К социальной семантике некоторых произведений изобразительного искусства
В существующей научной литературе вопрос о политическом строе теотиуканского государства, насколько мне известно, отдельно не ставился. Как в специальных исследованиях,1 так и в общих обзорах истории и культуры Месоамерики2 Теотиуакан обычно рассматривается зарубежными исследователями как теократическое общество, а нашими — как раннеклассовое государство такого же типа, что и остальные месоамериканские, т.е. с владыкой-царем во главе его.3 В данной статье делается попытка пересмотреть это установившееся мнение, исходя из анализа некоторых памятников изобразительного искусства.4
Теперь можно считать доказанным, что по крайней мере с начала классического периода (первые века нашей эры) стелы в Месоамерике связаны с царским культом. То, что предполагалось советскими учеными в начале 60-х гг.,5 получило затем подтверждение анализом иероглифических надписей на стелах зарубежными исследователями6 и работами В.И. Гуляева.7 Появилась даже возможность составить по эпиграфическим материалам стел династийные списки нескольких городов-государств майя (Пьедрас- Неграс, Киригуа, Копана, Тикаля, Паленке и др.).8 Подобные же проявления царского культа засвидетельствованы в Монте-Альбане и других городах-государствах классического периода (правда, в несколько меньших по масштабу размерах).
Здесь необходимо остановиться на одном малоосвещенном в научной литературе вопросе, а именно общей классификации месоамериканских стел и крупных рельефов по их содержанию. При рассмотрении их в комплексе нетрудно заметить, что все они делятся на большие группы. В первой, относящейся в основном к доклассическому периоду, характерны изображения на мифологические темы. Таковы, например, все стелы Исапы, Ла Венты, ранние скульптурные памятники Трес Сапотес и др. Вторая группа стел (включая и зооморфные), наиболее известная по материалам майя и относящаяся к классическому периоду, имеет сюжетом так называемую династическую тематику. В них отражены такие события, как рождение правителей, их восшествие на престол, военные победы, одержанные ими, и культовые церемонии, в которых они участвуют. Как правило, фигура правителя в подобных изображениях подчеркивается и размерами, и центральным положением в композиции, и особым убранством. Кроме майя эта группа засвидетельствована (очень рано) в Монте-Альбане, Серро де лас Месас, Тахине, Тепатлачко, Альварадо, Эль Месоне, Какаштле (росписи) и других центрах классического периода. Иногда в некоторых изображениях сочетаются две темы: эпифания божества и инвеститура правителя. Перелом в политической ситуации, а отсюда и в изобразительном искусстве совершился приблизительно на рубеже нашей эры, хотя, естественно, в разных местах он происходил в разное время. По-видимому (по крайней мере по материалам монументальной скульптуры), он начался на территории современных Сальвадора и Тихоокеанского побережья Гватемалы, распространяясь постепенно на северо-западные от этого региона районы.
Определенным отклонением от данного правила в классический период являются лишь стелы в Шочикалько9 и некоторые из монументов Бильбао-Коцумальуапы,10 продолжающих, по всей видимости, доклассическую традицию, известную нам по памятникам Исапы,11 и отражающих чисто мифологические представления. У майя это целиком отошло в область полихромной вазописи. В послеклассический период (примерно начиная с IX в.) вторая группа исчезает, о причинах этого явления уже приходилось говорить,12 первая же (в форме стел) вообще отсутствует, переходя в настенную живопись и иероглифические кодексы.
Загадочным исключением в этой схеме можно считать лишь самый крупный город-государство классического периода в долине Мехико — Теотиуакан. В этом городище не найдено до сих пор ни одной стелы, как относящейся к царскому культу, так и с мифологическим содержанием. Предположение, что жители Теотиуакана вообще пренебрегали монументальной скульптурой, а отдавали предпочтение фресковой живописи, неверно. Мы знаем ряд превосходных произведений монументальной скульптуры, происходящих из Теотиуакана; достаточно вспомнить украшения „Храма Кецалькоатля” и две гигантские статуи богини вод: так называемую Чальчиуитликуэ и монумент из Коатличана. Да и в фресковых росписях мы не можем назвать ни одной, которую можно было бы связать с культом правителей (как это видно, например, на фресках Какаштлы). Поэтому причины такого явления следует, думается, искать в чем-то другом.
Для искусства Теотиуакана, как отмечали многие исследователи, характерны черты строгого ритуализма и развитого полиморфизма. Известный американский искусствовед Дж. Кублср находит возможным говорить даже о литургичности тсотиуа ка некого искусства.13 Действительно, подавляющее большинство монументальных памятников пластики и живописи тесно связано с мифологией и ритуалом. Достаточно отметить, что даже символика военных орденов — воинов-ягуаров и воинов-орлов (также тесно связанных с культами божеств) — в росписях появляется достаточно поздно (только в стадиях Шолапан и Метепек). Каждая деталь в изображении несет большую символическую нагрузку и существенно важна для понимания всего изображения в целом. Характерна в этом смысле роспись восточного здания в Атетелько,14 к толкованию которой мы еще вернемся несколько позднее.
Несмотря на эту особенность искусства Теотиуакана, мы все же можем получить из анализа его памятников определенные данные, пусть и в порядке гипотезы о политическом устройстве этого города-государства. Выше уже упоминалось, что памятники монументальной скульптуры и живописи говорят против существования в Теотиуакане культа единоличного правителя-царя. Есть, однако, два произведения, которые, на наш взгляд, могут несколько уточнить и расширить наши представления об этом.
