Религиозные представления. Часть 1.
ГЛАВА VII.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
1
Религиозные представления пронизывали все стороны жизни древнемайяского общества. Как и во всех раннеклассовых обществах, религия у древних майя была преобладающей формой идеологии, посредством которой находили свое выражение другие ее виды, в частности искусство и наука. Среди основных источников для изучения религии майя можно назвать многочисленные иероглифические тексты, изображения мифологических персонажей и религиозных обрядов в монументальной скульптуре и памятниках живописи, наконец, тексты мифологического и культового содержания, сохранившиеся в записи латиницей. Большое значение имеет систематическое сопоставление древних данных с пережитками старых верований у отдельных групп современных майя. Кроме того, после работы П. Кирхгофа о Месоамерике (Kirchhoff, 1943) молено говорить о принципиальном единстве мифологических представлений майя и других народов Месоамерики. Следовательно, в распоряжении исследователя имеется многочисленный и богатый материал.
Изобилие материалов, однако, не обязательно влечет за собой высокую степень исследованности. И действительно, древнюю религию майя нельзя считать хорошо изученной. Может быть, правильнее даже будет сказать, что ее изучение лишь начинается и достигнутые успехи пока ничтожны. Такое 'положение дел, конечно, обусловлено несколькими причинами. Религиозная идеология вообще из-за своей многослойности, сочетающей сравнительно новые и очень архаические черты, весьма сложна для исследования. Вопросы стадиально-хронологического развития религиозных представлений абсолютно не разработаны. Во-вторых, мы не знаем, насколько силен был разрыв между идеологией классического и послеклассического периодов, иными словами, могут ли данные по религии предиспанского времени помочь в понимании символики и иконографии классического и доклассического периодов. Известный исследователь искусства доколумбовой Америки Д. Кублер дает на этот вопрос отрицательный ответ. Близкой точки зрения придерживаются и другие исследователи (Кнорозов, 1963, стр. 29; 1964, стр. 7; Кинжалов, 1963а, стр. 36). Наконец, отсутствие больших текстов религиозного содержания классического периода, туманность и зачастую противоречивость источников колониального времени также затрудняют исследователей. Поэтому естественно, что в этой главе может быть дан лишь самый общий очерк древнемайяской религии.
Культовая сцена. Рельеф на алтаре 5. Тик'аль.
Простые охотничьи и земледельческие культы животных, земли, влаги, солнца, кукурузы и духов — покровителей животного и растительного плодородия составили основной и наиболее архаический слой верований, на который напластовались созданные позже религиозные представления. Социальное расслоение вызвало к жизни существование особой общественной группы — жречества, полностью оторвавшейся от материального производства и занимавшейся исключительно религиозными делами. Тщательное ведение календаря, детальное изучение астрономических и метеорологических явлений позволило жречеству держать под строгим контролем всю деятельность рядовых земледельцев. Разработка жрецами мифологических и хронолого-исторических систем и распространение их среди трудящегося населения укрепляли политические и идеологические позиции высшего класса общества. Основной идеей таких систем было утверждение необходимости неукоснительно поддерживать существующий порядок в мироздании и обществе. Отклонение от него, несоблюдение обрядов должно было привести к мировой катастрофе.
Развитие представлений о загробной жизни, с одной стороны, и обожествление в классический период особы правителя, в котором видели представителя неба — с другой, привело к созданию особых форм заупокойного культа, близких по содержанию к некоторым обрядам древнего Египта. Центрами культа были многочисленные храмы и различные святилища — от величественных пирамид до скромных рыбачьих молелен на берегах моря.