Сокровища майя
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Не для того, чтобы порадовать глаз, но ради высших целей — служения богам и высоким правителям, художники майя создавали свои бесчисленные сокровища. Ритуальные предметы должны были понравиться богам — тогда можно было рассчитывать на их защиту и помощь. Глиняные, каменные, резные, шлифованные или покрашенные в яркие цвета, эти предметы могли быть любой формы, в том числе могли изображать богов, людей и животных. Все художественные элементы имели какое-то символическое значение. Например, считалось, что нефрит в мозаичной маске, положенной на лицо умершего правителя, обеспечивает его душе вечную жизнь. Дырочка в расписном полихромном блюде показывает, что блюдо "убито" и что его освободившаяся душа может сопровождать умершего в загробных странствиях.
Майя не знали ни металлических инструментов, ни гончарного круга, и тем не менее создавали из глины прекрасные и практичные вещи, используя формовку, аппликацию и свободную лепку. Каменные инструменты и шлифовальные порошки применялись не только для работ с твердыми поделочными камнями вроде нефрита, ими обрабатывали и кремень, и раковины. Предметы, создаваемые мастерами, должны были иметь форму и орнамент, как предписывала традиция; и тем не менее у мастера оставалась возможность проявить творческий подход в мельчайших деталях. Художник, расписывавший блюдо, смог несколькими штрихами передать невыразимую грацию танцора, который взмахнул рукой, чтобы удержать равновесие и сделать следующий шаг.
В искусстве майя изображение часто передает действия или эмоции. Мастера выработали стиль одновременно и натуралистический, и информативный, вкладывая в свои произведения заряд жестокости, юмора или нежности. Предметы, созданные руками безымянных мастеров, до сих пор поражают людей своей красотой, помогая нашим современниками оживить в своем воображении этот давно исчезнувший мир.
Глиняная статуэтка, до сих пор сохранившая следы первоначальной голубой окраски, изображает знатного человека в волнообразном головном уборе, напоминающем рыбу. Человек присел в грациозном поклоне, по всей его позе молено судить об изяществе его движений. Эта фигурка, которую использовали в ритуале погребения, найдена на острове Джайна.
Непроницаемым взглядом смотрит на нас из прошлого эта каменная маска в натуральную величину, увенчанная изображением какого-то божества с акульим зубом. Когда-то она закрывала лицо правителя или знатного человека из Тикаля, отправившегося в страну мертвых. Губы из кусочков морской раковины, глаза из перламутра и пирита резко выделяются на серо-зеленом фоне из диопсида, который лишь оттеняют зеленые ушные украшения из жадеита, выточенные с исключительной тщательностью.
Самое крупное животное джунглей — олень — изображен на этом цветном расписном трехногом сосуде (триподе). Самые ранние образцы этого стиля, найденные в горах Гватемалы, были монохромные. Художник раскрасил сосуд красной, желтой и черной краской, а в пустотелые ножки бросил крошечные глиняные шарики, так что, если его потрясти, он загремит.
Керамическая коробка в виде некоего божества, стоящего вверх ногами, говорит о влиянии иных мезоамериканских культур на позднейшее искусство майя. Об этом можно судить по пятнам, какие бывают на шкуре ягуара, и по цветным полосам на лице. Считается, что это изображение бога кукурузы, он держит в руках обычную пищу майя — тамали из кукурузы.
На стенках этого экзотического глиняного сосуда встретились странные существа: два антропоморфных Змея Всевидения смотрят друг на друга, а над ними нависает похожее на крокодила Небесное Чудище. Чтобы добиться эффекта глубины и игры света и тени, мастер пользовался техникой аппликации, вырезая кусочки глины и накладывая их слои за слоем на поверхность сосуда.
Отдавая дань одновременно и реальности, и символу, человек, вырезавший из раковины эту собачку (длиной не более 6 сантиметров), придал ей естественную позу и вместе с тем украсил инкрустацией из нефрита. Фигурка найдена в центральной части области майя и датируется приблизительно 300—600 годами н. э.