Первым является давно известная фреска в юго-восточном углу „Храма земледелия”, открытая Л. Батресом в 1885 г. Она была скопирована Л.Г. Векеррилом и позднее погибла, поэтому теперь мы располагаем лишь несовершенной цветной копией.15 Обычно эту фреску называют „Жертвоприношением ” по ее сюжету, хотя она заслуживает более подробного рассмотрения.
Нижняя часть росписи (и, следовательно, передний план, учитывая специфику передачи перспективы в месоамериканской живописи) занята трехслойной полосой с неровными краями — это сравнительно узкая речка с разбросанными в ней округлыми и овальными камнями. За ней, в левой и правой сторонах росписи, высятся странные высокие конусообразные фигуры — объект почитания. Исследователи сильно расходятся в их толковании. Одни видят в них священные огни на алтарях, другие считают, что копировавший художник не понял изображений и в действительности перед нами две колоссальные статуи богини вод типа сохранившейся Чальчиуитликуэ. Последнее толкование можно отвести сразу же: к моменту копирования эта статуя была уже известна, и художник вряд ли бы настолько исказил ее образ. Думается, что лучше просто внимательно проанализировать эти культовые объекты.
Отметим прежде всего, что оба они совершенно идентичны (одна незначительная деталь будет оговорена позже) и делятся каждый на четыре неравные части. Нижняя представляет собой массивный прямоугольник с округленными верхними краями, в центре его — изображение пирамиды с фронтальной лестницей и тремя четкими выступами на верхней платформе. Пирамида окружена угловатым полем, переходящим в овальное, с восемью симметричными полосами но бокам и вверху поля, вероятно изображение языков пламени. На поле прямоугольников изображены округлые и овальные предметы, расположенные в определенной последовательности. Для ясности обозначим левую сторону левого прямоугольника JI-1, его правую сторону — Л-2, а соответствующие стороны правого прямоугольника — П-1 и П-2. Итак, содержание П-2 и Л-l полностью идентично: два небольших шарика16 и один большой, снова та же композиция из трех шаров (маленьких и большого) у края пламени. Л-2 и П-1 несколько отличаются друг от друга; в П-1 кроме того, что находится в П-2 и Л-1, помещен еще один большой шар, а в Л-2 размещены два нефритовых диска, один овальный камень, один большой и пара маленьких круглых, два больших камня, морская звезда (?) и большой овал неправильной формы, возможно передающий обкол в этом месте фрески.
Высота монумента указывает на его большое общественное значение, это не частный памятник, а символ общенародного культа.
Выше уже говорилось о сложном и изощренном символизме искусства Теотиуакана; естественно предположить, что и в данных элементах фрески заключены какие-то достаточно важные для общественного сознания того времени информативные сообщения. Следует также учитывать, что числовая символика буквально пронизывала у всех народов Месоамерики любые идеологические проявления. Наличие двух платформ с двумя пирамидами или жертвенниками на них заставляет вспомнить деление любого общества в древнем мире на две половины (Ханан и Хурин в инкском Куско и т.п.). В астекском обществе, например, эта дуальность нашла свое отражение в двух святилищах на главном теокалли Теночтитлана. Если принять этот постулат, то в теотиуаканском обществе также существовало две половины (равноправные, судя по параллельности изображений). Но эти половины в свою очередь делились на две части, уже не совсем равные, ибо Л-1 имеет 11 предметов (вероятно, обозначающих число входящих в нее родов, или кальпулли), Л-2 имеет 9 очень неоднородных знаков, П-1 — 12 и П-2 — 11 знаков. Четырехчастное деление хорошо подтверждается символическим планом Теночтитлана на с. 1 „Кодекса Мендосы”, где город разделен пересекающимися по диагонали каналами на 4 треугольника. Примечательно, что в треугольниках, обозначающих здесь части города — исп. барриос, аст. тлайакатль, — различно число вождей — основателей родов: в левом—4 персонажа, в остальных — по два, всего же десять человек. Деление на 4 тлайакатля было характерно и для других городов-государств Центральной Мексики перед испанским завоеванием, например Тлашкалы. Тлайакатли делились в свою очередь на низшие по классификационному уровню единицы, обычно называемые кальпулли. Традиционно называемое число их в Теночтитлане — семь, но возможно, что число это определяется культовыми или мифологическими (Астлан) мотивами. В Теночтитлане имелся один верховный правитель — тлатоани, но анализ источников показывает, что первоначально их было два равноправных.
Если мы наложим эту схему на данные фрески из „Храма земледелия”, то, думается, вправе заключить, что в Теотиуакапе существовало 4 тлайакатля; из них Л-2 самая малочисленная по числу кальпулли, но социально разнородная но содержанию (наличие нефритовых кружков).
За платформами размещены две совершенно идентичные статуи божества, переданные очень схематично, в виде двух сахарных голов с четырьмя полосами украшений на каждой. Выше плеч изображены широкие нагрудные ожерелья из трех рядов нефритовых бус, по паре крупных нефритовых колец-серег в ушах и характерной носовой вставке, определяющей черте в изображении астекского Тлалока. Головы переданы прямоугольниками с двойным меандровидным орнаментом в нижней части. Возможно, что подобный же орнамент имелся и на верхней части прямоугольников (верх фрески к моменту раскопок не сохранился). Следовательно, жертвоприношение совершается богу (богине) вод.17
Вся композиция фрески делится на три смысловые части: левая — статуя божества с адорантами; правая — статуя со своей группой поклоняющихся и третья, расположенная на заднем плане (т. е. наиболее удаленная от берега реки), сцена рынка. Интересны и, по нашему мнению, очень информативны фигуры совершающих жертвоприношение.
