущих вокруг венчика) надписей, названная Ю. В. Кнорозовым «заупокойной формулой», повторялась на многих сосудах. В ней сообщалось о смерти человека, которому посвящался сосуд, и спуске его души в преисподнюю. Там душа проходила долгий путь, пока не наступало время для ее реинкарнации. Ко дню вылета души из преисподней был приурочен поминальный обряд и заказывалась роспись на сосуде, изображавшая выдающиеся эпизоды из жизни умершего или сцены в подземном мире, где долгое время пребывала его душа. Вторая часть кольцевых текстов содержала титулатуру умершего. Судя по ней парадная керамика посвящалась памяти лиц, принадлежавших к высшей аристократии городов-государств: правителям и их женам, военачальникам, сановникам, жрецам.
Изображения на сосудах можно отнести к двум основным группам — мифологической и светской (мемориальной). Первая включает сцены из мифов, изображения богов и мифологических персонажей, вторая — сюжеты из жизни исторических лиц, в основном представителей знати майя. В последней группе выделяются дворцовые сцены, действие которых разворачивается в покоях главы государства, ритуальные, военные (батальные и победные). Сюжеты светской группы изображений на сосудах, достоверно воссоздающие быт элиты майя, представлены также в монументальном искусстве и мелкой пластике. Мифологическая же группа сцен на керамике является в настоящее время нашим основным источником для изучения религии и мифологии майя классической эпохи.
Мифологическая группа изображений
В сценах на керамике, функции которой были отличны от назначения жреческих справочников — иероглифических рукописей, боги дождя и другие фигуры пантеона, связанные с земледельческим циклом, почти не встречаются, тогда как мир богов преисподней раскрыт во всей своей полноте, красочности и многообразии. В иконографии обитателей подземного мира четко представлены все стадии антропоморфизации мифологических образов. Одни божества, антропоморфные, среди которых выделяются две иконографические группы5, выступают в качестве почитаемых богов, другие большая часть зооморфных персонажей — только как действующие лица мифов.
До публикации сосудов боги подземного мира у майя были известны только по скудным, отрывочным данным источников колониального времени, эпосу киче «Пополь Вух» и астекским параллелям. По этим сведениям преисподнюю населяли настоящие адские существа — олицетворения болезней и зол. Их владыкой считался бог смерти Вак Митун Ахав — «Владыка шести сфер преисподней». Ему в иероглифических рукописях майя XII—XIV вв. соответствует Ум Цек’ — «Владыка черепов», правитель сезона засухи, изображаемый в виде скелета с черепом вместо головы, один из основных персонажей рукописей.
В классическую эпоху сведения о преисподней были намного полнее, чем в предколониальный период. Подземным миром правили двое владык — бог Улитка и Черный владыка грозы. В «заупокойной формуле» преисподняя называлась «пространством» и «содружеством [братством, фратрией] Духа Улитки»6. Термин «ваай» — «дух» — у майя относился к группе древнейших божеств, первоначально тотемам родов племени. Сам бог Улитка, иконография которого идентична его изображению в рукописях, неоднократно появляется в сценах на сосудах. Он показан сидящим в своей раковине, выглядывающим из нее или идущим с ней за спиной. В нескольких сценах он изображен с сигарой и без раковины7. Древний хозяин съедобных улиток у собирателей, превратившийся в бога дождя у земледельцев, Улитка был в период формирования государств настолько важной фигурой пантеона, что получил должность бога-распорядителя добавочной пятидневки года, когда происходила смена власти у богов. Он вручал очередному богу-правителю право на власть в течение определенного календарного цикла8. Бог Улитка появляется также в сценах, имеющих, по мнению М. Ко, прямые аналогии в эпизодах расправы божественных близнецов эпоса киче с правителями Шибальбы — преисподней9. Все это подтверждает мысль о том, что скромный бог Улитка был владыкой преисподней и одним из главных богов пантеона майя в классическую эпоху.
Другой важной фигурой в сценах на керамике является хорошо знакомый по рукописям бог грозы — древнейший бог-воитель у племен майя, владыка губительных для посевов ливней и бурь, враг бога маиса. В миниатюрах рукописей бог грозы Тош — «Ливень» в полном вооружении сопровождает Великую богиню, свирепую хозяйку северных ветров и ливней, захватывает в плен бога маиса, убивает бога купцов. Головной убор бога настолько своеобразен, что позволяет легко узнать его: широкополая шляпа с листьями агавы и венчающий ее орел. «Птица грома» у северных племен прерий — орел был первоначально, очевидно, орнитоморфной ипостасью бога, а позже превратился в его атрибут. В сценах на сосудах Черный владыка грозового ливня изображается на троне под пологом с обычной для него сигарой и символами верховной власти «священным тюком» с реликвиями, стоящим у спинки трона, и головой бога огня в руках, украшавшей навершия скипетров верховных владык государств. В сцене торжественного совета, знаменующего, судя по надписи, начало эры майя — 4 Ахав 8 Кумху,— грозный властелин держит речь перед шестеркой богов войны и смерти, владыками шести сфер преисподней, сидящими с жестами покорности у его трона. Над стоящим на позвонках троном изображен мифический пекари с «ожерельем смерти» — символ сезона засухи10 (рис. 6).
Наличие двух владык-соправителей в преисподней, конечно, не было случайным. Видимо, уже жрецами ольмеков все божества пантеона в четком соответствии с племенной структурой были распределены по двум божественным фратриям, связанным, подобно своим реальным прототипам — фратриям племени, с двумя сезонами года. По рукописям в небесную голубую фратрию сезона дождя, главой которой считался бог неба Ицамна, входили благие покровители людей - боги дождя и грома, плодородия, торговли, огня. В сезон засухи миром правили зловещие боги красной фратрии, главой которой был бог смерти Ум Цек’. В нее входили боги смерти воины, солнца, губительных для посевов ливней и гроз без дождя. В мистических циклах рукописей главы небесных фратрий приходят к власти по очереди, как некогда два сезонных вождя племени, деля цикл поровну11.
