Скульптура. Часть 2.
2
В течение следующего этапа (590—750 гг), монументальная скульптура, сохраняя в какой-то мере отмеченные выше черты, проходит большой путь развития. Фигуры на рельефах первого направления имеют статичные позы, но их пропорции становятся более правильными, иногда появляются попытки передать движение. По-прежнему голова главного персонажа повернута в левую сторону, в правую — значительно реже; в большинстве случаев и тело показано в профиль, хотя есть и изображения в фас; ступни ног развернуты в разные стороны. Большое внимание уделяется тщательно проработанным декоративным деталям. Усложняется значительно и композиция. Если на древнейших памятниках, как правило, высекали только одну, торжественно застывшую фигуру правителя, то на рельефах второго этапа появляются и другие персонажи, играющие немаловажную роль. В качестве примера можно привести рельеф3 на притолоке 24 из здания 23 в Йашчилане, где скульптор прекрасно передал сцену, вероятно, происходившую в святилище. Перед монументальной статуей божества, как бы спокойно идущего вперед, стоит на коленях, в напряженной, экстатической позе, жрица или супруга правителя, с мольбой и надеждой смотрящая на бога. Она совершает обряд кровавого жертвоприношения, распространенный у майя: проколов высунутый язык, женщина пропустила сквозь рану кусок веревки, чтобы кровь стекала по ней в подставленный сосуд. Изощренная, дробная орнаментика одежды жертвовательницы контрастирует с почти лишенным украшений телом божества. Мастер стремился преодолеть фронтальность фигур и ярче передать драматизм мучительного обряда. Длинный жезл в руках божества, рассекая композицию по диагонали, вносит дополнительное движение и привлекает внимание к скорчившейся женщине. Его верхняя часть, украшенная пышным пучком перьев, заполняет правый угол рельефа над головой женщины, уравновешивая помещенную слева иероглифическую надпись.
Притолока 24. Йашчилан
Претерпевает значительные изменения и горельеф, тяготеющий к круглой скульптуре. Хотя от четырехгранной формы стелы в описываемый период еще полностью не отказались, но определенные сдвиги были уже сделаны. Некоторая скованность фигуры, диктуемая самой формой стелы, творчески используется: скульптор ставит своей задачей изобразить правителя в торжественной, спокойно-величавой позе. Лицо его равнодушно, глаза либо опущены на прижатый к груди горизонтальный церемониальный жезл (так называемую «змеиную полосу»), символ его власти, либо устремлены вперед. Прекрасный образец такого решения представляет стела «Р» из Копана, воздвигнутая в
Стела Р. Копан
Во время второго этапа скульпторы окончательно преодолели технические трудности: ни материал, ни их несовершенные орудия не являются уже препятствием при выполнении поставленных задач. К этому же времени относится и появление значительных стилистических различий в скульптуре разных городов и создание отдельных местных художественных течений или «школ». К сожалению, мы слишком еще мало знаем о принципиальных различиях в религиозных и эстетических взглядах, существовавших в том или ином городе-государстве, чтобы достаточно полно раскрыть внутреннее содержание многочисленных течений. Поэтому и анализ памятников поневоле приобретает несколько формальный характер.
Стела 12. Пьедрас Неграс.
Третий этап (со второй половины VIII в. до начала IX в.) является вершиной в развитии майяской пластики. Скульптуры становятся более динамичными, в многофигурных композициях образы получают яркую индивидуальную характеристику, предельную выразительность и даже драматизм. О каких-то изменениях религиозно-политического порядка свидетельствуют новые атрибуты власти: вместо прежней «змеиной полосы», изображавшей двухголового небесного дракона, мы видим теперь в руках правителя так называемый «скипетр с карликом» — изогнутый жезл с маленькой человеческой фигуркой на верхнем конце.
Стела 40. Пьедрас Неграс.