Одна группа их, расположенная справа от левой статуи божества, состоит из трех человек; все они сидят на поджатых ногах. Первый из них, помещенный на переднем плане, одет богаче остальных: белая рубашка, желтая юбка с серо-синей оторочкой (цвет нефрита в этой фреске), на голове белая повязка с тремя крупными нефритовыми дисками, поверх ее голова какого-то зверя с пучком желтых и зеленых перьев. Изо рта его выходит знак песни в виде двух симметрично расположенных волют. Перед ним — подношение божеству: большой шар из копала, перевязанный белым шнуром, с прикрепленным к нему изогнутым пером кецаля. В руках у него большой пук белых и зеленых перьев, который жертвователь протягивает к алтарю, готовясь бросить в огонь.18 Вторая фигура, находящаяся ближе к статуе, одета также в длинную белую рубашку с фестончатым нижним краем, окаймленным такой же серо-синей полосой с верхней коричневого цвета прошивкой; на груди длинное нефритовое ожерелье, такие же серьги, на голове плоская белая шапочка. Длинные волосы, спадающие на спину, позволяют предполагать в этой фигуре женщину. В руках ее два длинных кецалевых пера. За ней находится вторая женщина в желтой юбке с широким белым кушаком, завязанным сзади бантом. На шее длинное ожерелье из белых бус, в ушах нефритовые серьги. Головной убор отсутствует. Правой рукой она подносит божеству блюдо с фруктами.19
Левее этой группы в непосредственной близости от плеч статуи помещен какой-то высокий с овальным верхом белый предмет, украшенный восемью бантиками такого же цвета. Назначение его неясно. Можно было бы предполагать, что он является фигурной курильницей или сосудом, однако такому истолкованию препятствуют бантики. Головные же уборы такого типа в Теотиуакане не засвидетельствованы.
Около правой статуи находятся не три, а четыре адоранта. Двое из них — мужчины — расположились на берегу реки: первый в набедренной повязке и высокой желтой, окаймленной черным мехом шапочке с кистью подносит божеству перепела, держа его обеими руками; перед ним небольшой цилиндрический сосуд на трех ножках. О принадлежности этого персонажа к группе знати свидетельствуют его нефритовые серьги и такое же ожерелье. Второй одет более пышно. Его белая набедренная повязка украшена спереди длинными перьями кецаля, на ногах белые сандалии. Головной убор у него сделан в виде протомы какого-то животного с четырьмя длинными развевающимися по ветру лентами с узлами на концах. Ниже шлема расположен налобник из трех крупных нефритовых дисков, на шее нефритовое же ожерелье. Подношение его кажется на первый взгляд скромным, это небольшой кусок бумаги, свернутой в трубку и перевязанной белой полосой ткани. Из астекских и маяйских материалов, однако, известно, что на таких бумажных кусочках жертвователи собирали кровь при культовых кровопусканиях. Никто из других адорантов на росписи такой жертвы не приносит. Это еще раз подчеркивает большую роль данного персонажа в теотиуаканском обществе.20
За этими двумя фигурами размещены еще две. Первая из них, находящаяся около статуи, очевидно, женщина. На ней длинная белая юбка, такие же блуза и сандалии; волосы собраны в пучок и перевязаны широкой белой повязкой. На шее нефритовое ожерелье, в ушах дисковидные серьги. Правой рукой жертвовательница протягивает божеству три каких-то плода желтого цвета; левая, поднятая до уровня плеча, вытянута к статуе; большой палец отставлен, указательный устремлен прямо к идолу, три остальных прижаты к ладони. У ног жрицы лежит небольшой пучок белых перьев, увенчанный пером кецаля.
Левее жрицы сидит другой жертвователь. На нем короткая желтая юбка с белым окаймлением внизу, на голове желтый же шлем в виде протомы какого-то животного; от шлема впереди отходят два кецалевых пера, а сзади пять желтых, три из которых украшены длинными такого же цвета лентами, заканчивающимися трехцветными прямоугольными подвесками. В ушах крупные нефритовые серьги такого же типа, как у других персонажей, на шее ожерелье из белых бусин. Левой рукой он протягивает блюдо с желтыми фруктами, правая покоится на коленях. Изо рта выходит знак речи в виде одинарной спирали. У колен жертвователя помещен копаловый шар, перевязанный белым шнуром, с пером кецаля сверху; другой такой же находится прямо над головой жрицы в белом. Правее, почти перед ее лицом, стоит белый фигурный фимиамферий с зернами благовоний, из которых торчат два кецалевых пера. Заканчивая описание этой сцены, следует указать, что из семи персонажей, участвующих в ней, стоят только трое: две жрицы и мужчина с кецалевыми перьями. С другой стороны к божествам обращаются сидящие (судя по знакам речи).
Выше сцены приношений в пространстве между головами божеств расположены участники совершенно иной по характеру церемонии. Местом ее является городская площадь, на что указывает помещенный сверху желтый прямоугольнике вымосткой округлыми камнями.21 Вся композиция построена очень живо и как бы в противовес застывшей торжественности и симметричности первой сцены. Прежде всего обращает на себя внимание, что она имеет единый центр, стороны которой ( = персонажи) не уравновешивают друг друга, а, наоборот, противопоставляются. Такой эффект достигается тем, что с правой стороны помещена лишь одна фигура, с левой же — четыре, причем последние расположены ступенчатым образом, на разных уровнях. Благодаря этому создается представление о движении фигур к центру; они как бы подходят к нему.