Обитатели преисподней также группировались в две связанные с сезонами года фратрии. Эквивалентом небесной голубои была фратрия бога Улитки. Небесной красной фратрии соответствовала фратрия бога грозы Тош. Главы подземных фратрий - двое владык преисподней менялись у власти по сезонам и поэтому в сценах на сосудах появлялись только порознь в сопровождении подвластных им богов.
В состав подземных фратрий вошли боги-родоначальники, не утратившие в основном облика или черт древних тотемов, а также антропоморфные божества, заменившие тотемы родов. Они и являются основными действующими лицами мифологических сцен на керамике. Первоначально прародителями двух фратрий считались божественные близнецы, образы которых были отражением дуального деления родового коллектива. В I тысячелетии н. э. их связь с первичными фратриями была практически забыта и в мифологическом эпосе, главными героями которого являлись близнецы, родоначальниками четырех «великих домов» — фратрий киче выступали уже четверо полубогов-ягуаров, некогда фратриальных тотемов12. Это деление на четыре самостоятельные фратрии (по четыре рода в каждой) определилось на поздних этапах разложения родового строя и стало традиционным для всех племен майя. Причем, если фратрии, существовавшие в государствах майя только в качестве обрядового института, были после конкисты быстро забыты, то древние роды, носившие имена тотемов («патронимии»), сохраняли экзогамию во внутренних районах Юкатана и в Горной Гватемале вплоть до конца прошлого века.
Рис. 6. Совет богов красной фратрии. Сцена на сосуде из Тикаля (Сое М. The Maya Scribe and His World, сосуд № 49)
В параграфах юкатанских рукописей главными родоначальниками выступают разные персонажи: змеиный бог грома Гит Соот, бог Улитка, бог маиса и бог Солнца, по другой версии - пес, армадилл, олень и бог грозы13. По архаичному параграфу Дрезденской рукописи, в котором представлена символическая схема разрешенных и направленных браков между четырьмя фратриями, состоящие в браке роды представлены четырьмя парами божеств и тотемных животных: бог охоты — богиня олениха, небесный пес — самка грифа, Ицамна — самка лисы, бог грозы — богиня дева14. В трех первых парах жены принадлежат к красной фратрии, их супруги — к голубой (последняя пара — наоборот). Основных родоначальников, очевидно, было 16 — по традиционному числу родов в племени. Столько же владык смерти фигурируют в преисподней по версии «Пополь Вух» 15. В сцене на одном из сосудов показаны 32 бога-родоначальника — по два на каждый из 16 родов, т. е. сделана попытка увязать основных подземных персонажей с реальным числом родов в племени. Среди них — оба близнеца, оставленные жрецами в качестве родоначальников двух родов от противоположных фратрий, ягуары, лис, армадилл, четыре лягушки и две летучие мыши разных видов, гриф, москит и другие персонажи16.
Исследование изображений в рукописях и на керамике позволило определить основной состав подземных фратрий. К фратрии сезона дождя принадлежали: ее глава Улитка, богиня-дева, черный бог купцов, бог огня — посредник между людьми и богами, Облачный змей (наряду с богом Ягуаром самый значительный из зооморфных персонажей), Лягушка — одно из божеств дождя, Армадилл, молодой бог кукурузы, Аист, богиня пчел, Кецаль и другие персонажи.
В красную фратрию сезона засухи входили: бог грозовых ливней Тош — ее владыка, Великая богиня (поздний вариант ольмекской богини Луны — главы пантеона ольмеков), Ягуар, изображаемый в обеих своих ипостасях — атропо- и зооморфной, Болон Йокте — один из богов войны и смерти17, Летучая Мышь — страж преисподней, Олень, Обезьяна, Лис, Кролик, Тапир, Пекари, Попугай, Собака с чертами ягуара, Гриф, Москит, бог смерти в виде скелета. Аналогичные последнему персонажу два бога смерти с календарными именами Хун Каме и Вукуб Каме (I Смерть и VII Смерть) в эпосе киче заняли место двух прежних владык преисподней и глав подземных фратрий.
У каждой фратрии племени, очевидно, был свой загробный мир. Души — призраки умерших (ассоциировавшиеся с тенью человека) направлялись в свои подземные фратрии. В I тысячелетии такая последовательность уже не соблюдалась и все души спускались «по холодной лестнице» в «содружество Духа Улитки» (существовали и другие версии посмертной судьбы душ18). По представлениям древних майя, которые стали известны только после перевода Ю. В. Кнорозовым надписей на сосудах, призрак умершего в преисподней должен был пройти большой путь, полный лишений и испытаний, причем не в порядке индивидуального возмездия: к богам преисподней попадали все. Вход в подземный мир находился в глубоких горных пещерах Альта-Верапаса, населенных тысячами летучих мышей-вампиров. Стражем преисподней поэтому и считалась страшная Летучая мышь — смертельный враг мифических близнецов19. Героям-полубогам эпоса, прежде чем выйти победителями в борьбе с богами смерти, пришлось преодолеть ущелья с колючими деревьями, переплыть реки крови, выдержать муки в пяти «Домах испытаний». Призрак умершего должен был пройти все сферы этого мира.
