Генезис города майя
Проблема происхождения древнего города, как и проблема происхождения раннеклассовых цивилизаций, — одна из сложнейших в исторической науке. Это связано как с большими теоретическими трудностями при объяснении переходного этапа от одной общественно-экономической формации к другой, так и с крайней скудостью источников, освещающих его. Не удивительно, что проблема генезиса города но только в Новом, но и в Старом Свете, даже в такой хорошо изученной археологически области, как Месопотамия, остается до сих пор почти не разработанной.
Однако для древних майя эти трудности усугубляются еще и рядом специфических причин. Города классического периода в Южной Мексике и Северной Гватемале в IX–X вв. н.э. пришли в упадок и погибли в силу не совсем ясных пока причин. Их руины, отражающие, естественно, последний, поздний этап развития, быстро поглотили тропические джунгли. К моменту испанского завоевания (XVI в.) здесь жили лишь редкие и слабые индейские племена, уступавшие по всем культурным показателям своим далеким предкам. Вплоть до недавнего времени различные трудности и преграды естественного характера и почти полное отсутствие постоянных селений и дорог в этой части Мезоамерики сильно затрудняли их археологическое исследование.
Все древние руины, за исключением наиболее высоких храмовых пирамид, за прошедшие столетия были укрыты густой зеленью тропического леса, и теперь их почти невозможно обнаружить ни с воздуха, ни с земли. Кроме того, более ранние памятники часто оказываются погребенными под толщей позднейших культурных напластований. На полуострове Юкатан, где нет рек, ручьев и озер, вся жизнь, как в древности, так и в колониальный период, была сосредоточена вокруг «сенотов» — естественных карстовых воронок-колодцев с водой. В Петене — аналогичная картина: привязанность древних поселений к берегам рек и озер. В результате подавляющее большинство памятников архаического периода (2000–100 гг. до н.э.), предшествующего появлению городов и цивилизации, оказались перекрытыми поселениями последующих эпох.
Следует указать и еще на одну деталь. Многие архитектурные и скульптурные сооружения майя конца архаики и начала классического периода были безвозвратно утрачены в силу особенностей идеологии местных индейцев. Они уничтожали через определенный отрезок времени старый храм и связанные с ним каменные изваяния (стелы, алтари) и строили на том же месте новый. Правда, прежняя храмовая пирамида (стилобат), как правило, включалась в виде составной части и в новую, более крупную субструкцию, предохраняя ее тем самым от естественного разрушения. Именно по этой причине многие пирамиды больших майяских храмов конца I тысячелетия н.э. напоминают собой по структуре луковицу, где под внешней оболочкой почти всегда содержится несколько более древних сооружений. Не следует забывать и того, что в процессе естественного роста длительно существовавших городов более ранние их памятники неоднократно перестраивались и разрушались.
В силу вышесказанного, мы располагаем в настоящее время крайне малочисленными и ограниченными археологическими материалами, освещающими генезис города древних майя.