Плохой охотник
Один бездарный стрелок переранил очень много животных. А все потому, что он никогда не молился Великому Маму*, когда шел на охоту. Мам сильно рассердился на него за все прегрешения и повелел доставить к себе. Когда охотника привели, то ему пришлось держать ответ; за что он изранил столько животных, почему он не воскурял Маму копал и не молился.
В наказание Мам заставил его жить у него и заботиться о больных животных. Много чего познал этот человек, пока он был у Мама.
Мам научил его работать на мильпе, потому что сначала человек не знал как. Мам научил его молиться и возжигать копал, чтобы иметь хороший урожай. Но человек уже устал от жизни у Мама и хотел вернуться назад, на землю, к семье.
Мам уговаривал его остаться, но человек так хотел домой, что Мам согласился его отпустить. Мам дал человеку с собой семена растений, которые тот хотел посеять - бобов, маиса, кассавы и других.
Когда этот человек вышел на землю, он помнил, чему Мам научил его, и потому его мильпа всегда была изобильной. Когда бы ни шел он охотиться, он всегда добывал много дичи и он хорошо знал, как молиться и воскурять копал.
* - Буквально «дед». В языках горной Гватемалы слово может употребляться со значением «старый». Вероятно, в доколумбову эпоху имел зооморфные черты. Часто изображается в знаменитой Дрезденской иероглифической рукописи майя, одной из немногих дошедших до нас после завоевания Мексики испанцами.
Использованы материалы книг "Мифы Центральной и Южной Америки", Я. Нерсесов, М., Астрель Аст, 2004. и "Легенды, мифы и сказки индейцев майя", ред. и сост. Г.Г. Ершова, М., Изд-во РГГУ, 2002.