На «холодной лестнице» призрак встречали «демоны» из свиты Великой богини, которые сопровождали его в «место очищения». «Очищение», необходимое для последующей реинкарнации души, понималось вполне реалистично: сначала как промывание с помощью «огненной щиплющей жидкости», вводимой большими клизмами (изображение последних на крыльях Летучей мыши, в руках у богов, символы, отходящие вниз от ягодиц, недвусмысленно говорят о характере промывания), затем как обдирание мяса с костей и расчленение (поэтому символика сцен многими исследователями связывается с человеческими жертвоприношениями) и, наконец, как очищение пламенем и водой. Боги, участвующие в процессе очищения призрака, всегда из красной фратрии, показаны в танцевальных шествиях с большими шарфами на шее, сосудами, клизмами, ножами — всем необходимым для очищения. Ведущими процессий выступают бог Ягуар или бог смерти в виде скелета, участниками — Олень, Обезьяна, Собака, Кролик, Летучая мышь и др. Боги из голубой фратрии аккомпанируют на музыкальных инструментах (рис. 7).
Видимо, после всех этих операций призрак должен был уменьшиться до размеров эмбриона. Тогда но прошествии 819 дней после смерти он улетал «в селение в лоно женщины», или, точнее, его из преисподней выносил в клюве Аист, а бог Обезьяна вкладывал душу в утробу женщины. Молодая богиня, Аист, Обезьяна и бог Улитка фигурируют в мифах и сценах, иллюстрирующих концепцию реинкарнации призрака21. Зачатие ребенка без такого воплощения считалось невозможным. Исходя из этих представлений телу умерших (по одному из древнейших видов погребального обряда) придавалась поза еще не родившегося ребенка и иероглифический знак умершего изображал спеленутый в позе эмбриона труп22. Смерть тем самым предшествовала рождению и понималась необходимым условием жизни. Поэтому «заупокойная формула» была названа Ю. В. Кнорозовым также «формулой возрождения». В ней утверждалась идея бессмертия души.
В день вылета призрака из преисподней, который точно рассчитывали жрецы, знать майя устраивала пышный поминальный ритуал, во время которого принимались наркотики. В состоянии транса участники обряда общались с духом умершего, возвратившимся из обители богов. К этому дню заказывался сосуд с изображениями.
Рис. 7. Ритуал очищения в преисподней. Сцена на сосуде из южного Кампече или северного Петена (Сое М. The Maya Scribe and His World, сосуд N. 46)
С представлениями о воплощении душ умерших и предках как творцах жизни был связан еще один образ мифологических сцен на сосудах-мировое дерево23. Оно росло в центре мира и соединяло все сферы мироздания. По нему, согласно одной из версии, душ умерших поднимались из преисподней. В связи с этим мировое дерево и его родичи и представители — огромные сейбы, росшие на главной площади в каждом селении майя, считались местонахождением «мистических отцов». Ими в рукописях выступают все те же предки-родоначальники и древние тотемы24. Беременность понималась также как следствие посещения женщины таким отцом, само название мирового дерева — «Семенное» — говорит о том, что оно считалось носителем семян жизни. В эпосе киче эта идея подчеркнута версией зачатия второй пары близнецов от слюны (семени) повешенной на ствол отрубленной головы героя-полубога Хун Хун-ах-пу, который здесь выступает в качестве такого «отца». Птица, живущая на вершине мирового дерева—«дух дерева», как ее называли юкатеки (Кецаль с головой бога дождя на рельефах Паленке, Сокол в эпосе киче и у майя Юкатана, Аист в текстах на сосудах), считалась посланницей богов, посредницей между ними и людьми и передавала души по назначению25.
Мировое дерево служило обителью главному богу дождя, поэтому его родичи сейбы были местом поклонения богу. Они почитались также как племенные святыни, как символ единства племени. Поэтому в рукописях оно изображено в виде голубого и красного облачных змеев - символов двух фратрий, тела которых слиты в ствол, а хвосты разделены на четыре ветви (т. е. дана символическая схема племенного деления). Под священным деревом собирался совет племени и приносились жертвы по торжественным случаям. Боги от обеих фратрий также собирались на советы и церемонии у мирового древа. Подобно двум главам государства — правителю и верховному жрецу на рельефах храмов в Паленке, боги-правители четырехлетнего цикла приносили жертвы перед ним26.
Очевидно, под священным деревом в древности совершались обряды инициации, включавшие мучительные операции кровопускания, описанные Д. де Ланда и изображенные на сосуде из Уэуэтенанго и в Мадридской рукописи: военная знать государств и боги от обеих фратрий пускали кровь из пенисов, стоя над сосудами или «нанизывая» себя на одну веревку, что призвано было символизировать единство племени27. По мифу версии «Пополь Вух», около колючего тыквенного дерева — версии мирового — после пяти ночей испытаний, соответствующих обряду инициации, были обезглавлены герои-близнецы. По рукописям, у такого же змеиного мирового дерева с колючками на стволе по случаю циклического праздника 1 Ахав в жертву приносилась девушка. Этот праздник при неподвижном 260-дневном цикле соответствовал празднику Па Кум Чак юкатанских майя, во время которого совершались пятидневные бдения и самоистязания в виде обряда «нанизывания» 28.
Заканчивая краткое рассмотрение основных сюжетов мифологической группы изображений, нужно подчеркнуть, что в сценах на парадной керамике действуют все три группы божеств, обитавших, по представлениям древних майя, в преисподней: 1. Тотемы фратрий и родов, предки-родоначальники, главы подземных фратрий, владыки сфер преисподней (персонажи этой группы являются основными действующими лицами сцен на сосудах); 2. Боги звезд и планет, спускавшихся ночью в подземный мир (бог планеты Венеры Хун Ахав и др.); 3. Божества-демоны, чудовища и бесы, олицетворения болезней и бед, бог смерти в виде скелета (ко времени записи «Пополь Вух» представления об этих божествах постепенно вытеснили образы богов-родоначальников; двое верховных владык преисподней — главы подземных фратрий — были забыты окончательно: вместо них в эпосе фигурируют два безгласных деревянных идола29).
