Календари Центральной Америки
Считается, что цивилизация майя есть самое важное культурное проявление древней Америки. Отдавая дань художественной выразительности, утверждается даже, что этот народ в качестве объекта поклонения и обожествления имел абстрактное понятие - время. Столько старания и интереса проявляли майя к наблюдениям периодических явлений на небе, что достигли здесь точности невероятной, а в отсчетах длительных интервалов времени майя оперировали цифрами, далеко превосходящими разумные пределы.
У майя было аж 2 календарные системы. Один календарь - его часто называют гражданским - использовался для хозяйственных нужд. Майя определяли по нему, когда им сеять кукурузу, когда собирать урожай и делать другие дела по хозяйству. Год гражданского календаря майя - "хааб" - имел 365 дней, т.е. был согласован с солнечным циклом, что для земледелия очень полезно. Его составляли 18 месяцев по 20 дней и еще 5 дней, получивших название "дней без имени" и считавшихся роковыми. Жрецы знали, что хааб на доли дня короче истинного солнечного года и вносили поправки.
Кроме того, был ритуальный календарь - "цолькин". По цолькину майяские жрецы определяли, когда проводить религиозные обряды. В том числе и самые страшные - свои знаменитые жертвоприношения. Год цолькина был гораздо короче - всего 260 дней - и делился на 13 месяцев, которые, так же как и в хаабе, содержали по 20 дней. В период 52 года календаря хааб укладывается 73 целых цолькина. Эта зависимость составляла основу гармонии календаря майя.
Начнем с описания календаря майя. Первые бесспорные свидетельства о календаре встречаются в культуре ольмеков и относятся к 679 году до н.э. (Edmonson, 1995). В зоне ольмеков находятся самые древние надписи Америки, но датируются они менее уверенно, 1150-900 год до н.э. Они еще полностью не дешифрованы, но есть основания считать, что они тоже имеют отношение к календарю. От ольмеков сохранилось довольно много надписей с календарными датами. Прослеживая последовательность передачи календаря из одной части Мезоамерики в другую, от одного народа к другому, видим, что аналогичный календарь появился почти синхронно у сапотеков, южных соседей ольмеков. Затем он распространился на восток к майя, появился сначала у горных, потом у равнинных майя, и на юго-запад (Теотиуакан). В I веке н.э. его имели 7 народов, точнее сказать, что имелось 7 вариантов календаря. Под именем календаря майя он фигурирует в данной статье и, как видим, не совсем справедливо.
Обитатели Мезоамерики (ольмеки, майя, тольтеки, ацтеки, в общей сложности несколько десятков, близко к сотне, народов, говоривших почти на таком же числе языков и наречий) имели солнечный календарь в 365 дней, разделенный на 18 месяцев по 20 дней, и 5 дней дополнительных, добавляемых в конце года.
У них всех имелся также ритуальный календарь в 260 дней, который не имеет хорошего астрономического обоснования. Делился он на периоды в 13 и 20 дней, причем к этому делению трудно применить наши обычные термины месяц или неделя. Дело в том, что каждый день этого года имел номер, меняющийся от 1 до 13, и имел имя из набора в 20 имен, и от одного дня к другому менялись как номера, так и имена. Можно считать, что этот священный календарь имеет внутри два независимых цикла: числовой из 13 чисел и именной из 20 имен, и с каждым днем меняются оба знака даты, обозначающей день этого календаря. Этот период принято называть словом «цолькин».
Сходство календарей Мезоамерики, равно как и сходство письменностей по общему их виду, подтверждает тот факт, что действительно радикальные открытия суть явления редкие, заимствовать их у соседей легче, чем открывать заново.
Календари разных городов различались. Собственно говоря, структурно календарь был один, разница была в начале года и в некоторых более мелких деталях. Начало года могло различаться существенно, но как правило, на целое число месяцев, иногда на один день, встречалось, и на 5 дней, точнее, на целое число месяцев по 20 дней плюс 5 дней. Исследователи затратили много усилий, чтобы согласовать все эти календари. По счастью, осталось довольно много надписей, где одни и те же даты даны в разных системах, а также есть данные сравнения их с европейским календарем. Ведь этот странный, на европейский взгляд, календарь существовал в Мезоамерике более 2500 лет, и среди его многочисленных вариантов имелось более десятка, сохранявшихся в использовании без всяких модификаций более 1000 лет. Рекорд у ольмеков - их календарь работал 2100 лет.
