Как индейцы майя обрабатывают свои мильпы — кукурузные поля
Как-то раз дон Симон пригласил археолога и художника посмотреть, как индейцы собирают урожай кукурузы. Большое поле перед «Домом правителя» было все засажено кукурузой. По словам дона Симона, кукурузные поля, возделываемые в непосредственной близости от древних городов, давали очень хороший урожай.
Кукурузное поле начиналось почти у самой террасы дворца. Тысячелетиями возделывается кукуруза в этих краях: ведь Гватемала и Южная Мексика ее родина. Великая цивилизация майя многим обязана древним земледельцам.
Гости были удивлены, каким примитивным способом кукуруза выращивалась на полях индейцев. Они возделывали ее так, как их праотцы еще до вторжения на их землю испанцев.
В сухой сезон, обычно в январе или в феврале, выбирается участок леса для мильпы — кукурузного поля. Раньше индейцы валили деревья каменным топором, позже — с приходом испанцев — металлическим; поваленные деревья сжигались. В мае или июне индейцы сажают кукурузу. Это делается крайне просто: палкой с заостренным концом индеец копает ямку в земле и бросает туда несколько зерен кукурузы. Ямка с зернами присыпается землей, и после этого поле предоставлено само себе.
Такую же картину наблюдал известный советский ботаник Николай Иванович Вавилов во время своего четвертого путешествия по странам Латинской Америки в 1932—1933 годах, то есть почти сто лет спустя после путешествия Стефенса. Вот что он писал в статье «Великие земледельческие культуры доколумбовой Америки и их взаимоотношения»:
«На Юкатане мы до сих пор могли наблюдать самые примитивные формы сельскохозяйственных орудий, как камнетерки для приготовления муки, деревянные палки для посева. Поля на Юкатане, как и в Чьяпасе, на юге Мексики, и в Гватемале, около Антигуа, нередко представляют собой как бы сообщество различных культурных растений: фасоль обвивает кукурузу, а между ними растут различного рода тыквы.
Естественно, что ручная культура майя, так же как ацтеков и сапотеков, должна была быть интенсивной. Отсутствие сельскохозяйственных животных заставило человека ограничивать площадь посева небольшими участками, обрабатывать тщательно небольшие площадки, вырабатывать своеобразные навыки ухода за растениями, как, например, надлом початков у кукурузы перед созреванием, широко практикуемый до сих пор в мексиканских деревнях и в Гватемале, по-видимому, для выравнивания созревания и, возможно, для борьбы с повреждениями початков насекомыми. Возделывание растений мелкими делянками заставило уделить внимание самому растению. Так, вероятно, появились первые селекционеры.
Культурная флора Мексики и Центральной Америки, даже в настоящее время, при значительном завозе сюда растений из Старого Света, останавливает внимание своей оригинальностью. По существу, до сих пор здесь господствуют древние американские эндемичные[50] культурные растения». И дальше: «Нет никакого сомнения в том, что земледельческая культура Мексики и Центральной Америки возникла самостоятельно и независимо от влияния Старого Света».
Я привожу здесь высказывания советского ученого Н. И. Вавилова из области историко-агрономических исследований. Однако они звучат в унисон с открытиями американского археолога Стефенса, который пришел к тому же выводу в области архитектуры и искусства Центральной Америки и Юкатана, а именно: культура народа майя возникла самостоятельно и независимо от влияний стран Старого Света.
Первоначальные догадки и искания приводят Стефенса к твердому убеждению, что индейцы майя были прямыми потомками талантливых строителей древних городов на территории Центральной Америки и Юкатана. К этому вопросу мы еще не раз вернемся в нашем путешествии по следам Стефенса.
* * *
В стране майя относились к кукурузе как к бесценному дару природы и приписывали ей магическую силу. Вспомним легенду о карлике, которую слушал Стефенс на пороге «Дома волшебника»: лепешка из кукурузы совершила чудо — спасла жизнь карлику. А вот отрывки из легенды о сотворении человека из книги «Пополь-Вух»[51] («Книга народа»).
Как гласит легенда, творцам Вселенной удалось создать человека только из кукурузы,— попытки создать его из глины, из дерева кончились неудачей.
[50] Эндемичные — местного происхождения.
[51] Пополь-Вух. Родословная владык Тотоникапана. М.—Л., 1959, серия «Литературные памятники».