Архитектура и изобразительное искусство. Часть 6.
6
Классический период был отмечен высоким развитием прикладного искусства. Формы его чрезвычайно многообразны: поделки из кости и раковин, кремня и нефрита, дерева, художественная керамика, ткани, мозаичные изделия из перьев, предметы из кожи, панциря черепахи, различные виды плетенок. К сожалению, многие из них известны теперь лишь по изображениям на других памятниках искусства (в росписях, на рельефах и т. д.). Время сохранило только очень немногие образцы прикладного творчества. Среди них в первую очередь следует отметить искусно выделанные фигурные кремни.[125] Они часто встречаются в захоронениях, в тайниках под основаниями стел. Некоторые из них, видимо, служили знаками отличия, составляли навершие церемониальных жезлов. Формы кремней разнообразны: ажурные круглые и квадратные, в виде человеческих фигурок (сановник или жрец с ножом в руке из Копана), отдельных предметов (кинжал с рукояткой в виде пернатой змеи из Киригуа) и т. д.
Единичные экземпляры сохранились и от многочисленных поделок из дерева, раковин, кости. Среди последних особое место занимает коллекция (около 90 экз.) из погребального инвентаря богатого захоронения, недавно обнаруженного в Тик'але, в Храме гигантского ягуара.
Назначение предметов остается еще не до конца ясным. Первоначально их приняли за большие булавки или проколки. Высказано также мнение, что они служили своеобразным счетным пособием по календарю классических майя (Satterthwaite, 1964a). Все эти вещи являют собой чрезвычайно интересные образцы художественного ваяния и гравировки по кости. Рельефы украшали верхнюю, уплощенную часть костяных предметов. В одних случаях они изображают профиль жреца с поднятой к лицу рукой и расположенные под ним головы божеств; в других — передают руку живописца с кистью, скипетр с карликом, пленника со связанными руками и ногами. В остальной части предметы покрыты гравировкой, ярко выделяющейся на белом фоне (в углубления втерта киноварь). Сюжетом гравировки послужили мотивы майяских мифов (здесь и большая лодка, наполненная животными и управляемая солнечным божеством, и божества дождя, ловящие рыбу, и др.). Большинство сцен происходит в лодках, что, видимо, обусловлено вытянутой формой костяных предметов. Во всяком случае художник прекрасно справился со сложностью композиции на узком пространстве. Мастерство автора сказывается и в уверенной, свободной и гибкой линии рисунка. На 37 предметах имеются иероглифы, среди которых часто встречаются даты.
О художественной керамике, нефритовых изделиях говорилось уже выше, поэтому остановимся теперь кратко на характеристике прикладного искусства позднего периода (X—XV вв.).
Количество известных памятников художественного ремесла этого времени становится более многочисленным, но все они отражают общую тенденцию позднего искусства майя: понижение художественного уровня, сокращение разнообразия форм. В этот период резко падает количество изделий фигурной керамики. В подавляющем большинстве они уже не производятся самими майя, а ввозятся из других областей Месоамерики. Единственное пока исключение представляют культовые сосуды из Майя-пана, переднюю сторону которых украшает лепная раскрашенная фигура божества, выполненная в стиле и цветовой гамме изображений на рисунках Дрезденской рукописи. Изделия из нефрита становятся значительно грубее по форме и технике обработки. Имеется несколько интересных образцов мозаик из бирюзы (тольтекский период Чич'ен-Ицы), но авторами их были не майя, а, вероятнее всего, мастера — выходцы из Мексики, славившейся этим ремеслом с раннего времени.
Наконец, следует несколько слов сказать о ювелирном искусстве майя. Большинство известных предметов было обнаружено в Священном колодце; среди них кольца, небольшие золотые диски, колокольчики. Диски обычно покрыты чеканкой, сюжет которой связан с завоеванием Юкатана тольтеками. Особенности стиля (пропорции фигур, композиция и орнаментика рисунка) обнаруживают явное влияние тольтекского искусства.
[125] Не случайно у майя имелось особое божество кремня (J. E. S. Thompson, 1955, р. 232).