Полная дата записывалась четырьмя иероглифами. Они попарно повторялись через 365 и 260 дней. Еще одно парное повторение случалось через 4 года по 365 дней, этот период также выделялся у майя. Но самым главным циклом считался период в 52 года, когда повторялись все 4 знака даты. Этот период назывался календарный круг. 52 X 365 = 73 X 260 = 18 980
Все же двойной период был еще более важным, в нем укладывается также целое число периодов обращения Венеры: 52 X 2 X 365 = 65 X 584
Со всеми этими циклами (1, 4, 52, 104 года) были связаны определенные предрассудки, они сопровождались религиозными церемониями и празднествами, но я опускаю это в данной статье.
Характерно то, что уже достаточно развитую календарную систему мы встречаем в самых первых календарных надписях. Можно предположить, что календарь создавался и развивался длительное время до появления письменности. Подобное мы встречаем и на другой стороне Атлантики, где древние обитатели Британии имели весьма развитый календарь, основанный на астрономических наблюдениях, но так и не успели создать письменность.
Ольмеки и майя широко использовали так называемый долгий счет, последовательный счет дней от определенной даты. Памятники археологии с датами в долгой шкале появляются около начала нашей эры (есть 36 и 32 г. до н.э.) и закончились около 1100 г., но следы ее использования сохранялись у потомков цивилизации майя вплоть до XVII века.
С научной точки зрения это наиболее совершенная система счета, хотя и неудобная в повседневной жизни. Календарь этого типа широко используется в астрономии (юлианские дни), это непрерывный счет дней с 1.01.4713 г. до н.э. (один из вариантов даты сотворения мира по расчетам христианских историков). Нуль-пункт долгой шкалы майя соответствует юлианскому дню 584285 JD или 13.08.3113 года до н.э., хотя и не все исследователи согласны с этой датой. Разброс может быть значительным: так, различие двух крайних известных мне значений достигает почти 800 лет?! Бесспорно только одно: дата нуль-пункта по календарям - 4 Ахав 8 Кумху.
Теперь попытаемся восстановить, каким же был календарь ранее и каким он мог бы стать позже.
Сохранилось большое число надписей майя. Надписи на монументальных памятниках часто начинались с даты, а это было делом серьезным, и полная дата несла много информации. При этом вводный блок даты еще полностью не объяснен, но одна его часть - покровитель одного из 18 месяцев. Далее идет дата в долгой шкале, т. е. число лет по 360 дней, двадцатидневных месяцев и дней от начальной даты. Далее два знака 260-дневного цикла. Потом идет день девятидневной недели. (Точнее будет сказать: девятиночной недели, так каждой дате здесь соответствовала одна из подземных сфер, у каждой из которых был свой бог-хозяин, он же владыка ночи). Далее сведения о лунном цикле: дата, номер и название лунного месяца, число дней в этом месяце. И наконец, два знака солнечного года из 365 дней. Полный набор данных встречался далеко не всегда. Сведения о лунном месяце и девятидневке достаточно редки. Но упоминание о лунном календаре во всяком случае свидетельствует, что начальные этапы развития календаря в Центральной Америке, видимо, не слишком отличались от общемировых, везде в первых попытках счета времени участвовали лунные фазы.
Что касается солнечного года, то есть основания считать, что в первое время его длительность считалось равной 360 дням. Основания к этому дает система записи чисел майя. Они имели только три знака для их записи: 0, 1, 5, а комбинацией значков 1 и 5 получали цифры от 1 до 19. Они использовали позиционную систему для записи чисел, обычно по линиям, идущим вверх. Система, в общем, была двадцатеричная, но второй шаг был с коэффициентом 181). Появляется последовательность:
1 - 20 - 360 - 7200 - 144 000 - ... и т. д. (кин - винал - тун - катун - бактун - ...)
В современных текстах о майя используется метод записывания их чисел, например как 2.12.13.0 или 2 катуна, 12 тунов, 13 виналов, 0 кинов.