Светская группа изображений
Большинство парадных сосудов, как уже отмечалось выше, посвящены памяти представителей элиты майя. В сценах светской группы сюжетов, действие которых в основном разворачивается во дворце — резиденции главы государства, изображены выдающиеся эпизоды из яшзни правителей, крупных военачальников, верховных жрецов и других видных сановников. В центре этой группы, как и в монументальном искусстве, находится фигура правителя. В надписях, сопровождающих сцены, он называется «благим», «возвышенным повелителем и правителем», «высоким владыкой», «покровителем». Обычно владыка восседает па троне под балдахином. Трон его в виде помостов разной высоты и формы или большой подушки, покрытой шкурой ягуара, так и назывался — «циновка ягуара». Шкура этого хищника покрывала также носилки и походный гамак правителя.
Из нее шилась поясная одежда владыки. Бог Ягуар считался родоначальником и покровителем многих царских династии, и его шкура, голова, когти служили символами верховной власти. Еще одним подобным атрибутом являлся обтянутый материей «священный тюк» с реликвиями, соответствующий «Узлу закутанного величия» эпоса и хроники киче30, который изображался на троне или около него. Богатством головного убора, полностью состоявшего из набора символов и являвшегося главным показателем фратриалья и семейной принадлежности, социального ранга и боевых заслуг, правитель превосходил всех. Головной убор его включал длинные голубые перья кецаля, маски богов и тотемных животных, а также большой цветок водяной лилии, иногда с подвеской в виде рыбы, клюющей цветок. Владыка выделялся богатством нефритовых украшений, в том числе пекторалью со знаком «ла» - «влдыка». Правителя окружает многочисленная свита: военачальники, жрецы, придворные различных статусов и рангов - писцы, палачи, музыканты, актеры, танцоры, карлики, состоявшие, видимо в качестве личных и «тайных» советников владыки слуги. Жены правителей часто сопровождают своих супругов - сидят на троне позади них, обмахивают веером, подносят напитки31 (рис. 8).
Рис 8. Дворцовая сцена на сосуде из Петена (Clarkson P. Classic Maya Pictoral Ceramics, сосуд № 4)
Аристократы проводили время в пирах, церемониях и военных походах. Перед владыкой и его свитой выступали поэты и музыканты, разворачивались костюмированные представления с участием имперсонаторов божеств, горбунов и акробатов. Игра в мяч была любимым занятием и развлечением знати. Частое изображение игроков на керамике свидетельствует о том, сколь почетным был титул хорошего игрока. Игра велась большим каучуковым мячом между двумя командами по два-три игрока в каждой или двумя соперниками. За игрой, стоя на ступенях стадиона, наблюдали судьи.
Все правители были хорошими игроками — или претендовали на это звание — и часто изображались в этой роли на рельефах стадионов и стелах. На одном из сосудов на тронном помосте рядом с правителем помещены предметы его игровой экипировки — залог силы и гордость каждого игрока: пояс и большой круглый ящик, подобный тем, в каких до наших дней хранятся мячи в штате Синалоа (западная Мексика). Игроки всегда принадлежали к противоположным фратриям. В одной сцене игроку из рода Оленя (красная фратрия) противостоит игрок из рода Цапли (голубая), в другой — соперниками выступают игроки из рода Оленя и рода, покровителем которого был черный бог купцов32.
Правитель сам участвовал в светских развлечениях знати, но прежде всего он изображен за ведением важных государственных дел: возглавляет военные походы, собирает дань с покоренных селений и городов, участвует в жертвоприношениях богам, возглавляет верховный совет государства, беседует с верховным жрецом и придворным карликом33.
На многих сосудах правитель показан в сопровождении трех персон, сидящих у трона по правую руку владыки (на изображениях—слева) или стоящих около него. Они следуют за носилками владыки, участвуют вместе с ним в охоте на оленей. Богатством одежды и украшений эти три сановника практически не уступают правителю. В двух сценах принятия дани с завоеванных земель у всех четверых подчеркнуто одинаковые головные уборы. Лишь большой цветок водяной лилии прикрепленный сзади к тюрбану, выделяет убор верховного владыки34. В надписи, сопровождающей одну из упомянутых сцен, каждый из трех сановников, подобно правителю на троне, назван титулом «ла» — «владыка» (в старом языке майя «ах’-ав») с эпитетом «высокий»35. Четверо владык являются главными действующими лицами всех сцен, изображенных на стенах Храма росписей в Бонампаке,— сражения и ритуалов победного празднества с жертвоприношением пленных и танцами. Судя по этим сценам и изображениям на сосудах, соправители имели право носить такую же, как и правитель, поясную одежду из шкуры ягуара и символы ягуара в головном уборе (рис. 9). В сценах на керамике четверо владык участвуют в танцевальных процессиях перед помостами с привязанными к ним жертвами, танцуют перед человеческим жертвоприношением в роли имперсонаторов богов-ягуаров и птицы-пумы. На рельефе стелы 11 в Йашчилане три соправителя стоят на коленях перед верховным владыкой города, Хищным Ястребом36.