Этот страшный предмет, отправлявший человека в мир иной, сделан из кремня, длина его — 40 сантиметров. Небесное Чудище, с широко разинутой пастью, сопровождающее умерших в подземный мир, ныряет в глубину, утягивая за собой "протекающее каноэ жизни". На борту его три пассажира — умерший и его спутники, от мощного рывка они откинулись назад.
Применяя технику росписи, известную в Теотиуакане, когда краска накладывалась поверх влажного слоя штука, художник создал яркие, нетускнеющие образы. На стенках трипода он изобразил, как из клюва кетцаля появляется человек. Скульптурная голова божества или духа на крышке одновременно служит ручкой — такая деталь есть на многих сосудах майя.
Громадные клыки и красная глотка, окрашенная киноварью, придают еще большую убедительность этой глиняной собачьей голове — в действительности это был сосуд, который стоял на крошечных ножках, приделанных со стороны шеи. Сосуд был найден в Копане в захоронении знатного человека. Согласно представлениям майя, собаки — символ выносливости, они сопровождают умершего в его блужданиях по страшному подземному царству.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ВЕКА
Около 10 000 лет тому назад, когда закончился последний ледниковый период, люди с севера двинулись осваивать южные земли, известные теперь под названием Латинская Америка. Они расселились на территории, составившей потом область майя, с горами и долинами, густыми лесами и безводными равнинами. В область майя входят современные Гватемала, Белиз, часть Мексики, Гондураса и Сальвадора. В течение последующих 6000 лет местное население перешло от полукочевого существования охотников-собирателей к более оседлому земледельческому образу жизни. Они научились выращивать кукурузу и бобы, с помощью разнообразных каменных приспособлений измельчали зерно и готовили еду. Постепенно возникали поселки.
"ДОКЛАССИЧЕСКИЙ" ПЕРИОД
1500 год до н. э.—250 год н. э.
КАМЕННАЯ МАСКА
Люди приобрели некоторые сельскохозяйственные навыки, научились повышать урожайность полей, по всей области майя возникают густонаселенные поселки сельского типа. Около 1000 года до н. э. сельские жители Куэльо (на территории Белиза) изготовляли глиняную посуду и хоронили умерших, соблюдая положенный церемониал: в могилу клали кусочки зеленого камня и другие ценные предметы. В искусстве майя этого периода заметно влияние ольмекской цивилизации, возникшей в Мексике на берегу залива и установившей торговые связи со всей Мезоаме-рикой. Некоторые ученые считают, что созданием иерархического общества и царской власти древние майя обязаны ольмекскому присутствию в южных районах области майя с 900 по 400 год до н. э.
Власть ольмеков кончилась, начинается рост и процветание южных торговых городов майя. С 300 года до н. э. по 250 год н. э. возникают такие крупные центры, как Накбе, Эль-Мирадор и Л икаль. Используются ритуальный, солнечный и лунный календари, развивается иероглифическая письменность, возводятся храмы, украшенные скульптурными изображениями богов, а затем и правителей майя. В гробницах правителей майя этого периода находят богатые приношения. Эта маска из зеленого камня лежала в склепе знатного человека, жившего в Ти-кале в I веке до и. э.
РАННИЙ "КЛАССИЧЕСКИЙ" ПЕРИОД
250—600 годы н.э.
ЧАША-ТРИПОД С КРЫШКОЙ
К 250 году н. э. Тикаль и соседний с ним город Вашактуп становятся главными городами в центральной низменной зоне на территории майя. Общество разделилось на правящую элиту и подчиненный ей трудящийся класс земледельцев, ремесленников, торговцев. Начиная с III века правители (цари), облеченные высшей властью, воздвигают храмы-пирамиды и стелы с изображениями и надписями, призванными увековечить их правление; обряд посвящения состоит из ритуала кровопускания и человеческих жертвоприношений. Самая ранняя из известных стел (датирована 292 годом) найдена в Тикале, она поставлена в честь одного из наследников правителя Яш-Мок-Шока, основавшего в начале века династию, которой суждено было править городом 600 лет. В 378 году, при девятом правителе из этой династии — Лапе Великого Ягуара, Тикаль покорил Вашактун. К тому времени Тикаль находился под влиянием племени воинов и торговцев из мексиканского центра Теотиуакана, переняв у иноземцев некоторые методы ведения войны.