Несколько примеров:
8.17 = 177 (8X20 + 17 = 177)
1.0.5 = 365 (1X360 + 0X20 + 5 = 365)
2.12.13.0 = 18980 (2X7200 + 12X360 + 13X20 + + 0 = 18980)
Позиционная система майя удобнее римской. Кажется, что ее искажение на третьей линии нелогично, в любом случае неудобно. Но возможно, что этот метод написания чисел имеет отношение к астрономии и, более того, был специально изобретен применительно к тогдашнему уровню астрономических знаний. Предположим, что он появился тогда, когда майя еще не знали достаточно хорошо длительности года и оценивали ее в 360 дней. Известно, что некоторые народы Старого Света определяли ее также. В этом случае дата, записанная в долгой шкале, нам даст автоматически число лет по 360 дней, если отбросить две нижние строки2) и читать оставшиеся в обычной 20-ричной системе (1 - 20 - 400 - и т.д.). Например, имеем дату в долгой шкале 12.18.19.9.3 (= 1 864 623) (12 бактунов, 18 катунов, 19 тунов, 9 виналов, 3 кина). Дата такова: третий день девятого месяца 5179 года (19 + 18X20 + 12X400). Если преобразовать ее в нашу, приняв во внимание нуль-пункт долгой шкалы и длину нашего года, получим 12 октября 1992 года. Можно даже проще перевести, используя юлианские дни: 1864623 + 584285 = 2448908 JD, что даст тоже 12.10.1992 г. - 500-летний юбилей встречи двух культур. Здесь напрашивается такая логика. Да, вначале год был определен в 360 дней. Но после его уточнения и перехода на год другой длительности старый счет не был отвергнут, он существовал параллельно, и благодаря своей роли в построении числовой системы майя и долгой шкалы применялся для записи длительных промежутков времени. Выделенное положение периода в 360 дней, туна, видно в том, что наряду со счетом двадцатками, как в долгой шкале, существовал и счет циклами по 13, правда, обрывающийся на первом же шаге.
13 катунов составляли 260-летний цикл. На последних этапах истории майя преобладающим стал счет двадцатилетиями, все они начинались в один день (Ахав), но с разных чисел тринадцатидневки. Повторение начиналось через 260 лет. Это внесло дополнительную путаницу в хронологию майя. 13 бактунов получили у исследователей название «эра майя». В этом же периоде в некоторых городах был удлинен долгий счет. В Тикале встретилась надпись, где начальная дата отдвинулась более, чем на 5 млн лет назад (Кнорозов, 1971).
Похожая история произошла потом и с годом в 365 дней. Со временем выяснилось, что и он недостаточно точен. Из-за инерции религиозной традиции, с ним связанной, он все еще продолжал оставаться широко используемым в текстах надписей и для планирования религиозных церемоний.
Постепенно он перешел на роль второго священного года (наряду с 260-дневным циклом), а в «гражданском» календаре появились разные методы его исправления, о которых чуть позже.
Твердое соответствие нашему календарю дает только долгий счет, конечно, если отвлечься от разногласий среди специалистов по поводу нуль-пункта. Если в надписи есть только даты по двум календарям, легко ошибиться на 52 года (или на срок в целое число периодов по 52 года). Если имеем дату по девятидневке, то неопределенность составит 468 лет, при этом в большинстве случаев соответствие устанавливается достаточно надежно. А вот информация о лунной дате помочь не может. Отмечу, что период в 260 дней использовался в астрологии индейцев Мезоамерики, они верили, что судьба человека зависит от даты его рождения по этому календарю. В этом качестве он кое-где сохранился до наших дней. Мне известно несколько вариантов его обоснования с помощью астрономии (разделение года по прохождению Солнца через зенит, длительность 9 периодов соединений Луна-Венера, треть синодического периода Марса и т.д. - все одинаково неубедительны). Наиболее вероятной мне кажется соединение этнографической и арифметической гипотез.
Срок в 260 дней близок к промежутку между посевом маиса и сбором урожая. Оба эти события отмечались церемониями и празднествами, это общий обычай у всех земледельческих народов, только растения и даты разные. Возможно, что этот сокращенный год сначала был только выделенной и не строго определенной по длительности частью солнечного года, с празднествами в начале и конце, и только потом, в результате календарной реформы, счет дней по этим циклам стал непрерывным, а его длительность была фиксирована именно в 260 дней, как следствие некоторых числовых игр с реальными числами, имеющими астрономический смысл.