Рис. 9. Владыка и соправители. Дворцовая сцена на сосуде из южного Кампече (Сое М. The Maya Scribe and His World, сосуд № 30)
Объяснение подобной комбинации — правитель и три его соправителя — мы находим в источниках колониального времени, а также в ритуале и образах некоторых богов, в которых нашли отражение этапы сложения государства и структура власти в нем. Как отмечалось выше, деление племени на четыре фратрии, связанные в религиозной символике со странами света, соответствующими цветами и богами, было традиционным у майя. В сложившихся к рубежу нашей эры городах-государствах майя продолжали сохраняться сильные племенные традиции. Племя формировало государство, и традиционная четырехфратриальная схема сохранялась в структуре верховной власти, поселений, культа и ритуала. Многие города постклассического периода делились на четыре квартала (Майяпан, Ицамканак, Потончан, Хакавиц, Чи-Киш и др.). В XVI в. во всех селениях Юкатана было четверо ворот, ориентированных по сторонам света. После завоевания северного Юкатана племенем ица под предводительством тольтеков во главе нового государства встал правитель — бывший военный вождь племени, а главы трех остальных фратрий ица превратились в его соправителей с титулами «чаак» — «помощник». Все четверо носили высший в государстве титул «ахав» — «владыка». При «батабах» — начальниках селений и городков, назначаемых правителем, состоял совет из глав четырех кварталов. В Майяпане при Хунак Кееле, который как узурпатор в традиционную для ица «четверку» не вписался, состоял совет из четырех «стражей ворот» — глав кварталов. Такой же была структура власти у чонталь Табаско и Акалана, правители которых не могли принять ни одного решения без совета с главами четырех кварталов столиц государств. При верховном владыке киче состоял совет из трех «ним чокох» — «великих избранников», представлявших первоначально каждую из четырех фратрий киче37. Таким образом, структура верховной власти в государстве копировала ее организацию в ранний период сложения городов-государств. Очевидно, уже в I тысячелетии н. э. все основные должности в государстве стали наследственными в определенных родах (фактически генеалогических), однако в ритуале сохранялись явные свидетельства сменяемости главных сановников государства в период его возникновения.
Первоначально вожди фратрий (и, подобно им,— главы фратрий божественных) сменялись по сезонам. Аналогичная смена власти четко фиксируется уже у ольмеков38. Более сильные в военном и экономическом отношении вожди красной фратрии неоднократно захватывали власть в складывающихся государствах. Позже в ожесточенную борьбу за власть, в условиях которой шло формирование государства, включились четверо глав фратрий племени, не желавших уступать первенства друг другу и потому сменявшихся у власти поочередно каждый год. Соответственно, в ритуале четырехлетнего цикла у власти ежегодно менялись четыре бога-правителя — по два от каждой фратрии: бог Солнца, Ицамна, бог смерти и бог огня. Эти же персонажи фигурировали в ритуале четырехлетнего цикла, которых в XVI в. происходил перед началом нового года во всех селениях Юкатана. В дни смены власти у богов выбирался новый глава селения для руководства новогодним ритуалом и всеми церемониями в течение года39. Естественно, каждый претендент на трон стремился узурпировать власть, для чего, помимо военной силы и политических интриг, требовались п определенные теоретические основания. Их разработкой занимались жрецы — сторонники введения единого солнечного календаря, поддерживающие идею узурпации. Именно для ее оправдания и были предприняты все три реформы календаря. Со времени III реформы (IV в.) смена власти отошла окончательно в область мифологии. Каждые 20 лет в городах происходила церемония подтверждения власти уже несменяемого владыки от лица очередного бога-правителя. Подобным же образом батабы селений должны были каждые 20 лет проходить церемонию переутверждения при дворе40.
Когда царская власть окончательно преодолела сопротивление племенных традиций и узурпация трона одной династией получила божественную санкцию, вся полнота власти сосредоточилась в руках правителя, а три его былых соперника превратились в его соправителей и советников. Соотношение сил в правящей четверке, несомненно, зависело от личных качеств самих сановников. В постклассический период институт соправления как пережиток ранней стадии становления классового общества сохранялся лишь номинально, и в нарушение традиции постепенно все четыре высшие в государстве должности сосредоточились в руках одной семьи (так было в государствах ица и киче). Очевидно, и в I тысячелетии н. э. в некоторых городах в верховный совет уже входили родственники правителя. В одной из сцен среди сидящих у трона соправителей — брат верховного владыки: у обоих одинаковые прически и они абсолютно похожи друг на друга41.
Города-государства майя постоянно воевали между собой. Основным стимулом войн был захват рабов-военнопленных, необходимых для ведения строительных работ в городе и обработки плантаций знати. Кроме того, ежегодно после сбора урожая военные отряды нападали на караваны носильщиков, несущих дань во враждебные города. В военных действиях принимали участие профессиональные воины, составлявшие постоянный гарнизон городов и гвардию при особе правителя, аристократы и ополчение, которое в случае необходимости приводили правителю батабы селений. В организации армии продолжал сохраняться древний принцип руководства племенем. Верховным главнокомандующим считался правитель, от имени или под личным предводительством которого совершались военные операции. При нем состояли два главных военачальника «накона» — в прошлом сезонные вожди племени. В XVI в. одного из двух «наконов» ежегодно чествовали на празднике Па Кум Чак («возведение [на трон] великого [вождя]»), во время которого в древности происходила смена у власти сезонных вождей42. К этому времени, видимо, восходит титул «хозяин периода правления», которым назван военачальник в надписи на сосуде из Брода Ягуара (Наранхо)43. Во многих батальных и победных сценах военачальники изображены вместе с владыкой. Они подводят к нему пленных, сидят или стоят у трона с жертвенными трезубцами или с тюком со знаками «х’а» «пища» (символом дани) и «посохом», как у двух полководцев на стеле 11 в Йашчилане (реверс) (рис. 10). После победы обоих военачальников, украшенных пышными плюмажами, торжественно вносили в город на плечах. За ними следовали воины с трофейными головами врагов за спиной и музыканты. На двух сосудах, посвященных памяти крупного военачальника из Брода Ягуара, он назван «защитником», «копьеносцем, почитаемым предводителем, почтенным военачальником». В батальной сцене он показан во главе отряда с копьем и трофейными головами. На его лице — две полосы, символ раны, как у бога войны в рукописях. Волосы воинов его отряда, которые подводят пленных к правителю, окрашены в красный цвет в знак готовности умереть в сражении, принести себя в жертву богам войны (богам красной фратрии). В дворцовой сцене тот же военачальник с трофейными головами у пояса приносит к трону правителя захваченные в походе дорогие узорные плащи44.