Продолжают развиваться и различные художественные школы в городах Пьедрас Неграс, Йашчилане, Паленке, Тикале, Ошкинтоке, Тонина, Копане и Киригуа. На многих памятниках мастера по-разному комбинируют рельеф с горельефом, что дает возможность достигать в сложных по сюжету сценах необычайного богатства форм. Это особенно характерно для творчества скульпторов в городах, расположенных в долине реки Усумасинты или по ее притокам: Пьедрас Неграс, Паленке и Йашчилане. Характерным примером может служить великолепная стела 12 из Пьедрас Неграс, воздвигнутая по всей вероятности, в
Стела 14. Пьедрас Неграс
В верхней части изображено сидящее на троне или помосте знатное лицо.7 Поза его очень интересна: согнутая левая нога лежит на сиденье, правая свободно опущена вниз. Фигура наклонена вперед; он внимательно рассматривает то, что происходит внизу. Чтобы удержаться в такой позе, одной рукой он крепко упирается в колено согнутой ноги, а церемониальным копьем в правой — в пол. Одежда его состоит из короткой пелерины, наброшенной на плечи, и набедренной повязки. Наряд дополнен ожерельем из крупных пластин и браслетами; на голове шлем с султаном. Складки, одежды подчеркивают контур фигуры. Скульптор умело использует длинный султан головного убора, чтобы сильнее выявить движение сидящего человека, вероятно, правителя Пьедрас Неграс. Дугообразное расположение перьев султана повторяет мягкую линию закругленной верхушки стелы. Ниже правителя, по краям трона, стоят два представителя знати в богатых одеждах; они изображены в профиль, лицом друг к другу. В руках у левого персонажа какой-то предмет, возможно, церемониальный жезл в виде священной «змеиной полосы», правый одной рукой держит копье, а другую положил на грудь — традиционный жест почтения у майя. Между ними сидит, поджав ноги, четвертый персонаж, почти обнаженный, но с богатыми украшениями (ожерелье, ушные подвески, головной убор из перьев). Лицо его поднято вверх, к правителю. Обычно считают, что это захваченный в плен вражеский полководец, но думается, что скорее здесь изображен придворный писец или какой-то другой вельможа, так как он не связан.
Девушка. Хайна
Под этой группой находятся восемь скорченных нагих пленников; у некоторых руки заломлены за спину и связаны; толстая веревка охватывает их туловища. Подняв головы, они с ужасом смотрят на правителя, ожидая решения своей участи или, может быть, уже предугадывая грядущее жертвоприношение. Обращает внимание подчеркнутая индивидуализация каждого образа, скульптор отчетливо показал различные позы, профили лиц и даже характерные украшения, свидетельствующие, может быть, о том, что перед нами — представители разных народов. Один имеет густую бороду (редко встречавшуюся у индейских народностей), другой (крайний справа), старый, худой человек, печально смотрит вниз, он уже полностью потерял надежду. Триумфальный характер изображенной сцены не вызывает сомнения. Очевидно, этот мемориальный памятник был воздвигнут вскоре после какой-то крупной победы войск Пьедрас Неграс над войсками другого города-государства.
Вся композиция рельефа строго уравновешена и гармонична. Поражает мастерство, с которым скульптор сумел скомпоновать все фигуры, не оставляя пустых мест и не нагромождая деталей, что нередко встречается в более ранних памятниках. Будучи, очевидно, поставлен перед задачей передать перспективу галереи или зала, в котором правитель решает судьбу пленных, мастер расчленил всю композицию на несколько изображений, причем нижние фигуры даны низким рельефом, а верхние — более далекие — достигают горельефной объемности. Такое решение, хотя и условное, создает впечатление почти правильного перспективного построения всей многофигурной сцены. Благодаря этому же решению скульптору удалось ярко противопоставить образы торжествующего победителя и покорно ждущих своей участи побежденных. Великолепно высеченные детали, такие как волосы, узлы и складки набедренной повязки (например, у третьего справа персонажа), выразительные положения рук, доказывают, что каждой фигуре в композиции, будь то правитель или побежденный, уделено одинаково большое внимание.
