Архитектура и изобразительное искусство. Часть 4.
4
Обратимся теперь к скульптуре мелких форм. Выше уже говорилось, что памятники мелкой пластики у майя чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Одной из причин этого является многообразие материала, из которого они изготовлялись, — глина, нефрит и другие самоцветы, раковины, дерево. Мелкую скульптуру от монументальной отличает широта сюжетных мотивов и значительная свобода выполнения. Условность, вызванная религиозными и официальными канонами, характерная для памятников больших форм, здесь уступает место жизненности и реализму. В некоторых предметах мелкой пластики, впрочем, сохраняется влияние канонов, что обусловлено самим назначением этой скульптуры (амулеты, различные знаки достоинств официальных лиц и т. д.).
Уже в самых древних слоях майяских городов (Вашактун, Тик'аль, К'аминальхуйу и др.) в изобилии встречаются памятники мелкой пластики. Наиболее распространены терракотовые человеческие фигурки, близкие по сюжету и технике изготовления к ранней мелкой пластике доклассического периода из долины Мехико. Судя по широте распространения, фигурки представляли собой божества плодородия и добрых гениев. Многие из этих скульптур имеют несомненную художественную ценность (головки женских статуэток из Вашактуна и бородатого мужчины из К'аминальхуйу, статуэтки обнаженных женщин из Сан-Аугустин-Акасагуастлана, области Кайо в Британском Гондурасе и др.). У некоторых из них руки и ноги, вероятно, двигались в древности при помощи веревочек. В недавно найденных головках тикальских статуэток еще активно чувствуется влияние ольмекского искусства.
Среди древних памятников мелкой пластики обращают на себя внимание небольшие (высота
Символика и назначение этих памятников остаются неразгаданными. Возможно, здесь имеет место изображение ядовитых грибов, настой которых, обладавший наркотическими свойствами, в Месоамерике употреблялся во время культовых обрядов (Duran, 1964, pp. 180, 189, 225—226, 350—351). Лицо на ножке может изображать пророческого духа, обитающего в грибах.[119]
Наиболее ранние поделки из раковин обнаружены в Тик'але. Они представляют собой подвески в виде человеческих голов в профиль. Следует сказать, что качество их ниже наделим камня и терракоты.
Майя, приносящий жертву. Деталь рельефа в здании 2D-1 (Нижний храм ягуаров). Чич'ен-Ица.
Нефрит и родственные ему породы камней были, очевидно, излюбленным материалом у майя с глубокой древности. Однако лишь совсем недавно удалось обнаружить первые нефритовые изделия майя, относящиеся к доклассическому периоду. Их, как и многое другое, выявили раскопки в Тик'але. Особенно интересны небольшая маска со вставными глазами и зубами из перламутра и голова бородатого мужчины, носившаяся, видимо, в качестве подвески (W. R. Сое, 1965b, pp. 21, 23).
В классический период широкое распространение получают различного вида нефритовые таблички или дощечки с краткими иероглифическими текстами и рельефным изображением человеческих фигур, вероятно богов, героев и правителей. Древнейшим датированным памятником этого вида является знаменитая «лейденская табличка», найденная в I864 р. около г. Пуэрто-Барриоса и Гватемале. Это небольшая (высота около
Другим образцом майяских табличек может служить хранящийся в Британском музее миниатюрный рельеф (приблизительно 10 X
Из нефрита майяские резчики изготовляли также статуэтки людей и животных, мозаичные посмертные маски, всевозможные подвески, бусы, губные и ушные вставки (Winning, 1969, №№ 490—502). Древнейшим из таких памятников, более ранним, чем «лейденская табличка», является нефритовая статуэтка мужчины, сидящего на скрещенных ногах, найденная под лестницей здания A-XVIII в Вашактуне. Особенности изображения (пропорции тела и головы, резной орнамент, передающий брови, пальцы рук, татуировку щек) свидетельствуют об ольмекских традициях. Более поздние статуэтки ('например, из погребения 116 в Тик'але) изощреннее по технике, но уступают вашактунской в жизненности черт.
Образцом погребательной маски может служить выполненная из двухсот кусочков нефрита маска (24X19 см), найденная в саркофаге Храма надписей (Паленке). Реализм в передаче черт умершего здесь достигает высокого уровня: перед нами портретное изображение, в котором переданы не только внешнее сходство и приметы возраста, но и характер — суровый, властный и беспощадный. Другим примером сложной маски является сравнительно большая (высота
Художественная керамика — характерное явление майяского искусства. Она представлена разнообразными по форме, покрытыми росписью культовыми сосудами, терракотовыми статуэтками. У майя реже, чем у другого индейского населения древней Америки, встречались фигурные сосуды. Древнейшим образцом является, по-видимому, сосуд в виде типичной ольмекской головы, относящийся к позднему доклассическому периоду (Lehmann, 1968, № 21). С ним перекликается сосуд из Киригуа — голова бородатого мужчины, также несущая явные следы влияния ольмекской пластики. Наиболее выразительны среди подобных памятников сосуд в виде сидящего горбуна (около 550 г ) из могилы в К'аминальхуйу (Kidder, Jennings, bhook, IV45, рр. 188—189) и тикальский сосуд, изображающий солнечного бога с жертвоприношением — человеческой головой — в руках (Кинжалов, 1968, стр. 45). Нельзя не упомянуть великолепную чашу в виде головы рычащего ягуара, обнаруженную в Копане и хранящуюся теперь в Музее Пибоди Гарвардского университета.
Широко распространены были у майя сосуды с богатым рельефным и даже горельефным орнаментом. Среди них выделяются высокие культовые сосуды из Паленке с горельефными изображениями лица бога солнца. По всей видимости, они служили подставками для храмовых курильниц (Rands and Hands, 1959). В более позднее время близкий тип курильниц появляется в северо-восточной Гватемале (большое количество их достали археологи-аквалангисты со дна оз. Аматитлан). В конце классического периода получают самое широкое распространение стаканообразные сосуды с врезанным в тело рельефным изображением божеств, правителей, воинов или мифических животных.
Центры распространения художественных изделий из терракоты у майя были сравнительно ограниченными. В большинстве своем они не совпадают с отмеченными ранее центрами монументальной скульптуры. Лучшие образцы терракотовой пластики майя классического периода обнаружены на о. Хайна, в Мексике (Moedano Koer, 1946; Fernandez, 1946; Delgado, 1965). Другие находки уводят нас в поселения нижнего течения Усумасииты и долины р. Чишой. Некоторые из терракотовых статуэток служили свистульками, погремушками, чем, видимо, и объясняется свободный" выбор их форм. Многие из них были раскрашены в мягкие, пастельные тона.
Большинство терракотовых скульптур из этих центров изображает женщин в живых, динамичных позах, игроков в мяч, воинов со щитами или штандартами в руках, сановников, танцоров. Запоминаются статуэтки пророчествующего жреца, погруженного в раздумье человека, фигуры старика и молодой обнаженной девушки, сидящей у него на коленях (Winning, 1969, № 441), молодой матери со спящим на коленях ребенком, старого бога земли в раковине (Aveleyra de Anda, 1964, lam. 94) и т. д. Некоторые статуэтки весьма натуралистичны: беременная женщина, толстый мужчина в момент дефекации (там же, табл. 91), пожирающий человека ягуар.
Майяские мастера в этих маленьких терракотах сумели дать своим персонажам прекрасные психологические характеристики, что в древней Америке свойственно лишь фигурной керамике мочика (Перу).
[119] Литературу по этим памятникам см.: Borhegyi, 1965a, pp. 17—18.