Одну мы уже писали: 52 X 365 = 73 X 260
С числом 365 все ясно. Но число 73 тоже «астрономическое». Оно входит сомножителем в несколько формул:
73 X 5 = 365
73 X 8 = 584 (период обращения Венеры)
Кроме того, 73 X 9 = 657, что близко к длительности 24 лунных сидерических месяцев (27 1/3 X 9 = 656).
Таким образом, число 260, а может и 52 могли получить сакральный смысл в сознании жрецов-астрономов майя. А поскольку у них уже существовала двадцатеричная арифметическая система, то и число 13 (260 : 20 = 13) становилось священным. Исследователь древних культур Ю.В.Кнорозов относит появление неполного земледельческого года в 260 дней к концу II тыс. до н.э., а календарную реформу к 354 г. до н.э. (Кнорозов, 1971).
Добавлю, что нумерации года в нашем понимании не было. Часто год отмечался единственно датой дня нового года по священному календарю в соответствующем оформлении, чтобы отличить эту запись от обычной даты.
Интересно, что имелось довольно много календарей, в которых год обозначался датой последнего дня года, но не 365-го, а 360-го. Видимо, игнорирование последних 5 дней в этом случае связано с тем, что дни короткого дополнительного месяца года считались опасными, приносящими несчастье. Ацтеки даже запрещали детям и беременным женщинам выходить из дома в эти дни из боязни, как бы их не похитили злые духи. Снова проведем аналогию со Старым Светом (все же как схожи иногда образы мышления у людей, не имеющих никаких контактов между собой). В Старом Свете дни дополнительного тринадцатого месяца лунно-солнечного календаря тоже считались приносящими несчастья. Сохраняющееся до сих пор суеверие по поводу несчастливого числа 13 ведет свое происхождение от тех времен.
Длительность года в 365 дней не очень хорошая, а лучше сказать вообще плохая. Возможно, что майя вводили поправки, но тут единого мнения среди исследователей нет. Прежде всего, есть основания полагать, что древние астрономы Мезоамерики знали, что 1508 лет или 29 календарных кругов по 52 года, равны 1507 солнечным годам. В надписях на каменных стелах майя, где вообще очень много чисел, даты, разделенные интервалами в 1508 (и в 3016), встречаются чаще, чем это можно было бы ожидать при простом совпадении. От себя добавлю, что к подобным аргументам я отношусь скептически. Видимо, количество однотипных надписей должно перевалить некое критическое число, а в данном случае это, кажется, произошло. При этом длительность солнечного года будет составлять: (365 X 1508) : 1507 = 365,2422
Точность прямо-таки поразительная, но думаю, что получилась она такой хорошей все же случайно. Однако случай, как известно, помогает тем, кто этого заслуживает. Пофантазируем, как могла возникнуть такая точность. Предположим, что когда-то жрецы-астрономы решили начинать свой год в равноденствие. Известно, что все солнечные явления издавна были предметом систематических наблюдений. Легко было заметить, что через несколько лет начало года уже не совпадает с равноденствием. В Старом Свете это наблюдение и желание согласовать календарь с Солнцем привело в конце концов к созданию юлианского календаря, при этом один раз в четыре года равноденствие возвращалось почти что на свое место.
Индейцы же длину своего года фиксировали в 365 дней, и за смещением равноденствия наблюдали с научным интересом, это слово тут употреблено без иронии. Возможно, что они даже сознательно поставили задачу: определить, через сколько лет равноденствие снова вернется на свое место, к Новому году. Для этого было достаточно определить, за сколько дней равноденствие сместится на один день по отношению к началу года. Трудность в том, что величину, меньшую дня, они могли измерять только эталоном в один день. И возможно, что через 29 лет они заметили, что равноденствие сместилось на 7 дней, почти точно. Тогда, проделав несложные вычисления, можно найти, что один день разницы набегает за 1512 дней. Другое приближение: 8 дней в 33 года. Один день разницы за 1506 дней. Возможно даже было определено, что искомый результат лежит между этими. Конечно, вывод был сделан не на основе единичного наблюдения, наверняка понадобилось несколько периодов в 29 и 33 года.
Отметим, что второе приближение использовано в календаре Омара Хайяма, широко известного как поэта и гораздо менее известного как астронома, изобретателя самого точного календаря из когда-либо бывших в употреблении в Старом Свете.