Не менее интересны и две другие стелы (40 и 14) из того же города, правда, совершенно иные по тематике. На первой8 из них, имеющей высоту более
В нижней части мы видим гигантское существо в пышном головном уборе с перьями, погруженное по пояс в землю. Это образ божества земли, ждущего оплодотворения семенами. Прекрасно переданы его грузность и неподвижность, жесткий приистальный взгляд, устремленный куда-то вдаль. Совершенно по-иному трактована верхняя фигура: в ней нет канонической статичности, столь характерной для обычного изображения правителя на стеле. Гладкий, без орнаментов фон вокруг нее как бы подчеркивает, что действие происходит весной и на открытом воздухе. В постановке фигуры и жестах правителя чувствуется свобода движения; благодаря лаконичным, мягким контурам формы кажутся более объемными. Он внимательно следит, куда падают семена. Суть происходящей церемонии еще более подчеркиватся своеобразным головным убором в виде большого кукурузного листа, словно сделанным из кружев, и человеческой головой, укрепленной на спине около пояса. Это различие в трактовке двух образов скульптор несомненно создал для того, чтобы ярче подчеркнуть контраст между человеком, совершающим обряд, и божеством, ожидающим весеннего воскрешения. Отсюда и большая плоскостность в передаче нижнего персонажа, как бы втиснутого в узкие рамки композиции. С этой же, очевидно, целью их головы повернуты в противоположные стороны (поворот на ту или иную сторону света играл в культовой символике майя очень большую роль).
Если мы вспомним, что кукуруза у древних народов Месоамерики служила самым гланым источником питания, то важное значение изображенной на этой стеле сцены становится понятным. Недаром один из испанских монахов вскоре после завоевания с пренебрежением писал: «Если кто посмотрит внимательно, то обнаружит, что все, что [майя] делают и о чем говорят, связано с кукурузой; они поистине чуть ли не делают из нее божество».9
Совершенно иному событию посвящена стела 14, воздвигнутая в
Перед нишей стоит высокая женщина, одетая в длинное платье и с опахалом из перьев в правой руке; ее головной убор сделан в виде головы ягуара с раскрытой пастью. Она подняла лицо вверх и смотрит на юношу. Это, очевидно, мать правителя, воздающая ему почести после его восшествия на престол. С удивительной наблюдательностью передан контраст поз: величественная и самоуверенная у главного действующего лица и почтительная, но полная достоинства у матери. Третья фигура, плохо сохранившаяся, видна в нижней правой части; это — принесенный в жертву пленный. Гармоничное сочетание различных по объему пластических форм, которые создал скульптор, не только служит раскрытию главной темы, но и дает ощущение перспективы.
Несмотря на то, что памятник пострадал от ветра, солнца и дождя, он сохраняет свое художественное воздействие и в настоящее время.
Все детали высечены с филигранной тонкостью, напоминающей гравировку по меди. Большое внимание уделено одежде и украшениям стоящей женщины. С необычайной тщательностью выполнены даже Декоративная лента и сложная бахрома на нижнем краю платья или ажурная лента с геометрическим орнаментом, нашитая на ткань. Одно перо головного убора поднимается вверх, как бы раздуваемое ветром или отброшенное движением головы, и создает плавный переход к верхней части рельефа. Ряд едва различимых линий, условно передающих следы босых человеческих ног, высечен не только на правой нижней части стелы, где изображена почва, но и на сооружении, напоминающем простую деревянную лестницу, которое ведет к трону.
Очень декоративные иероглифы, покрывающие нишу, не дробят композицию, так как даны в низком рельефе.
Рельеф. Здание 0-13. Пьедрас Неграс
Великолепным образцом многофигурной скульптуры той же школы является выполненный на несколько лет позже (вероятно в
Композиция изображает правителя (его имя читается условно Соц-Балам), сидящего на величественном троне, оформленом в виде большой маски божества. Левой рукой правитель опирается на край трона, а в поднятой правой держит церемониальный жезл, украшенный пучком перьев. Соц-Балам порывисто подался вперед и смотрит на сидящих внизу сановников. По бокам трона помещены две группы придворных или родственников: слева — трое взрослых, справа — три мальчика и женщина. У всех взрослых руки сложены груди — в знак почтения и повиновения, сожалению, горельефные части были позднее сколоты, поэтому невозможно сказать что-либо определенное о том, как были трактованы лица участников сцены. У подножия трона сидят, поджав ноги, семь знатных людей; большой сосуд, поставленный на землю, образует центр этой группы. По всей видимости, это члены совета, существовавшего при правителях, а сам барельеф изображает собрание такого совета, посвященное обсуждению какого-то важного события. Американский исследователь Т. Проскурякова высказывает предложение, что на этом совещании был утвержден престолонаследником тот правитель, которого мы видели на стеле 14. Если это так, то он должен находиться здесь среди трех мальчиков. Обращают на себя внимание характерные различия в решении образов членов совета; очевидно, ваятель стремился подчеркнуть индивидуальные особенности каждого персонажа (старческую тучность, стройность юноши, силу мускулистых тел мужчин в расцвете сил и т. п.). Во всей композиции поражает ритмическая плавность линии; мастерство скульптора особенно ясно видно в гармоничном сочетании разнообразных поз участников совещания.
