Ремесленное производство у древних майя
В настоящий момент наши сведения о ремесле древних майя еще слишком незначительны для того, чтобы детально судить об его особенностях, но их достаточно для общих выводов о примерном уровне его развития.
Здесь, как и при решении многих других проблем исторической науки, большую роль играют оценки и высказывания классиков марксизма-ленинизма по существу предмета, т.е. о древнем ремесле в целом и восточном в частности. Так, К.Маркс отмечает, что в условиях древневосточного деспотизма имело место сочетание «промышленности и сельского хозяйства в рамках мелкой общины…»[286]. Ему же принадлежит и еще одно ценное наблюдение о характере ремесла в древневосточном городе: «Города в собственном смысле слова образуются здесь… только там, где место особенно благоприятно для внешней торговли, или там, где глава государства и его сатрапы, выменивая свой доход (прибавочный продукт) на труд, расходуют этот доход как рабочий фонд»[287]. Из этого вытекают два важных вывода: 1) внутри сельских общин ремесло еще не полностью отделилось от земледелия; 2) профессиональное ремесло существовало лишь там, где этого требовали нужды правящего класса.
О наличии у майя накануне конкисты профессиональных ремесленников говорят почти все испанские и индейские авторы XVI–XVII вв. Диего де Ланда перечисляет некоторые профессии юкатанских майя: «Ремесленниками у индейцев были гончары и плотники, которые много зарабатывали, делая идолов из глины и дерева, с соблюдением многочисленных постов и обрядов… и также были все остальные ремесла»[288].
«В настоящее время, — свидетельствует Лопес де Когольюдо, — существуют великие мастера во всех видах ручных работ… и их имеется множество в своих селениях, кроме тех, что помогают в городе и больших поселениях, — …сапожники, плотники, резчики по дереву, камню, скульпторы, мебельщики, мастера, которые могли делать очень любопытные вещи из раковин, каменщики, портные, художники и все остальные»[289] (курсив мой. — В.Г.)
В «Словаре из Мотуля», составленном в XVI в. католическими миссионерами, упоминается о красильщиках, гончарах, портных, кожевниках, каменщиках, скульпторах, плотниках[290].
Бартоломе де Лас Касас приводит аналогичные сведения для майя из горной Гватемалы. «Все индейские ремесленники, — пишет он, — художники, мастера по изготовлению предметов из перьев, резчики по дереву и камню, ювелиры и тому подобные, поклонялись и приносили жертвы упомянутым младшим сыновьям (богов. — В.Г.) творцов по имени Хунчевен (Huncheven) и Хунахан (Hunahan)»[291].
Американская исследовательница С.Майлз на основе анализа нескольких словарей горных майя XVI–XVII вв. выделила большую группу ремесленников в Горной Гватемале кануна конкисты:
ah noah — мастер-архитектор;
ah xom — каменщик;
ah xit, ah puac — ювелир;
ah koht — скульптор;
tzacol, bitol — гончар;
ah tzim — тот, кто расписывает фигурки и маски;
ah pix — мастер по изделиям из перьев;
banal pop — мастер по циновкам;
balare xibal — мастер по сандалиям[292].
Таким образом, сам факт наличия профессионалов-ремесленников в обществе юкатанских и горных майя за несколько веков до прихода испанцев вряд ли может быть оспорен. Какую же роль играли они в экономике майя?
Учитывая общий натуральный характер хозяйства майяского земледельца в рамках сельской общины, пока трудно говорить о какой-либо его зависимости от рынка и ремесла. И в самом деле, дома майяских крестьян из дерева и глины строились их же руками, с помощью родственников и друзей. Главные земледельческие орудия — палка-копалка, плетеная сумка для семян и другие — изготовлялись без особого труда самими земледельцами. То же самое можно сказать и о многих других бытовых и хозяйственных предметах: кухонная глиняная посуда, полые тыквы, зернотерки, простейший ткацкий станок, копье, лук и стрелы, ловушки, силки, рыболовные сети и крючки (из кости и раковин), грубые ткани из хлопка и растительных волокон и т.д.
Единственным исключением можно считать каменные топоры-кельты и ножевидные пластины из обсидиана. Не исключено, что они действительно изготовлялись в специальных ремесленных мастерских, хотя их производство вполне могло быть освоено и на месте, в рамках большой семьи. Таким образом, рядовой майяский земледелец имел у себя под рукой почти все необходимое для независимого ведения хозяйства.
На кого же в таком случае работали профессиональные ремесленники майя?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть различные категории ремесленников, о которых говорят письменные источники и данные археологии: ювелиры, мастера по изделиям из перьев, скульпторы, каменщики, художники и т.д.