У обитателей Центральной Америки в их календаре была излюбленная единица измерений в 13 дней. Почему бы не предположить, что они хотели получить величину, кратную 13, для столь важного явления. И тогда 13 X 29 X 4 = 52 X 29 = 1508.
Случайно оказалось, что ближайшее к результату наблюдений число, кратное тринадцати, оказалось очень точным приближением к физической реальности.
Если же один день разницы набегает за 1508 дней, то естественно заключить, что один год разницы накопится в 1508 лет.
Не ясно, как майя использовали свои точные знания в календаре и использовали ли их вообще, на этот счет есть разные мнения. По одному из вариантов они вводили 6 дополнительных дней вместо 5 каждый четвертый год, получается календарь, схожий с юлианским. Об этом писал епископ Диего де Ланда, с одной стороны, оставивший подробные записи о культуре майя, а с другой - истребивший в огне множество оригинальных памятников этой культуры и в том числе рукописей майя.
Существует мнение, что майя вводили дополнительный месяц в 26 дней каждые 104 года, а более поздние обитатели Мексики вводили дополнительную неделю в 13 дней каждые 52 года. Во всех этих случаях получаем год в 365,25 дня. Однако существует также мнение, что дополнительный месяц ацтеков составлял 25 дней, с этим имеем длительность года в 365,2404 дня, что уже точнее.
В Парижской рукописи майя есть сведения, что существовал календарь из 13 месяцев по 28 дней, длина одного года составила 364 дня. По мнению Ю.В.Кнорозова он появился у майя даже ранее 365-дневного (Кнорозов, 1971).
Тут опять встречаем числовую игру: 364 X 5 = 260 X 7 = 1820
По истечении 16 лет вводился дополнительный месяц в 20 дней, опять получаем среднюю продолжительность года в 365,25 дня. Во всяком случае известно, что зодиак майя был разделен на 13 созвездий, и это как-то может подтвердить существование такого календаря. Возможно, что он существовал независимо от других и наряду с ними.
Некоторые исследователи отвергают существование календарей с високосными поправками, т.к. о них не встречается сведений среди надписей на каменных сооружениях. На мой взгляд, какой-то вариант исправленного календаря должен был существовать, иначе пропадает первое и главное предназначение календаря - помогать в планировании хозяйственных работ, что, напомним еще раз, особенно важно для земледельцев. Они имели свой «гражданский» календарь, о котором сохранились только смутные сведения.
Остается добавить, что часто встречаемое в популярных изданиях мнение, что у майя был очень точный календарь, неверно. Точность календаря определяется не знанием длительности года, а точностью использования этого знания в календаре. А здесь даже мы используем наши знания далеко не лучшим образом.
Хотя следов лунно-солнечных календарей почти не сохранилось, все же интересно выяснить, что знали древние индейцы Центральной Америки о лунных циклах. Они почти не пользовались дробями и употребляли формулы вида: 405 месяцев = 11 960 дней.
Эта формула встречается неоднократно. По-видимому, самое древнее упоминание о цикле в 405 месяцев встречено в Паленке (Юкатан) оно датируется 692 годом. (9.12.19.14.12 по долгому счету). Только один раз встречена формула, сокращенная в 5 раз (82 месяца = 2392 дня).
Отсюда можно было бы сделать вывод, что майя знали длину лунного синодического месяца с очень хорошей точностью (29,53086 дня, ошибка в 24 секунды). Это особо точное знание пришло не сразу, в других городах и в другое время встречаются несколько иные формулы (142 месяца = 4193 дня - ошибка 209 сек.; 149 месяцев = 4400 дней - ошибка 33 сек.), но и у них остается такое же приближение в 29,53 дня, что совсем неплохо для XII века.
По правилам математической обработки наблюдений в частном можно оставлять столько значащих цифр, сколько их в исходных числах. Так что наше правило, годное для десятичных дробей, следовало бы изменить, иначе мы не сможем оценивать точность данных, записанных простыми дробями, ведь по правилам мы везде должны были бы округлить до 29,53.
По мнению Ю.В.Кнорозова жрецы майя специально постарались определить возможно точнее длину синодического месяца, так как примерно в VII в. поставили цель согласовать лунный и солнечный календари. Для этого нужно было определить, на какой день Луны приходится начальная дата (4 Ахав 8 Кумху). Для экстраполяции назад они использовали метонов цикл (6940 дней = 19 лет = 235 месяцев). (Кнорозов, 1971).