Рис. 10. Правитель и двое военачальников. Дворцовая сцена на сосуде из южного Кампече (Сое М. The Maya Scribe and His World, сосуд № 32)
Знатные военнопленные и рабы приносились в жертву. Обилие проливаемой крови магическим образом призвано было обеспечить плодородие полей, обилие дождей и урожая, успех в любых начинаниях. Жертвоприношения богам совершались по случаю засухи, неурожая, голода (чрезвычайные жертвы) и в связи с ежегодными праздниками (регулярные жертвы): перед посевом, во время циклического праздника 1 Ахав и в новогодние торжества, включавшие обрядовый сев. Многие жертвы, среди которых были специально выбранные целомудренные юноши и девушки, отправлялись в качестве посланников к богам дождя. В знак этого их тела покрывали лазурью. Жрецы наставляли их в том, что они должны были передать богам. Их обезглавливали, вырывали сердца у священных деревьев, сбрасывали живыми в Священный Сенот в Чичен-Ица, метали в жертву копья, привязав к столбу на площади. Обряды человеческих жертвоприношений и отправления посланников обязательно сопровождались музыкой и танцами. Палачи в наряде монстров, правитель и соправители, главные военачальники и жрецы с жертвенными ножами и топорами, в масках и костюмах богов танцевали перед помостами с привязанными к ним жертвами (рис. 11). За принесением в жертву пленных следовали кровопускания, которые совершали правитель, члены его семьи и верховный жрец45.
Рис. 11. Отправление посланника к богам. Ритуальная сцена на сосуде из северо-восточного Петена (Сое М. Lords of the Underworld, сосуд N 1)
Верховный владыка правил от имени и под покровительством богов, считался олицетворением и носил имя бога, руководил государственным культом плодородия, однако жрецом в прямом смысле не был. Вместо него во главе жреческой иерархии стояла чрезвычайно влия тельная политическая фигура, обладавшая огромной реальной властью, верховный жрец, функции которого отличались от функции светского главы государства. Советник правителя, верховный жрец возглавлял строгую иерархию жрецов, контролировавших всю жизнь в государстве. В обязанности верховного жреца входили прежде всего астрономические наблюдения и календарные расчеты, связанные с составлением жреческих справочников, подобных известным юкатанским рукописям, необходимых для успешного проведения земледельческих работ. В строгом соответствии с календарем жрецы требовали совершения обрядов и жертвоприношений, назначали время выступления торговых караванов и военных отрядов. Верховный жрец руководил редактированием и рассылкой рукописей жрецам всех подвластных городу селений. Он назначал сельских жрецов, состоявших советниками при батабах селений. В его распоряжении имелся большой штат ученых жрецов, писцов и прорицателей48.
В дворцовых сценах на сосудах верховный жрец показан обычно по левую руку от владыки (с другой стороны от трона по отношению к соправителям). Он участвует вместе с правителем в поминальном пиршестве (рис. 12), в обряде кровопускания для предотвращения засухи и часто показан беседующим с ним47.
Рис. 12. Сцена поминального ритуала на сосуде из южного Кампече (Сое М. The Maya Scribe and His World, сосуд № 27)
Должность верховного жреца была чрезвычайно ответственной уже на самых ранних этапах сложения государств. В мифической иерархии аналогичные функции выполнял бог-распорядитель. По традиции передача власти очередному правителю происходила перед началом нового года в течение «пяти зловещих дней». Распорядитель — бог и жрец, считавшийся имперсонатором бога,— давал очередному правителю право на власть. Первоначально распорядитель следил за тем, чтобы будущий правитель — земной и божественный — не совершил попытку преждевременного захвата власти, а правящий не задержался дольше положенного срока. В дальнейшем, когда захват власти в государстве одной династией получил религиозную санкцию, бог-распорядитель в течение пяти последних дней года следил за сменой богов-правителей, а верховный жрец — за подтверждением власти уже несменяемого владыки от лица богов. Поэтому не случайно в период гегемонии Майяпана верховный жрец продолжал носить знаменательный и красноречивый титул «ахав канул» или «ахав канул иш поп ти балам» — «страж владыки» или «страж циновки ягуара» (т. е. трона)48.
Древнейшей распорядительницей была, очевидно, Великая богиня Луны — глава пантеона ольмеков. На рельефах стелы 3 в Ла-Венте и стелы Д в Трес-Сапотес она вручает атрибуты власти правителю и бородатому богу грозы — прототипу бога Тош у майя. В ритуале богине соответствовала верховная жрица. После религиозно-политических реформ рубежа нашей эры на пост верховного жреца и соответствующую должность в пантеоне выдвинулись мужские персонажи. В государствах майя имя, титул и иконография бога-раснорядителя неоднократно менялись, что свидетельствует о борьбе между группировками жрецов. Древнейшим распорядителем у майя был бог Улитка, глава голубой фратрии богов преисподней, носивший титул Хо Ваай Тун — «владеющий пятью зловещими днями года». Олицетворявший его жрец носил имя бога и изображение крапчатой улитки в головном уборе49. В Дрезденской рукописи распорядителем выступает бог Опоссум с титулом Мам — «дед по матери». В тексте о странствиях ица этот же титул имел верховный жрец племени, вручавший по очереди власть представителям родов Скорпиона, Игуаны, Оленя и Каймана, главных в четырех фратриях. В Мадридской рукописи фигурируют и другие распорядители (вероятно, местные) — бог Лягушка и бог Фрегат50.
