Религиозные представления. Часть 4.
4
Жрецы у майя, как и у других народов Месоамерики, составляли специальные корпорации; среди них господствовала строгая иерархия: от верховного жреца до юношей прислужников. К сожалению, по сохранившимся в источниках сведениям мы не можем восстановить все имевшиеся категории жрецов даже для послеклассического периода; можно предполагать также, что в разных городах-государствах они несколько отличались друг от друга по званиям. О жречестве классического периода, естественно, исследователи знают еще меньше.
Ланда сообщает некоторые подробности о верховном жреце Майяпана, «которого называли Ах-К'ин-Май или другим именем— Ахав-Кан-Май, что значит „жрец Май" или „великий жрец Май"; он был очень уважаем сеньорами» (1955, стр. 114). По словам хрониста, этот жрец не имел «поместья с индейцами», а существовал на подношения и подарки знати; кроме того, все жрецы селений платили ему подать. Должность его переходила по наследству к сыновьям или наиболее близким родственникам. Судя по тому, что в некоторых словарях халач-виник переводится как «епископ», можно предположить, что правители городов-государств в поздний период часто являлись и верховными жрецами. Из других жреческих должностей в источниках довольно часто упоминаются наконы, жрецы, совершавшие человеческие жертвоприношения (Ланда, 1955, стр. 153, 155). Этим же словом обозначался и высший военачальник, избиравшийся на 3 года (там же; RY, t 2, pp. 208—209). Вероятно, некогда этот последний и приносил в жертву захваченных на войне знатных пленников; впоследствии такая обязанность перешла к одному из младших жрецов. Ему помогали чаки (четыре старых человека), избираемые всегда заново. Их обязанностью было держать жертву за руки и ноги.
Особым почетом пользовались пророки-чиланы; иногда их даже носили на носилках — честь, обычно оказываемая только правителю. В книге «Чилам-Балам из Тисимина» описывается, как они пророчествовали. Чилаы уходил в комнату своего дома и, придя в экстаз, ложился там на полу. Считалось, что его дух-покровитель в это время спускался на крышу дома и беседовал с ним. Другие жрецы, собравшись в соседнем помещении, слушали эти откровения с опущенными лицами (R. L.
Обычными одеяниями жрецов были длинные белые рубахи без рукавов, часто украшенные раковинами. На голове они носили высокие колпаки, которые в испанских источниках сравниваются с митрами. Волосы, не имевшие прически, мазались жертвенной кровью. Во время возрастных церемоний (Ланда, 1955, стр. 148—151) жрец надевал плащ из красных перьев, украшенный внизу кистями из хлопковой пряжи. Среди жречества господствовала суровая дисциплина; посты, воздержание и различные самоистязания были обычной нормой их существования.
Судя по параллельным ацтекским и сапотекским материалам, служители религиозных культов обладали значительным экономическим могуществом. Хотя в источниках майя об этом прямых указаний нет, можно думать, что, как и в других областях Месоамерики, им (формально храмам и божествам) принадлежали урожаи с отдельных видов земель; помимо добровольных пожертвований трудовая часть общества была обязана снабжать их продуктами и изделиями ремесла. Наконец, некоторые крупные храмы несомненно являлись защитниками и покровителями больших ярмарок, периодически собиравшихся около них. В классический период отдельные храмы, вероятно, имели свое собственное хозяйство. Все это также давало жречеству добавочные доходы.
В словарях нередко встречаются термины, обозначающие колдунов и волшебников (их более 20). Они имели определенную специализацию. Так, например, упоминаются колдун-заклинатель ягуаров, колдун, бросающий жребий, заклинатель ветра, колдун, превращающийся в лисицу, заклинатель дождя, колдун, одетый в шкуру пумы, колдун-прорицатель, заклинатели змей и оленей, колдуны-оборотни и др. Имеются параллельные термины для колдуна и колдуньи. Все это указывает, что по крайней мере в поздний период наряду со жречеством существовали и более старые (стадиально) религиозные воззрения.
В колониальный период, несмотря на жестокие преследования со стороны католического духовенства, вера в старые божества и необходимость прежних обрядов продолжали держаться среди индейского населения Юкатана и Гватемалы. Многие языческие божества, получив христианские имена, до сих пор призываются в молитвах. Так, красный Павахтун стал св. Домиником, белый — св. Габриелем, черный — св. Диэго, а желтый — Марией Магдалиной. Возникла, таким образом, новая, очень синкретическая по своему характеру религия.
Для характеристики подобных представлений у современных майя достаточно привести цельтальское сказание о злом Христе. Согласно ему, Христос задумал уморить людей жаждой. Он собрал все водные источники земли и спрятал их в свою шапку. Бог и св. Томас, узнав об этом, решают вернуть воду страдающим людям. С этой целью они напоили Христа вином допьяна. Проснувшись на утро следующего дня, Христос видит себя раздетым донага. Он начинает искать одежду и узнает от св. Томаса, что бог разорвал его шапку в клочья и разбросал их по всей стране. Там, где упал клочок, появился источник. Христос, разъяренный неудачей, начинает буйствовать. Тогда противники связывают его и помещают в подземный мир. Всякий раз, когда он пытается освободиться от своих оков, происходит землетрясение.
В этом сказании нетрудно увидеть очень древние представления о старом боге, повелителе огня, землетрясений и подземных глубин, борющемся с верхними богами. Никакого отношения к христианской мифологии помимо имен действующих лиц эта легенда не имеет.