Одежда первого персонажа указывает на его местное происхождение, она не имеет аналогий. На нем короткие штаны и куртка или кофта с короткими же рукавами, все черного цвета. Шея обмотана длинным белым шарфом, расшитые концы которого развеваются у него за спиной, — примета горного жителя.22 Обуви нет. На голове невысокая черная шапочка с двумя выступами спереди (большим) и сзади; в ушах белые серьги, на шее длинное ожерелье из белых бусин. Фигура его слегка наклонена вперед, рот полуоткрыт, хотя знака речи нет. Левой рукой он придерживает большой овальный предмет темно-песочного цвета; в правой, приподнятой выше плеча, на ладони находятся четыре небольших округлых предмета желтого цвета (то, что мы условно называли плодами в первой сцене). Перед ним на белом покрывале находятся еще шесть таких больших предметов, за спиной — три. Изображены они достаточно схематично, и определить их, к сожалению, невозможно. Судя по позе одетого в черное персонажа, мы, думается, вправе предположить в нем изображение какого-то чужеземного (для Теотиуакана) торговца, восхваляющего или демонстрирующего на рыночной площади свой товар.
Это предположение подтверждается изображением почти обнаженной женщины, сидящей у другого конца покрывала напротив продавца. Она держит в правой руке такой же темно-песочного цвета предмет, а вытянутым указательным пальцем левой указывает на пять желтых плодов, положенных ею на край покрывала. По позам этих двух фигур несомненно можно утверждать, что перед нами изображение сцены меновой торговли.
Левее и выше торгующейся женщины помещен третий персонаж. Он одет в длинную серого цвета юбку с крупными зубцами по нижнему краю (ног не видно, очевидно, поза сидячая), на голове желтый головной убор в виде протомы какого-то животного; от нее сзади отходят семь кецалевых перьев и три желтые ленты с узлами на концах. Под головным убором находится налобник из крупных нефритовых дисков. Серьги и ожерелье, изготовленные из того же минерала, дополняют его пышное убранство. В правой руке этой фигуры зажат веер (вспомним, что одной из обязательных инсигний почтека-торговцев у астеков, как и у майя, был также веер или опахало), левой он протягивает иноземцу плоское блюдо с тремя фруктами. Изо рта выходит знак речи — причудливо изогнутая спираль. С значительной долей вероятия в этом персонаже можно предположить главу торговцев Теотиуакана, приветствующего иноземного гостя или главного судьи рынка.23
За этой фигурой на некотором расстоянии расположена еще одна. На ней белая набедренная повязка, белые сандалии, головной убор, близкий к убору „судьи”, но с меньшим (два) числом перьев кецаля, нефритовые серьги и ожерелье. В руках она несет небольшой черный предмет, по всей видимости цилиндрический сосуд. От четвертого персонажа, расположенного почти над головой „судьи”, остались только ноги — верхняя часть фрески была полностью разрушена.
Итак, суммируем вкратце данные, полученные при анализе фрески „Жертвоприношение”. Перед нами —- обобщенная картина храмового праздника в Теотиуакане. Этот город-государство делился на две равноправные половины, почитавшие каждая свое божество. Эти половины в свою очередь делились на четверти. В Теотиуакане существовало семь тлайакатлей, в противоположность пяти астекским в Теночтитлане. Руководители этих тлайакатлей и участвуют в церемонии. В отличие от памятников майя, сапотеков и др. фигуры эти даны в одинаковых размерах, что указывает на отсутствие в теотиуаканском обществе единого царя-властелина, следовательно, общегосударственные дела решались советом из глав тлайакатлей. Судя по знакам-символам на жертвенниках, в этих семи „барриос” состояло 43+n подразделений (вероятно, первоначально родов),24 неравноправных по положению, статусу или еще каким-то параметрам (на что указывают их символы). Торговля имела большое хозяйственно-политическое значение и была связана с храмовыми праздниками, что подтверждается и более поздней письменной традицией.
На важность данной фрески в „Храме земледелия” указывает и еще один факт. В сущности те же темы, только зашифрованные более глубоко (где все более или менее реалистические изображения заменены на абсолютизированные символы), мы находим и в другой фреске того же здания.25 Примечательно, что эта фреска переписывалась с течением времени еще два раза, но все варианты при разности чисто художественных решений сохраняли одну и ту же фигурночисловую символику. Во второй и третьей росписях можно распознать некоторые из знаков-символов подразделений: „черепаха”, „раковина” (два вида), „орех” (несколько разновидностей), „томат” и др.
Вопрос о значении торговли для Теотиуакана, о представителях этой общественной группы в данном городе-государстве требует, конечно, дополнительных данных и детального исследования. Однако уже сейчас представляется возможным высказать несколько предположений по этой проблеме.