Кроме того, майя знали и такую формулу: 30 сидерических месяцев = 819 дней.
На самом деле этот интервал ближе к 820 дням: (27,32166 X 30 = 819,65).
Возможно, что число 819 им более нравилось потому, что это произведение трех примечательных для них чисел: 7 X 9 X 13 = 819. А может быть, его предпочли потому, что при делении на 260 оно дает неплохое приближение к числу Пи : 819 : 260 = 3,15. Это было бы более интересно.
Изучение надписей на стелах с указанием дней рождения и вступления в должность наследственных правителей городов позволяет предположить, что дату инаугурации подбирали так, чтобы от рождения до вступления во власть проходило целое число сидерических месяцев.
Вернемся снова к первой формуле для синодического месяца. Предпочтение, отдаваемое ей, вызвано тем, что 405 синодических месяцев - период повторяемости затмений. Назовем его саросом майя по аналогии с саросом Старого Света (Юревич, 1997).
405 синодических месяцев = 11959,888 дня.
439,5 драконических месяцев = 11959,771 дня.
34,5 драконических года = 11958,391 дня.
434 аномалистических месяца = 11958,675 дня.
Лунные таблицы Дрезденского кодекса майя позволяют считать, что жрецы майя знали еще один период, связанный с Луной, - половину длины драконического года:
69 периодов = 11958 дней (173,304 дня).
В заключение стоит остановиться подробнее на одном моменте. Индейцы Мезоамерики всерьез считали, что в конце календарного круга может наступить конец света и каждые 52 года ждали гибели мира. И очень радовались, если этого все же не происходило. С нашей точки зрения это кажется странным, ведь их история достаточно длинная, чтобы прийти к выводу, что опасения неосновательны. И, кроме того, как вообще может жить цивилизация, уверенная в скором конце света, ведь это огромная психологическая нагрузка.
Все дело в том, что у древних людей восприятие времени было иным, оно было еще не развито. В самом начале все окружающее и сам человек были в его восприятии одной целостностью. Потом только выделилось некое первоначальное представление о пространстве-времени, как о чем-то, что не входит в мир вещей. Потом стало вычленяться время, но у него еще не было четкого деления на прошлое, настоящее, будущее. Главным в сознании было настоящее, прошлое сказывалось традициями и обычаями. В памяти выглядело конкретным только недавнее прошлое, а то, что за пределами одной человеческой жизни, сливалось в некую аморфную массу, почти лишенную представления о последовательности событий, составленную из реальных событий, преломленных в зеркале мифотворчества, и чистого мифотворчества.
В качестве примера приводят «Ригведу», цикл индийских гимнов, составленных более 3000 лет назад. Исследователи выделяют в нем пласты, относящиеся к далекому индоевропейскому прошлому мифотворцев «Ригведы», к индоиранскому или арийскому периоду, когда предки составителей гимнов жили в северном Причерноморье и Приазовье, и к эпохе, когда арии уже пришли в Индию. Но все это содержится в текстах без определенного порядка, все временные пласты перемешаны (Шилов, 1990).
Будущее не представлялось вообще, в лучшем случае оно рассматривалось как должное повториться прошлое, а может быть, уже и осуществлявшееся в какой-то прошлой жизни. Поэтому так трудно бывает приучить некоторые племена, до сих пор живущие присваивающим хозяйством к земледелию, они не в состоянии понять, зачем нужно зарывать семена в землю, а не съесть их сразу. У них просто нет понятия о будущем. Конечно, понятие о будущем родилось из наблюдений именно за явлениями типа роста растений, выпадения семян в землю и их прорастания, но это был очень медленный процесс осознавания причинно-следственных связей и формирования понятия времени.
Не было также четких представлений о старом и новом, отживающем и перспективном. Поэтому в недавнем еще народном фольклоре заметны следы мифотворчества охотников за мамонтами, жившими более 10 000 лет назад.
Вследствие этой неразвитости представлений о времени и могло существовать столь долго представление о возможном конце света в конце календарного круга. К тому же, как и у многих других народов, могли существовать предания о якобы уже случавшихся концах света, и эти продукты чистого мифотворчества в сознании древних имели такую же силу, как и несвершение конца света один или два периода назад.