Развитие ремесел (примером чему служит этот полихромный сосуд, изображающий птицу-рыболова) и успехи архитектуры говорят о том, что искусство в этот период находилось на подъеме. В VI веке в Тикале наступает непонятная полоса затишья: в период с 534 по 593 год памятников почти не ставили.
Примерно в 1500 году до н. э началось повсеместное строительство поселков сельского типа, послужившее сигналом о начале так называемого «доклассичсского периода», с которого начинается отсчет столетий славной цивилизации майя. О последующем развитии этой культуры ученые узнают по археологическим находкам и по иероглифическим текстам на каменных монументах, рассказывающих об истории этого удивительного народа.
КРЕМЕНЬ-КРИВЛЯКА
ПОЗДНИЙ "КЛАССИЧЕСКИЙ" ПЕРИОД
600—900 годы н. э.
Классическая культура майя, для которой характерно бурное строительство дворцов и храмов, в VII—VIII веках вышла на новый уровень развития. Тикаль возвращает себе былую славу, но появляются и другие, не менее влиятельные центры. На западе области майя процветает Паленке, которым правит Макаль, пришедший к власти в 615 году и похороненный с наивысшими почестями в 683 году. В VII веке, во время 67-летнего правления Дыма-Ягуара, снискал себе славу и юго-восточный город Копан. Хотя правители таких городов приходились друг другу родственниками вследствие междинастических браков, да и в культуре — искусстве и религии — этих городов было много общего, они оставались соперниками. Войны между городами были обычным явлением.
Продолжает развиваться искусство, ремесленники снабжают знать различными изысканными поделками, такими, как этот нож, названный из-за причудливости формы "кривлякой". Предназначавшийся для священного ритуала, этот кремневый нож был найден среди прочих подношений в Копане. Продолжается строительство церемониальных зданий и многочисленных стел, превозносящих личные заслуги правителей. Однако начиная с VIII века, и особенно в IX веке, города центральных низменностей приходят в упадок. В 822 году политический кризис потряс Копан; последняя датированная надпись в Тикале относится к 869 году.
КАМЕННАЯ ФИГУРА
"ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ" ПЕРИОД
900—1500 годы н. э.
Истощение природных ресурсов, упадок сельского хозяйства, перенаселенность городов, эпидемии, вторжение извне, социальные потрясения и непрекращающиеся войны — все это как вместе, так и по отдельности могло послужить причиной заката цивилизации майя в южных равнинных областях. К 900 году н. э. строительство на этой территории прекращается, некогда многолюдные города, покинутые жителями, превращаются в руины. Но культура майя все еще живет в северной части Юкатана. Такие прекрасные города, как Ушмаль, Кабах, Сайиль и Лабна в холмистой местности Пуук, существуют вплоть до 1000 года.
Примерно в это же время для города Чичен-Ица наступает пора процветания, продолжающаяся двести лет. Новые скульптурные мотивы, такие, как эта каменная фигура — колонна из Дворца ягуаров, и некоторые другие архитектурные детали отражают возросшее влияние мексиканских культур, преимущественно тольтекской, развившейся в Центральной Мексике прежде ацтекской. После внезапного и загадочного падения Чичен-Ицы главным городом на Юкатане становится обнесенный стеной Майяпан. После 250-летнего успешного правления династии Кокомов, в 1441 году Майяпан был разрушен во время восстания, поднятого вождями соседних городов. После этого цивилизация майя в прежнем виде перестает существовать, вырождается в кучку племен, занятых только войной, и готовится принять последний сокрушительный удар — вторжение испанских конкистадоров, начавшееся в XVI веке.