Ведущая роль Теотиуакана как крупнейшего торгового и посреднического центра между различными городами-государствами классического периода в настоящее время общепризнана. Достаточно указать, что в течение почти двух столетий (435—-635) Теотиуакан доминировал на центральноамериканской сцене. Около 500 г. он устанавливает гигантскую торговую сеть, связывающую его с отдаленнейшими центрами Месоамерики. Эта торговля сочеталась, конечно, и с определенной идеологической экспансией. В раннеклассический период он, по всей видимости, контролировал сложную систему торговли обсидианом из мощных месторождений в Отумбе, Пачуке и Эль Чайале (последнее на территории Гватемалы)26 почти на всей территории Месоамерики. В числе других товаров, которыми оперировал Теотиуакан, можно назвать хлопок, какао, нефрит, шкуры ягуаров, кошениль, каучук, амбру, соль, перья кецаля и других тропических птиц, полихромную керамику, изделия из текали, змеевика, нефрита и других полудрагоценных камней, раковины с Тихоокеанского побережья, морскую соль и др. Такие обширные торговые связи, несомненно, требовали и соответствующей мощной организации, а следовательно, и значительной политической роли, которую должны были играть в обществе ее представители. В стадиально параллельном шумерском обществе протописьменного периода такую важную роль помимо жреца-прорицателя, главного судьи и старшей жрицы, т. е. главных должностных лиц общины, играл и старшина торговых агентов.2 Вероятно, не меньшее значение имели подобные лица и в теотиуаканском обществе.
Здесь будет уместно рассмотреть один памятник монументальной пластики из Теотиуакана. Выше уже упоминалось, что стел в данном городище не обнаружено. Единственным исключением, да и то скорее из-за неправильного употребления термина, является так называемая стела (потому что она в действительности никак не соответствует этому названию), раскопанная в начале 60-х гг. в Да Венгилье (Теотиуакан). Как известно, стелой именуется плоская, обычно четырехгранная плита с рельефом на одной или всех четырех сторонах. Здесь же перед нами монументальная скульптура совершенно иного рода. Основу ее составляет круглый в сечении столб из вулканического камня, увенчанный конусовидной шапкой с шаром наверху. Эти три отдельные части соединены между собой шипами, входящими в соответствующие выемки. На шаре или набалдашнике укреплен плоский прорезной диск с изображением в центре знака „оллин” и обрамлением из стилизованных перьев по периметру. Три остальные части имеют на поверхности рельефный узор из так называемого „тахинского” орнамента. В древности вся эта композиция была покрыта толстым слоем штука с красной окраской.28 Современная высота ее 2.13 м.
Мексиканские исследователи называют этот памятник стелой и считают, что она использовалась как отметчик при культовой игре в мяч. Относительно функций стел уже говорилось выше, гипотеза же об отметчике страдает излишней категоричностью. Единственным доказательством в пользу ее служит изображение похожих памятников на фреске из Тепантитлы. Там они вмурованы в небольшой пьедестал с наклонными сторонами. Рядом изображена игра в мяч. Но этот факт говорит лишь о том, что подобные скульптуры помещались рядом со стадионами. По практике игры известно, что настоящие отметчики прочно крепились в вертикальных стенах и представляли собой массивные каменные плиты.
Поэтому трудно представить, что такое хрупкое, хорошо центрированное сооружение как „стела” из Вентильи могло служить целью для ударов мячом и благополучно их выдерживать — мячи были из литого каучука и, следовательно, тяжелые. Известны случаи, когда мяч, падая с высоты, убивал участника игры. Исходя из этого, назначение „стелы” из Вентильи, думается, было иным.
По виду данный памятник скорее напоминает массивную каменную копию церемониального жезла или посоха. Следует посмотреть в более поздних материалах по доколумбовым культурам возможные аналогии или параллели этому уникальному (пока) произведению теотиуаканской монументальной пластики.
Отличительной принадлежностью месоамериканского торговца кроме веера был его дорожный посох, украшенный связками перьев дрозда. Сверху он имел круглый набалдашник. Б. Саагун 29 сообщает, что астекские почтека воздавали своим посохом божеские почести, укутывали их в окропленную жидким каучуком жертвенную бумагу; ложась спать, всякий раз они втыкали его в землю, совершали покаяние, приношение своей кровлю, окуривали копаловым дымом. Изображение бога торговцев Йакатекутли имело в левой руке длинный каменный посох. Торкемада30 сообщает о культе торгового посоха у астеков дальнейшие подробности: их после путешествия собирали вместе, связывали лентой и почитали как божество.
В свете этих данных форма „стелы” из Вентильи становится более понятной. Действительно, все элементы дорожного посоха — ствол, набалдашник, пучки перьев, данные в виде стилизованного диска, присутствуют в ней. Нижняя часть навершия „стелы”, напоминающая шапку гриба, создана скульптором, очевидно, также не случайно, а соответствует определенному замыслу. Саагун сообщает, что на своих празднествах почтека вкушали настой грибов-галлюциногенов.31 Понятную смысловую нагрузку несет в скульптуре и изображенный в прорези диска знак „оллин”. Таким образом, вполне возможно предположить, что рассматриваемый памятник монументальной пластики являлся и по функции вовсе не стелой, отражающей царский культ, а каменным „посохом” теотиуаканских торговцев, символом их социальной значимости в тогдашнем обществе. В этом контексте становится понятным и изображение сетей, опутывающих ягуаров на росписях Тепантитлы. Помимо мифологической символики, рассмотренной X. фон Виннингом (см. примеч. 14), следует вспомнить, что сеть (мешок для грузов) являлась в Теотиуакане (да и в более поздние времена) обязательным атрибутом торговцев-почтека (ср. изображения в кодексах).
Астекские почтека занимали в Теночтитлане и его близнеце Тлальтелолько совершенно особое положение. Об этом свидетельствует, между прочим, и тот факт, что Саагун в своем огромном труде по астекской культуре посвятил их деятельности в доколумбовое время целую книгу. Излагаемые ниже факты в основном заимствованы именно оттуда, хотя, конечно, не обходили вниманием почтека и другие источники по истории и культуре астеков.