Нарисованная здесь унылая картина кажется противоречащей известной способности древних людей передавать изустно огромное количество информации, противоречит и самому существованию археоастрономии. Однако эти знания в ту пору были уделом немногих древних мудрецов, они же были жрецами. Жрецы намного опережали своих соплеменников в восприятии мира и в уровне мышления. Но они же были крайними консерваторами в образе жизни, стремились сохранять привычный, завещанный им предками уклад. Не следует считать их шарлатанами или лично заинтересованными в сохранении власти, они просто строго следовали заветам их учителей. Прогресс становился всеобщим достоянием намного медленнее, чем теперь.
Приведу еще один пример. В языке кечуа, самом распространенном в Южной Америке, слово Пача означает одновременно пространство и время. Во всех европейских языках для обозначения нового физического понятия, возникшего с теорией относительности, пришлось объединить два слова, писать пространство-время, а в языке кечуа это слово уже существовало. А может быть лучше сказать, что оно еще существовало. Выше уже было сказано, что в сознании древнего человека выделилось сначала представление о пространстве-времени, просто как о чем-то другом, чем предметный мир.
Снова упоминая «Ригведу», скажем, что там был персонаж, который мог представляться быком, но мог пребывать и в качестве года. Мы еще как-то можем понять обычные для мифологии замены стихий существами, но тут существо, сгусток пространства, сменяется интервалом времени. Потом уже в человеческом восприятии пространства стало преобладать ощущение предметности, а в восприятии времени - ощущение цикличности.
Следует заметить, что переход от циклического времени к представлению о непрерывном времени был великим завоеванием человечества. Понятие времени в сознании древнего человека постепенно изменялось и совершенствовалось, оно стало связано с цикличностью явлений. Первые осознанные циклы были кратковременными, затем выделился год, да и то не всегда сразу полностью (неполные календари), а интервалы времени больше года поначалу не воспринимались. Затем стала ощущаться продолжительность жизни человека, практика требовала сопоставимого цикла, но его не было в природе. Так возникли искусственные циклы, 60 лет в странах Восточной Азии и календарный круг в Мезоамерике. В районах так называемых великих цивилизаций точного цикла, примерно равного средней продолжительности жизни, так и не возникло, там считали время по годам правления властителей. Осознание того, что время течет долго и непрерывно, охватывая множество циклов, постепенно проявлялось в ходе развития миросознания человека. Первая попытка Эратосфена ввести непрерывный счет времени в Старом Свете не прижилась, точнее, она опоздала, появившись накануне гибели античного мира. Сплошной счет годов начался уже в христианском мире. Народы Центральной Америки, ольмеки и майя, первыми введшие в практику непрерывный счет времени - «долгий счет» - здесь сохраняют приоритет.
На рисунках приведены Мексиканские изображения дат.
Рис 1: Дата 3 сентября 32 г. до н.э. (юлианский календарь)
Дата в долгой шкале начинается примерно с середины левого столбца надписи 7.16.6.16.18
последний знак - 6-й день тринадцатидневки и название дня в 20-дневном цикле (ольмекский язык)
Рис 2: Дата 7 октября 199 г. (юлианский календарь)
В этой надписи первый (верхний) знак - вводный знак даты.
Второй - 12 Xul - дата 365-дневного года.
Третий - 5-й день владык ночи (девятидневка).
Четвертый - ?.
Пятый - прошло 17 лун.
Шестой - 3 Ахав - дата 260-дневного цикла.
Далее (7-12 знаки) - текст.
Рис 3: Дата 14 сентября 320 года. (юлианский календарь)
Верхний знак - вводный знак даты.
Далее идут 4 нерасшифрованных знака. 5 - 9 знаки: дата в долгой шкале 8.14.4.1.12 (8 бактун, 14 катун, 3 тун, 1 винал, 12 кин). 10-й - 1 Diente - дата 260-дневного цикла.
11-й - 5-й день владык ночи (девятидневка).
Далее - текст.
Нынешние исследователи пытаются проникнуть в психологию древнего человека. Это трудно, ведь наше логико-аналитическое мышление резко отличается от образно-интуитивного мышления древних. Создается впечатление, что некоторым авторам, историкам и археологам, это удается, и они делятся своими выводами с нами. Среди них могу назвать Г. Г. Ершову, Ю. А. Шилова, Ю. В. Кнорозова.
Автор - В.А. Юревич