Ювелиры. У майя классического и постклассического периодов к их числу относились прежде всего резчики по драгоценными полудрагоценным камням, особенно — нефриту и жадеиту. Обилие изящных нефритовых статуэток, украшений и предметов культа во всех исследованных городах майя и несомненно майяский облик этих изделий (в частности, антропоморфные статуэтки с майяским типом лица) доказывают их местное производство, хотя нефрит и жадеит привозили на Юкатан и в Петен либо из Оахаки, либо из горных районов Гватемалы. При знакомстве с мотивами классического искусства майя (фрески Бонампака, рельефы Йашчилана, резные деревянные балки Тикаля) отчетливо видно, что нефритовые вещи и украшения были монополией правящей верхушки общества — царя, знати и жрецов. Об этом же недвусмысленно говорят и данные по погребальному обряду: подавляющее большинство нефритовых предметов содержится в погребениях и гробницах, которые можно связывать с царскими[293]. Придворные ювелиры и резчики по драгоценному камню (граверы) при особе правителя в Горной Гватемале XV в. упомянуты в «Анналах какчикелей»[294]. Таким образом, не подлежит сомнению, что ювелиры майя работали прежде всего для правителя и его окружения.
Мастера по изделиям из перьев. Эти ремесленники неоднократно упоминаются как в ацтекских (Саагун), так и майяских источниках (словари горных майя) кануна конкисты. Однако достаточно обратиться к мотивам богатого классического искусства майя, чтобы признать наличие этой категории ремесленников уже в I тысячелетии н.э. На многих стелах и рельефах Тикаля, например, изображены персонажи высокого ранга в пышных костюмах и головных уборах из длинных перьев. Часто перьями украшены и края щитов, копья, копьеметалки и пояса этих персонажей. Видимо, речь идет здесь об изображениях правителей городов-государств. Об этом лишний раз свидетельствует изображение на полихромной керамической вазе, найденной в царском погребении (№116) в Тикале. На вазе изображен правитель в пышном головном уборе из зеленых перьев (птицы кецаль), сидящий на троне, покрытом шкурой ягуара[295]. При желании число таких примеров можно значительно умножить.
Скульпторы и каменщики. Они тоже обслуживали прежде всего царский двор и храмы, ибо только храмы и дворцы возводились целиком из камня и только с храмами и дворцами была связана вся известная нам монументальная каменная скульптура. Обилие каменных изваяний разного типа и их сложный характер, требовавший незаурядного мастерства от исполнителя, — веское доказательство в пользу существования у майя профессиональных скульпторов. Они изготовляли статуи богов (после сложных специальных церемоний и обрядов)[296], символические изваяния правителей на стелах, алтарях и рельефах, орнаментальные растительные и геометрические узоры на стенах и крышах каменных построек.
В ходе археологических исследований в городе Пьедрас Неграс американские ученые обнаружили несколько каменных блоков с любопытными резными изображениями. По предположению Л.Саттертуэйта, они представляют собой испорченные скульптурные работы учеников или начинающих скульпторов, забракованные и выброшенные впоследствии опытным мастером[297].
Видимо, все эти специалисты занимали достаточно привилегированное положение в обществе, находясь на ступеньку выше других ремесленников и рядовых земледельцев-общинников. Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что названия ремесленников некоторых категорий, обслуживающих двор правителей майя-киче кануна конкисты, со временем превратились в придворные должности достаточно высокого ранга. Во время злополучной битвы киче с какчикелями вместе с правителем Утатлана пали на поле боя или были взяты в плен его сановники и родственники: ахшит (axit) — «ювелир», ахпувак (ahpuvak) — серебряных дел мастер, ахкот (ahqot) — резчик (гравер) и т.д.[298] О том же говорят и туманные пророчества юкатанских жрецов. Например, пророчество ко дню «Кан»:
5. также богач, знающий ремесла;
6. дрозд его знамение, желтые певцы — его птицы;
7. красное дерево — его дерево; искусный.
Или же пророчество ко дню «Чуэн»:
35. работающий с деревом, ткач — его знамение;
36. знающий ремесла, очень богатый
37. всю свою жизнь; очень хороши
38. все вещи, которые он сделает;
39. рассудительный также[299].
Хотя в последних примерах и не говорится о том, к какой конкретно профессии принадлежали богатые ремесленники, можно предполагать, что прежде всего имеются в виду люди, обслуживающие непосредственно царя и его приближенных.