Термином „почтека” обозначались члены мощного профессионального объединения, державшего в своих руках внешнюю торговлю. Они собирали и вели караваны носильщиков из долины Мехико в районы побережий Тихого океана и Мексиканского залива. Туда почтека доставляли изделия ремесленников Центрального плоскогорья: ткани, покрывала из кроличьего пуха, вышивки, золотые украшения, обсидиановые серьги, краску из кошенили, обсидиановые лезвия, травы, использовавшиеся при лечении и в парфюмерии; оттуда — нефрит, жадеит и изумруды, морские раковины, черепаховые панцири, из которых делали палетки для приготовления какао, шкуры ягуаров и пум, амбру, перья кецаля, попугаев и голубой котинги и др. Интересно наблюдение Ж. Сустеля:32 почтека экспортировали золотые украшения и хлопковые ткани, но не импортировали золота и хлопка. И то и другое поступало в Теночтитлан в качестве дани.
Объединения почтека существовали (или по крайней мере засвидетельствованы по письменным источникам) в десяти городах: Тескоко, Аскапоцалько, Уицилопочко, Уэшотле, Куаутитлане, Коатлинчане, Чалько, Отумбе и, конечно, в Тлальтелолько и Теночтитлане.33 Обращает на себя внимание, что все эти города-государства в свое время входили в ядро теотиуаканского домена. Традиционные даты, сообщаемые Чимальпаином и Саагуном для основания торговых объединений (Теночтитлан — 1504 г., Тлальтелолько — при правителе Тлакатеотле — 1407—1428 гг.), вряд ли соответствуют действительности, конечно, они существовали значительно ранее. Вероятнее всего, речь идет о каком-то официальном акте признания почтека со стороны этих правителей.
Тлальтелолько, крупнейший торговый центр в астекское время, имел отделения почтека в каждом из семи своих кварталов; от одного из них Почтлана якобы и произошло их название. Каждое из этих подразделений имело свой особый суд или торговый трибунал.
Общественное положение почтека в астекское время было двойственным. С одной стороны, они пользовались признанием правителей Теночтитлана и могли (по сообщению Дурана—II, 125) стать „великими в государстве” (при определенных условиях — предоставление рабов в жертву, очевидно, своеобразный религиознополитический акт). С другой стороны, они были обязаны кроме своих товаров торговать и товарами правителя, платить очень высокие налоги и сверх того дарить владыке Теночтитлана богатые подношения. Роль их как военных разведчиков при военной экспансии Теночтитлана широко известна. По возвращении из торговых экспедиций почтека устраивали пышные празднества, на которые приглашали представителей астекской знати и щедро одаривали их (на манер потлача). Но они были обязаны ходить в бедной одежде, ограничивались в украшениях. Астекский правитель мог предать их смерти не только за доказанную вину или оплошность, но просто „из-за немилости, зависти”. Об особых культовых церемониях почтека говорилось выше.
Большинство исследователей (Шульце-Йена, Сустель) видит в этих своеобразных отношениях почтека и военной знати попытку последней как-то удержать в своих руках рвущийся к власти молодой торговый класс. Особняком находится предположение Акосты,34 что почтека являются выходцами с побережья Мексиканского залива. Он обосновывает это сравнением некоторых культовых деталей у тех и других групп. Нам такое положение представляется не вполне правильным. В этом отношении характерны сообщения Дурана и Тесосомока. Данные хронисты утверждают, что почтека Теночтитлана всегда отправлялись в торговые экспедиции не одни, а с торговцами других городов. Названия их несколько рознятся в источниках, но три постоянны: Кулуакан, Аскопоцалько и Тескоко. Последний понятен, так как это был самый крупный политический центр в долине Мехико кроме Теночтитлана. Примечательны два других: в них, по преданию, селились уцелевшие жители Теотиуакана после его гибели.
Итак, думается, в результате исследования приведенных материалов можно выдвинуть в порядке постановки вопроса следующие гипотезы.
Политический строй Теотиуакана отличался определенным своеобразием, он был отличен от других городов-государств классического периода; здесь не наблюдается царского культа, возможно, существовало коллегиальное управление.
В социальной организации Теотиуакана наблюдается четкая дуальность, имелись более мелкие деления, возможно, равные по функциям астекским кальпулли.
В Теотиуакане большую роль, чем в других городах-государствах Месоамерики, играли торговцы, обладавшие в числе прочих привилегий и своими специальными культами. Можно предполагать, что в таком могущественном торговом центре, как Теотиуакан, существовали и объединения постоянно живших там иноземных торговцев, обладавших определенными экономическими и политическими правами. Аналогичные институты имелись и в Старом Свете, как например „карум” в городе Канише хеттского времени.35
Астекские почтеки представляли собой не новую, нарождающуюся группу (или новый класс, как считал Сустель), а остаток-осколок прежней политической системы, некогда господствовавшей в Теотиуакане. В Теночтитланс же с его жесткими военными тенденциями эта реликтовая группа, ведущая свое происхождение от теотиуаканских торговцев, 6 была вынуждена приспособиться к милитаристскому настрою астекского общества и помимо чисто торговых задач брать на себя и военные, разведывательные функции. Новая военно-аристократическая группировка, стоявшая во главе Теночтитлана, пользовалась почтека, но стремилась принизить их роль в общественной жизни и не дать захватить им руководящие позиции. Однозначно ответить, как развивались бы отношения между почтека и военной верхушкой Теночтитлана, не появись в стране испанские конкистадоры, невозможно. Очень жаль, что в сущности мы не имеем сведений, как функционировали представители этой общественной группы в Тескоко, Чолуле, Тлашкале и др. Это позволило бы дать сравнительную характеристику положения почтека в других городах-государствах Мексиканского нагорья и четче анализировать эту интересную проблему.
