Музыкальные инструменты
Мапуче обладали способностью выражать в простой музыкальной форме свои эмоции и настроения. Их музыка не отличалась особой гармонией — это были лишь примитивные вариации различных звуков. Мапуче умели делать ударные и духовые инструменты, но не знали струнных.
Среди духовых существовала целая серия свистулек, производивших звуки различной высоты, что в комплексе составляло определенную мелодию. Для изготовления инструментов подбирали породы камня, легко поддающегося обработке. Инструмент в виде треугольника или трапеции имел цилиндрические углубления или вытянутые воронки, через которые проходил вдуваемый музыкантом воздух, создавая звук. Углубления делались резцом из твердого камня и имели разную глубину — до 5 см, — вследствие чего производили различные звуки: высокие и пронзительные или низкие и глухие. Характер звука зависел также и от положения, которое исполнитель придавал музыкальному инструменту. Инструменты делали также из глины, дерева и стеблей некоторых растений. Длина таких инструментов была обычно от 20 до 40 см. Материалом для них могли служить и кости животных, и даже кости убитых испанцев.
Существовали разнообразные флейты с разным числом воздухопроводящих трубок. Флейта «иинкульо» имела 3 отверстия, «питукауэ» — 5—7 каналов разной глубины и диаметра с двумя боковыми отверстиями, чтобы можно было подвесить на шею. Флейта пинкульо давала ограниченное число звуковых модуляций. Звуки соответствовали нотам соль, фа, ре, фа-диез, ми.
Встречались двойные флейты с отверстиями с двух сторон инструмента. Длина их была 20 см, ширина — 10. С каждой стороны такой флейты было по 5 отверстий, а части ее скреплялись посередине в узком закругленном месте наподобие весов.
Одним из ударных инструментов был «культрун» — род барабана в форме круглого глубокого блюда, обтянутого кожей гуанако или какого-либо другого животного. Кожу крепили к барабану веревками. Обычно ее раскрашивали красной краской, изображая символические знаки. Краской служила либо кровь животных, либо сок растений. На культруне изображали перекрещивающиеся линии, образующие в основании подобие петушиной лапы («крест Америки»). Барабанная кожа — это небо, крест — четыре стороны света, петушиная лапа соответствовала четырем столбам, опирающимся на землю и поддерживающим небо. Играли на таком барабане палочкой с обтянутым наконечником.
Другим инструментом этого же типа был «капекультрун» — большой барабан. Делали его из дерева, а звук извлекался ударами по бокам. Употребляли его для подачи сигналов или передачи сообщений на дальние расстояния, поэтому он имел особое значение для мапуче. Удары барабана были слышны далеко в долинах и горах, а ритм имел определенный смысл. Им можно было передать сигнал тревоги, созыв ассамблеи, приглашение на праздник или ритуальное собрание, призыв к обороне или известие о приближении врага. Барабан как средство передачи информации был необходим для индейских племен так же, как в настоящее время телефон или радио.
Вычистив внутри тыкву и наполнив ее камешками, получали другой музыкальный инструмент, который звучал при встряхивании. Он назывался «гуада». Его звуком, напоминающим звучание кастаньет, сопровождались ритуальные и военные пляски, а также сельскохозяйственные работы.
Что касается духовых инструментов, то любимым среди мапуче до сих пор является «трутрука». Его делают из ствола колиуэ длиной 4 метра, расщепляя его вдоль на две части и удаляя сердцевину. Затем обе половинки соединяют, обвязывают шерстяными нитками и оборачивают кишкой гуанако, чтобы через щели не выходил воздух. На входе делается клапан. Музыкант, играющий на этом инструменте, должен иметь хорошо развитые легкие. При игре инструмент упирается расширяющимся концом в землю и поддерживается обеими руками за узкую часть. Хороший исполнитель извлекал из этого инструмента далеко разносившийся низкий, заунывный звук, которым ульмены созывали ассамблеи или собирали на ритуальные праздники. Несколько таких инструментов образовывали несвязный ансамбль, который производил оглушительный шум на всю округу.
«Лолкин» похож на инструмент, описанный выше. Он также всегда использовался на индейских праздниках и ассамблеях.
«Пифилка», похожая на флейту, делалась из выдолбленного дерева, имела цилиндрическую форму и длину около 40 см. Тон зависел от силы, с которой в нее дули.
Интересный инструмент типа флейт Пана делался из камня. Он имел форму четырехугольника длиной 20, шириной 10—12 см. В нем делали 5—7 отверстий. Инструмент, держа пальцами, прикладывали к губам и дули, перемещая его от одного угла рта к другому, чтобы получить разные звуки.
«Пинкуху» был похож на трутруку, только покороче, в полметра длиной. Делался он также из колиуэ с вынутой сердцевиной, имел 5—6 отверстий и звучал как флейта.
Оригинальный инструмент представляла собой дощечка длиной 50 см, шириной 10 см. С одного ее конца делали дырочку, пропускали веревку и вращали дощечку над головой. При этом она вибрировала и издавала воющий звук.
С появлением на континенте волов из их рогов стали изготавливать «кулкул». На остром конце рога делалрх дырочку, диаметр которой зависел от того, какой звук хотели получить. Звук таких рогов был далеко слышен, поэтому они служили для подачи сигналов тревоги или сбор.
Два лука с тетивой из конского волоса образовывали музыкальный инструмент «кункулкауэ». Игра на нем была проста: «струны» терли друг о друга, извлекая соответствующий звук.
Мапуче предпочитали играть на своих инструментах в одиночку, соло. Но на праздниках и собраниях они объединялись, образуя ансамбли. Это был неуправляемый оркестр, не подчиненный никакой дисциплине. Каждый, извлекал из своего инструмента тот звук, который ему нравился, не прислушиваясь к соседу и не заботясь об общем звучании. Соблюдался только ритм. Однако и такая музыка впечатляла слушателей.