Барельеф обрамлен тщательно вырезанной прямоугольной рамкой с иероглифической надписью.
Другой памятник — фрагмент притолоки 1 (также, очевидно, стенная панель) стилистически настолько близок к рассмотренному барельефу, что, вероятно, является произведением того же мастера. Обычно по фотографии у зрителя создается впечатление о больших размерах этой панели, хотя она в действительности очень невелика. Причина этого в монументальном стиле памятника, характерном для пластики Пьедрас Неграс. Отличительными чертами основного скульптурного направления этого города можно назвать мягкость очертаний, умелое комбинирование низкого и высокого рельефа (в зависимости от сюжета), гармоничность и уравновешенность композиций. Движения изображенных персонажей лишены резкости, ритмичны, изящны. Лица отличаются удивительно тонко подмеченными индивидуальными особенностями, жизненностью и правильностью черт. Из всех скульптурных школ майя мастера Пьедрас Неграс, несомненно, сделали наибольший шаг к реалистическому искусству, близкому античности. Но здесь одновременно (так же как и в других городах майя) встречаются памятники и совершенно иного стиля, что свидетельствует о существовании различных творческих направлений.
Панель 2. Пьедрас Неграс
Одним из таких памятников 12 является настенная панель 2, созданная около
В резком контрасте с этими двумя персонажами, держащимися гордо и величественно, находится тесно скомпонованая группа коленопреклоненных воинов. Их головы отчетливо разъединены, но ниже плеч фигуры сливаются в единую масс Несмотря на некоторую разницу в деталях, у всех шести воинов выражены одинаковые действия и чувства. Характер выполнения иероглифической надписи, обрамляющей сцену с трех сторон (она почти незаметна), еще более подчеркивает суровую динамику главной части композиции. Памятников такого рода в Пьедрас Неграс найдено еще очень мало, поэтому судить о главных чертах второго художественного направления пока невозможно.13
3 А. P. Maudslay. Archaeology, т. II, табл. 86.
4 А. P. Maudslay. Archaeology, т. I, табл. —87.
5 Следует, однако, помнить, что в некоторых случаях даты на стелах могли иметь мемориальное значение и не обязательно совпадать со временем воздвижения памятника. Проскурякова (A Study of Classic Maya Sculpture, стр. 193) датирует эту стелу по стилистическим особенностям 9. 17. 0. 0. 0., то есть на 25 лет раньше.
6 Т. Маlеr. Researches in the Central Portion of the
7 П. Шельхас считает, что стела 12 воздвигнута племенем цоцилей, жившим в 140—150 км от Пьедрас Неграс, так как в надписях около персонажей часто повторяется знак „zotz“— „летучая мышь”. Это предположение маловероятно. По мнению Ю. В. Кнорозова, знак этот мог передавать понятие „пленный" (Ю. В. Кнорозов, ук. соч., стр. 214).
8 S. G. М о г 1 е у. The Inscriptions of Peten, т. V, табл. 135; PS, стр. 135—36. Датировка 9. 15. 15. 0. 0.—746 г.
9 Chronica de
10 T. Proskouriakoff. A Study of Classic Maya Sculpture, рис. 48, стр. 148. По стилистическим особенностям она относит эту стелу к несколько более раннему времени — 9. 15. 10. 0. 0,—741 г.
11 S. G. Моrley. The Inscriptions of Peten, т. 5, табл. 146; PS, стр. 148; T. Proskouriakoff. The Lords of the Maya realm, стр. 18— 20, рис. 9. Близкая тема изображена и на другом рельефе из Пьедрас Неграс — притолоке 7 (S. G. Моrley, ук. соч., т. 5, табл. 126а).
12 Т. Маlеr. Researches in the Cenrtal Portion of the
13 Скульптурные памятники в недавно открытых поселениях майя Дос Пилас и Агуатека показали такую стилистическую близость к скульптуре Пьедрас Неграс и Йашчилана, что было высказано даже предположение о существовании в классический период групп скульпторов, странствовавших из одного города майя в другой (Т. Griеdеr. Manifestaciones de arte Maya en la region de Petexbatun. AHG, т. 12, № 2,