1 Bernal I. Teotihuacan. Capital de imperio? // Rev. mexicana de estudios antropológicos. 1966. Vol. 20; Kubler G. The iconography of the art of Teotihuacan. Washington, 1967. (SPAA: N 4); Parsons F.R. Teotihuacan, Mexico and its impact on regional demography // Science. 1968. Vol. 162. P. 872—877; Teotihuacan: XI Mesa redonda. Mexico, 1972. Vol. 1—2; Miller A.G. The mural painting of Teotihuacan. Washington, 1973; Millón С. Painting, writing and polity at Teotihuacan, Mexico//A An. 1973. Vol. 38. P. 294—314; Millón R.: 1) Teotihuacan//Sci. Amer. 1967. Vol. 216; 2) Teotihuacan : city, state and civilization//HMAI. Austin. 1981. Suppl. Vol. 1. P. 188—243; Teotihuacan: completion of map of giant ancient city in the valley of Mexico//Science. 1970. Vol. 170; Millón R., Drewitt B., Cowgill G. The Teotihuacan map. Austin, 1973. Vol. 1. Pt 1, 2.
2 См., например: Peterson FA. Ancient Mexico. New York; London, 1959. P. 60—62; Adams R.E.W. Prehistoric Mesoamerica. Boston; Toronto, 1977. P. 191—205; Millón R. Social relations in ancient Teotihuacan//The valley of Mexico : Studies in Pre-hispanic ecology and society/Ed. by E.R. Wolf. Albuquerque, 1976. P. 205—248; Sanders W.T. Settlement patterns in Central Mexico//НМА1. Austin, 1971. Vol. 10. P. 3—44; Weaver P.M. The Aztecs, Maya and their predecessors. New York; London, 1981. P. 185—225.
3 Кнорозов Ю.В. Письменность индейцев майя. М.; Л., 1963. С. 13—14; Кинжалов Р.В. Искусство древней Америки. М., 1962. С. 34—39; Гуляев В.И. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. М., 1972. С. 107—147.
4 Гипотеза о специфике политического строя Теотиуакана была впервые высказана автором в статье „Пять лет археологии майя” (в кн.: Стингл М. Тайны индейских пирамид. М., 1978. С. 270).
5 Кнорозов Ю.В. Письменность индейцев майя; Кинжалов Р.В. Искусство майя классического периода. (Ill—IX вв. н.э.)//Культура индейцев. М., 1963.
6 Proskouriakoff Т. : 1) Historical implications of a pattern of dates at Piedras Negras, Guetemala//A An. 1960. Vol. 25. P. 454—475; 2) Portraits of women in Maya art//Essays in Pre-columbian art and archaeology by S.K. Lothrop and others. Cambridge (Mass.), 1961. P. 81—99; 3) Historical data in the inscriptions of Yaxchilan, Pt 1//ECM. 1963. Vol. 3. P. 159—167; 4) Historical data in the insctiptions of Yaxchilan, Pt II: The reigns of Bird- Jaguar and his successors//ECM. 1964. Vol. 4. P. 177—201; Kubler G. Studies in Classic Maya iconography. New Haven, 1969; Kelley D.H. Desiphering the Maya script. Austin; London, 1976; Marcus J. Emblem and state in the classic maya lowlands. Washington, 1976; Palenque round table series/Ed. by M.G. Robertson. Pebble Beach, 1974—197S. Vol. 1—5.
7 Гуляев В.И.: 1) Древнейшие цивилизации... С. 108 и др.; 2) Атрибуты царской власти у древних майя / / Становление классов и государств. М., 1976; 3) Города-государства майя (структура и функции города в раннеклассовом обществе). М., 1979, и др.
8 Кроме литературы, указанной в примеч. 6, следует назвать еще работы: Kelley D.H. Glyphic evidence for a dynastic sequence at Quirigua, Guatemala//A An. 1962. Vol. 27. P. 323—335; Jones C. Inauguration dates of three late classic rulers ofTikal, Guatemala // A An. 1977. Vol. 42. P. 28—60; Haviland W.A. Dynastic genealogies from Tikal, Guatemala : Implications for descent and political organization//Ibid. P. 61—67; Ruz LhuillierA.: 1) Mas datos historíeos en las inscripciones de Palenque//ECM. 1973. Vol. 9. P. 93—117; 2) Gerontocracy at Palenque? // Social process in Maya prehistory: Studies in honour of Sir Eric Thompson/Ed. by N. Hammond. London, 1977. P. 287-295.
9 Кинжалов Р.В. Представления о космогонических эрах на стелах Шочикаль- ко//Краткое содержание докладов сессии ИЭ АН СССР, посвященной 100-летию создания первого академического этнографо-антропологиче- ского центра. JI., 1980. С. 81—83.
10 Parsons L.A. Bilbao, Guatemala. Milwaukee, 1969. Vol. 1—2.
11 Norman KG. Izapa Sculpture. Pt 1-2//PNWAF. 1976. N30.
12 Кинжалов P.В. Искусство древней Америки. С. 9S—102.