В пользу этого говорит хотя бы тот факт, что сырье, необходимое для работы этих категорий ремесленников (драгоценные камни и минералы, перья диковинных птиц и т.д.), привозилось издалека торговыми экспедициями, организованными при содействии самого правителя, или же его получали в виде дани и подарков с подвластных земель.
Теперь необходимо остановиться на тех категориях ремесла, которые не были непосредственно связаны с дворцовым хозяйством, но которые тоже можно считать профессиональными.
Гончарство. По традиции считается, что подавляющая часть керамики у майя в классический период изготовлялась в рамках семьи руками женщин. И что касается грубой бытовой посуды, то этот вывод, видимо, вполне оправдан. Но как быть с многочисленной категорией парадной с полихромной росписью керамики, входящей в любой керамический комплекс исследованных городов майя I тысячелетия н.э.? Вычурные и изящные формы этой посуды, сложная техника покрытия ее поверхности тонким слоем штука, тончайшие и многокрасочные росписи изощренного культового характера, иероглифические надписи — все это служит доказательством наличия у майя в I тысячелетии н.э. профессионалов-гончаров. Для кого же предназначалась прежде всего их продукция? Недавние работы американского исследователя Майкла Ко позволили установить, что значительная часть такой «парадной» посуды предназначалась для заупокойного культа правителя[300]. Если это так, то мы опять имеем здесь дело с категорией ремесленников, обслуживающих нужды царского двора.
Но вряд ли деятельность подобных профессиональных гончаров высокого класса ограничивалась связями только с одним дворцом. Видимо, они изготовляли культовую и парадную посуду для больших и малых храмов, различных сановников, родовой знати, для богатых торговцев (на экспорт) и т.д. Так, по наблюдениям Т.П.Калберта, в Тикале в конце I тысячелетия н.э. до 1/3 всей глиняной посуды из жилищ горожан была изготовлена профессиональными ремесленниками и, видимо, была куплена на рынке[301].
То же самое относится и к гончарам, изготовлявшим терракотовые культовые статуэтки в формах и от руки. Наличие таких мастерских зафиксировано археологически в районе Чонтальпа, штат Табаско (Мексика), среди руин древнего городка Тьерра Нуэва[302] и на острове Хайна, близ побережья Юкатана[303]. Статуэтки-свистульки подобного рода были распространены у майя, особенно в позднеклассическое время (600–900 гг. н.э.), необычайно широко и притом в самых разных слоях общества: их находят как в бедных, так и в богатых могилах (см. некрополь острова Хайна)[304].
Мастера по обработке кремня. Их наличие доказывается обилием изделий разных типов и назначения, встречающихся на древних памятниках майя: ножевидные пластины, ножи, наконечники копий, стрел и дротиков, фигурные кремни культового назначения и т.д. Здесь опять-таки наличие профессионалов-ремесленников можно доказать (да и то косвенным образом, ссылаясь на сложный характер самих изделий) только для части всей продукции: для наиболее сложных по выделке (отжимная ретушь) культовых (фигурные кремни) и военных предметов (кинжалы и наконечники копий). Правда, в Тикале, расположенном вблизи богатых залежей кремня, американским археологам удалось раскопать древнюю постройку (позднеклассического времени), которую они считают мастерской по выработке изделий из кремня. Основанием для подобного вывода послужило обилие готовых кремневых предметов и масса отщепов и ядрищ в этом доме[305], явно превышающих по количеству потребности его обитателей. В то же время можно предполагать, что при наличии местных залежей кремня простейшие орудия и изделия из минерала изготовлялись и в рамках семьи.
[286] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 46, ч. I, с. 464.
[287] Там же.
[288] Ланда Д. де, 1955, с. 144.
[289] Cogolludo L. de, т. 1, 1954, р. 339.
[290] Кинжалов Р.В., 1971, с. 85.
[291] Las Casus В. de, т. 1, 1967, р. 506.
[292] Miles S.W., 1957, р. 767, t. 12.
[293] Гуляев В.И., 1969.
[294] Recinos A. (ed.), 1950, p. 107.
[295] Сое W.R., 1965, p. 32, 42.
[296] Ланда Д. де, 1955, с. 144.
[297] Satterthwaite L., 1965, p. 9–18.
[298] Recinos A. (ed.), 1950, p. 107.
[299] Кнорозов Ю.В., 1963, с. 102, 103.
[300] Сое М.D., 1972, р. 79–88.
[301] Culbert Т.P., 1974.
[302] Sanders W.Т., 1963, р. 217.
[303] Piña Chan R., 1968, p. 65.
[304] Ibidem, p. 65.
[305] Becker I.M., 1973, p. 398, 399.