Одной из важнейших обязанностей верховного жреца, судя по материалам изображений на сосудах, было предотвращение различных бедствий, особенно засухи, обрекавшей людей на голод и вымирание. Этой задаче призван был служить обряд прорицания, которым руководил верховный жрец — имперсонатор бога-распорядителя в образе медведя, одного из богов дождя51. Участники театрализованного обряда, совершавшегося под аккомпанемент оркестра жрец, прорицатель и музыканты,— находились в состоянии эйфории, вызванной принятием наркотической настойки. Это состояние воспринималось как вселение в прорицателя божества, вещавшего его устами. Прорицатель во время обряда гримировался для полного перевоплощения в вызванного бога. Ему ассистировали прислужница и жрица, олицетворявшая богиню грома Тит Соот. Особо важные для жизни государства прорицания на будущее «двадцатилетие» Доверялись имперсонатору бога Улитки, который от имени своего бога-покровителя давал советы, как предотвратить грядущую засуху. В самом обряде прорицания использовались древние магические приемы вызывания дождя. Можно предположить, что, когда место Улитки как бога-распорядителя занял в пантеоне бог Медведь, жрец Улитки оказался в подчиненном положении в штате нового верховного жреца, сохранив за собой важную должность прорицателя52.
Сюжеты, которых мы кратко коснулись в статье, конечно, не исчерпывают всех тем, представленных в сценах на парадной керамике майя. Работа только начинается. Однако уже на первых ее этапах стало возможным оценить богатство и разнообразие нового источника, раскрывающего для нас многие, неизвестные по другим памятникам стороны жизни древних майя, создателей самой развитой цивилизации Нового Света.
1.Gordon G. В., Mason J. A. Examples of Maya Pottery in the Museum and Other Collections. Philadelphia. 1925—1943 (далее — Gordon).
2.Coe M. D. The Maya Scribe and His World. New York, 1973; Idem. Classic Maya Pottery at Dumbarton Oaks. Washington, 1975; Idem. Lords of the Underworld. Princeton. 1978 (далее — Coe, 1973; Coe, 1975; Coe, 1978).
3.Надписи на керамике переведены с древнего языка майя Ю. В. Кнорозовым. См. серию статей в журнале «Латинская Америка» (1982, № 6, 9; 1983, № 3, 6; 1984, № 5, 6).
4.Сое, 1973, р. 11—13, 22; Clarkson Р. В. Classic Maya Pictoral Ceramics: A Survey of Content and Theme.— In: Economy and Architecture of the Ancient Maya. Los Angeles, 1978, p. 87—88 (далее — Clarkson).
5.Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя. М.— «П., 1963, с. 241—245.
6.Сосуды № 8, 9, 14, 21, 26, 53—Сое, 1973; № 6, 10 — Сое, 1975; № 6, 11, 19 — Сoe, 1978; №14 – Clarkson.
7.Сосуды № 16, 74, 70 — Сое, 1973; № 10 — Сое, 1975; № 10 — Сое, 1978; № 18 — Clarkson; Д 17 а 1, 21 в 1, 66 а 2, 66 б 3 — с. 21, 28, 68, 75. Д и М (далее) — сокращенные обозначения иероглифических рукописей майя Юкатана, названных по месту их хранения Дрезденской и Мадридской. Цифрами обозначены страницы рукописей по изданию в кн.: Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя. Последующее цифровое обозначение отсылает к соответствующим страницам перевода рукописей в кн.: Кнорозов Ю. В. Иероглифические рукописи майя. Л. 1975. .
8.Кнорозов Ю. В. Иероглифические рукописи майя, с. 254—255.
9.Пополь Вух. М.; Л, 1959, с. 59, 76—78; Сое, 1973, р. 13, 22, 47, 124; Сое, 1978, р. 12—13; сосуды № 16, 64 — Сое, 1973; № 10 — Сое, 1978.
10. Кнорозов Ю. В. Иероглифические рукописи майя, с. 235—236. Сосуды № 49, 56 —Сое, 1973; Д 53, М 32 а, 79—80 а — с. 62, 133, 176—177; Кнорозов Ю. В., Ершова Г. Г. Жрецы-астрономы майя.— ЛА, 1983, № 6.
11. Кнорозов Ю. В. Иероглифические рукописи майя, с. 253.
12. Пополь Вух, с. 81—83, 102—103. По нашему мнению, памятники ольмекского изобразительного искусства свидетельствуют о том, что ягуары считались тотемами четырех фратрий и у ольмеков. В эпосе какчикелей легендарными прародителями выступают два вождя — Гагавиц и Сактекау, от которых произошли четыре фратрии племени. Recinos A. Memorial de Solola. Anales de los Cakchiqueles. Mexico, Buenos Aires, 1950, p. 48—49.
13. Д 12 в, 21 б, в, M 91—92 r — c. 19, 25—26, 28—29, 205—206.
14. Д 13—14 в — с. 19—20; Кнорозов Ю. В. Иероглифические рукописи майя, с. 246.
15. Пополь Вух, с. 32—33, 36, 59—61, 203—205.
16. Сосуд № 37 — Сое, 1973.
17. Кнорозов Ю. В., Ершова Г. Г. Жрецы-астрономы майя, с. 129—130.
18. Кнорозов Ю. В. Иероглифические рукописи майя, с. 249—250.
19. Сосуды № 12, 24 — Сое, 1973; № 10, 38 — Gordon.
20. Quirarte J. The Representation of Underworld Processions in Maya Vase Painting.— In: Maya Archaeology and Ethnohistory. Austin, London, 1979, p. 119— 130. Сосуды № 45, 49 — Coe, 1973; № Ц, 14, 16 — Coe, 1978; № 10 — Clarkson.