13 Kubler G. The iconography... 1967. P. 5. Я оставляю в стороне работы JI. Сежурн (Sejourne L: 1) Burning water : Thought and religion in ancient Mexico. New York, 1956; 2) El universo del Quetzalcoatl. Mexico, 1962; 3) El lenguaje de las formas en Teotihuacan. Mexico, 1966; 4) Arquitectura y pintura en Teotihuacan, Mexico. Mexico, 1966), которые, несмотря на вводимые ею новые материалы, представляют интерес только для анализа современного мистицизма, насильственно втискиваемого в идеологию древнего общества. См., например, ее высказывание-кредо о Теотиуакане: „Этот Город богов представляет собой гимн в честь пришествия Человека, создания, способного отрицать границы природы благодаря превращению себя в светящуюся энергию” (Sejourne L. Quetzalcoatl en Teotihuacan//Cuadernos Americanos. 1965. Año 24, N 1. P. 156).
14 Kubler G. The iconography... 1967. Fig. 9—10; см. также: Winning Н. von. Der Netzjaguar in Teotihuacan, Mexico : Eine ikonographische Untersuchung // Baessler-Archiv. 1968. Bd 16. S. 31—46.
15 Gamio Af. La Población del valle de Teotihuacan. Mexico, 1922. Vol. 1. P. 286. Lam. 27.
16 Слова „шар” и „камень” применены здесь условно для обозначения непонятных предметов округлой, овальной или шарообразной формы по аналогии с изображениями камней в реке, находящимися на переднем плане. Водное пространство в мифологических представлениях, как известно, часто осмысляется как граница, предел между тем и иным миром, частями Вселенной и т.п. Поэтому логично предположить, что и в данной фреске река является не частью реального пейзажа, а границей какого-то иного мира (социума?). Тогда „камни”, лежащие в ней, могут обозначать единицы этого мира ( = предки общин? чужеземные племена? и пр.).
17 В этом смысле интересна гипотеза Э. Паштори о наличии в Теотиуакане мирного бога дождя — Тлалока А и воинственного — Тлалока Б (Pasztory Е. The iconography of the Teotihuacan Tlaloc//SPAA. Washington, 1974. N 15).
18 Рисунок пламени на жертвеннике напоминает половину какого-то членистоногого. Э. Зелер считал даже возможным, что на алтаре находится изображение муравья. Учитывая символический характер росписей, представляется допустимым выдвинуть гипотезу, что пламя оформлено в виде насекомого не случайно и действительно передает какой-то мифологический образ. В этой связи интересно отметить, что город, основанный уцелевшими теотиуаканцами около современного Мехико, носил название Аскапо- цалько — „ Холм муравьев”. Не было ли таковым же и древнее название Теотиуакана?
19 В династийных списках правителей тольтеков неоднократно упоминаются правящие царицы, то же самое обнаруживается теперь и при исследовании династий в городах-государствах майя.
20 Уместно напомнить, что в росписях Бонампака такую жертву приносит правитель, а на стеле в память основания храма Теночтитлана — Тисок и Ауисотль.
21 Попытка привязать изображенное место к какой-либо определенной территориальной части Теотиуакана пока не представляется возможной.
22 Kubler G. Climate and iconography in Palenque sculpture//Art and environment in native America/Spec. Publ. The Museum, TexasTech. Univ. Lubbock, 1975. N7. P. 103-113.
23 О таких судьях на рынке в Тлателолько имеются упоминания у Берналя Диаса, Кортеса и Анонимного Завоевателя. В своей фреске „Рынок в Тла- телоЛько” Диэго Ривера изобразил их.
24 Число п добавлено из-за того, что в Л-2 имеется лакуна, в которой мог по крайней мере поместиться хотя бы еще один знак. Если JI-2 приравнивать к П-1, то п = 3, т. е. всего имелось 46 подразделений.
25 Gamio М. La Población... Vol. 1. Lam. 27.
26 Sander's W.T. The cultural ecology of the Lowland Maya : A reevaluation / / The Classic Maya collapse / Ed. by T.P. Culbert. Albuquerque, 1973. P. 325—365; Zeitlin R.N. Toward a more comprehensive model of Interregional commodity distribution : Political variables and prehistoric obsidian procurement in Mesoameria //A An. 1982. Vol. 47. P. 269.
27 Дьяконов ИМ. Города-государства Шумера // История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова, ВД. Нероновой, И.С. Свеницкой. М., 1982. Т. 1. С. 55. Aveleyra Arroyo de Anda L.: 1) La estela teotihuacana de la Ventilla / / Cuadernos del Museo Nacional de antropología e historia. Mexico, 1963. N 1; 2) Obras selectas del Arte prehispanico. Mexico, 1964. Lam. 25.
28 Sahagun В. de. Florentine codex: General history of the things of New
29 Spain/Ed. by A.J.G. Anderson and Ch. E. Dibble. Santa Fe, 1970. Bk. 1. P. 41; 1959. Bk. 9. P. 9, 10,22.
30 Torquemada F. de. Segunda parte de los veinte i un libros rituales i monarchia indiana. Madrid, 1723. P. 57—58.
31 Sahagun B. de. Florentine codex, Bk. 9. P. 38—39.
32 Soustelle J. La vie quotidienne des azteques a la veille dé la conquete espagnole. Paris, 1955. P. 59.
33 Подробнее о почтека см.: Acosta S.M. Los Pochteca. Mexico, 1945; Katz Fr. Die socialóconomischen Verháltnisse bei den Azteken im 15. und 16. Jahrhundert//Ethnographisch-archaologische Forshungen. Berlin, 1956. S. 57-81.
34 А Acosta S.M. Los Pochteca. P. 48.
35 История древнего мира. М., 1982. Т. 1. С. 200.
36 Это предположение подтверждается, между прочим, и тем фактом, что почтека были эндогамной группой.