21. Надписи на сосудах № 26, 27, 47, 49 — Сое, 1973; № 11, 14, 19 — Сое, 1978. Сосуды № 25 — Сое, 1973, № 70 — Anton F. Kunst der Maya. Leipzig, 1968; Guiteras-IIolmes C. Perils of the Soul. The World View of a Tzotzil Indian.. New York, 1961, p. 337.
22. Кнорозов Ю. В. Иероглифические рукописи майя, с. 249—250.
23. Сосуды № 48, 54 — Gordon, № 20 — Сое, 1973; № 16 — Сое, 1978.
24. Д 21 б, М 91—92, г — с. 28—29, 205—206.
25. Пополь Вух, с. 39—40, 32, 85; Tozzer A. A. Comparative Study of the Maya and the Lacandones. London, 1907, p. 154.
26. Д 3 а, 54—57 в — с. 63—65; Сосуды № 20 — Сое, 1973; № 16 — Сое, 1978.
27. Ланда Д. де. Сообщение о делах в Юкатане. М; Л, 1955, с. 154; сосуд № 27 — Gordon-, М 19 б —с. 113, 114.
28. Пополь Вух, с. 33—36, 59—61; Д 3 а, М 91 в — с. 5—6, 199; Ланда Д. де. Сообщение..., с. 154, 183—184.
29. Пополь Вух, с. 33—36, 59—61.
30. Пополь Вух. Родословная владык Тотопикапана. М., 1959, с. 112—ИЗ, 137— 138.
31. Сосуды № 13, 29, 30, 32, 48, 55 — Сое, 1973; № 4, 12, 13 — Сое, 1975; № 19 — Сое, 1978; № 4 — Clarkson; № 30, 35 — Gordon, Foncerrada de Molina М., Lombardo de Ruiz S. Vasijas pintadas mayas en context» arqueologico. Mexico, 1979, p. 47, 180—181, 228—251, 316.
32. Stuart G. E., Stuart G. S. The Mysterious Maya. Washington, 1977; сосуд № 14 — Coe, 1975; № 7 — Clarkson.
33. Сосуды № 30 — Gordon; № 26, 31, 55 —Coe, 1973; №. 14, 15 — Coe, 1975; №. 19, 20 — Coe, 1978; M. Covarrubias. Indian Art of Mexico and Central America. New York, 1957, p. 228.
34. Сосуды № 28 — Coe, 1973; № 14, 15, 16 — Coe, 1975; № 19 — Coe, 1978; № 30, 52, 55 — Gordon; скульптурный камень 2 в Бонампаке. — Ruppert К., Thompson Е. J., Proskouriakoff T. Bonampak, Chiapas, Mexico. Washington, 1955, p. 31.
35. Кнорозов Ю. В., Ершова Г. Г. Правитель и полководец из Брода Ягуара.— ЛА, 1982, № 6.
36. Сосуды № 52—55 — Gordon, № 30 — Сое. 1973; № 16 — Сое, 1975; № 20 — Сое, 1978; Paul A. History on a Maya Vase? — Archaeology, New York, 1976, v. 29, N 2.
37. Ланда Д. де. Сообщение..., с. 129; Гуляев В. И. Города-государства майя. М., 1979, с. 92—98; Пополь Вух, с. 110, 115; Scholes Fr., Roys R. The Maya Contal Indians of Acalan-Tixchel. Norman, 1968, p. 35, 54—56, 177—178, 367; Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя, с. 52—54, 57—85.
38. Кнорозов Ю. В. Заметки о календаре майя. Монумент Е в Трес-Сапотес.— ЛА, 1973, № 6, с. 81—86.
39. Ланда Д. де. Сообщение..., с. 169—175; Д 54—57, с. 63—65.
40. Кнорозов Ю. В. Заметки о календаре майя.— СЭ, 1971, I, № 2; II, № 3; 1973, III, № 1.
41. Сосуд № 14 — Сое, 1975.
42. Ланда Д. де. Сообщение..., с. 153, 156—157, 183—184.
43. Кнорозов Ю. В., Ершова Г. Г. Правитель и полководец из Брода Ягуара; сосуд № 19 — Сое, 1978.
44. № 26, 32, 36 — Сое, 1973; № 19 — Сое, 1978.
45. Сосуды № 33, 38, 42, 45 — Сое, 1973; № 15, 16 — Сое, 1975; № 20 — Сое, 1978; Paul A. History...; Foncerrada de Molina, Lombardo de Ruiz S. Vasijas..., p. 282—283; M 34—37, c. 136—139. Ланда Д. де. Сообщение..., с. 153—155, 204, 206; Barrera Vasquez A. El Libro de los Cantares de Dzitbalche. Mexico, 1965, p. 26—27, 77—78 и т. д.
46. Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя; Он же. Иероглифические рукописи майя, с. 228; Ланда Д. де. Сообщение..., с. 148—151, 242.
47. Сосуды № 29, 55, 78 — Сое, 1973; № 14, 15 — Сое, 1975.
48. Кнорозов Ю. В. Иероглифические рукописи майя, с. 254—255; Он же. Письменность индейцев мая, с. 53—73.
49. Сосуд № 55 — Сое, 1973.
50. Д 54—57 а, М 20—21 d, 26—27 в — с. 63—65, 121, 126; Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев мая, с. 79—83.
51. Сосуд № 11 — Сое, 1978; Кнорозов Ю. В., Ершова Г. Г. Прорицание жреца.— ЛА, 1983, № 3, с. 123—131.
52. Бородатова А. А. Прорицатели и жрецы у древних майя.— СЭ, 1984, №1, с. 82—97.