Спортивные игры
Физическая тренировка в игре органична человеку. И животные имеют игры, в которых проявляют способности своего организма, но без какой-либо определенной цели, лишь для физической разрядки. Примитивный человек также стремится, и также бессознательно, разрядить накопившуюся энергию, проявить свои физические способности без причинения вреда другим членам сообщества, ибо это было небезопасно для него самого. Энергически человек разряжался в охоте, в домашней работе, в войне. Бездеятельность не могла быть длительной, тем более постоянной. Энергию надо было проявить в каком- то действии, которое бы в период отдыха и в сочетании с ним принесло бы пользу здоровью, способствовало бы выработке гармонии с природой. Кроме того, в человеке природой заложено стремление к состязательности, желание продемонстрировать умение, ловкость, сообразительность и заслужить тем в награду восхищение окружающих. Это в полной мере относится и к мапуче, для которых сила и ловкость играли значительную роль в защите групповой целостности, вселяли уверенность в ее дальнейшем существовании.
В ряде районов Араукании на стенах пещер обнаружены рисунки, относящиеся еще к эпохе палеолита. На них изображены сцены спортивных состязаний лучников, бегунов, борцов. Это подтверждает и доказывает, что уже в те времена — говоря современным языком — спорт занимал определенное место в жизни общества.
Мапуче хорошо понимали пользу игр и забав, во время отдыха и в свободное время усердно занимались ими, добиваясь проворства и безопасности при пользовании орудиями труда. Состязание не было самоцелью и не ставило задачи формирования привилегированной касты. Основная задача состояла в улучшении физических возможностей и развитии способностей и навыков, которые помогали бы человеку в обработке земли, в охоте, в войне, где требовались сила, умение и выносливость. Состязания носили локальный характер и проводились между членами племени без какого-либо отбора участников и без создания особой группы людей, предназначенной представлять ее на межплеменных соревнованиях. Идея соревнований состояла — если можно так сказать — в пропаганде здорового развлечения, в полезной для общего дела тренировке и закалке члена общества, способного и готового противостоять жизненным невзгодам. Победителям не вручалось никаких наград, кроме аплодисментов и одобрения остальных членов реуэ.
Одни движения развивали ловкость и непринужденность, другие — борцовские качества, умение отразить нападение. Превыше всего ценились сила и ловкость, и победителю в таком соревновании воздавалась наибольшая хвала. На состязаниях по удержанию бревен (весом около 100 кг) участники клали бревно на плечи и держали его до тех пор, пока хватало сил. Победителем был тот, кто дольше всех удерживал вес в таком состоянии, не меняя положения и не сходя с места. Некоторые чемпионы могли простоять с бревном на плечах ночь, не сдвинувшись при этом с места. Если при выборе «токи», военачальника, мнения расходились, то претенденты на это звание подвергались такому испытанию на выносливость. Совет ульменов строго следил за точным исполнением условий состязания и затем провозглашал победителя и вручал ему высший знак военного отличия, «токикура», топор из гладкого камня треугольной формы с отверстием на узком конце; через отверстие продевали веревку, и знак отличия вешали на шею. Этим топором «токи» во времена войны за независимость обезглавливал пленных испанцев особо высокого ранга.
Наиболее популярной игрой у мапуче, без сомнения, была и остается «чуэка». Для нее используется напоминающая клюшку палка, закругленная на одном конце, которой ударяют по деревянному шару диаметром около 5 см. Длина палки — до 180 см. Игроки образуют две команды и становятся в ряд от 5 до 20 человек. Площадка для игры длиной 200—500 метров и шириной 50 метров должна быть очень ровной. В центре площадки делается небольшое, в несколько сантиметров, углубление, куда кладется шар. Начинается игра с того, что два игрока из разных команд, находящиеся в центре площадки, стараются своими клюшками-чуэками выбить шар из углубления, а затем отбить его у противника и ударом перебросить на площадку команды соперника. Игроки другой команды стараются помешать этому и в свою очередь пытаются послать шар на площадку противника. Продолжается игра до тех пор, пока какая-либо из команд не добьется преимущества. Никто не должен касаться шара рукой. Некоторые из участников этой игры очень искусны в ней: они могут палкой подбросить шар и ударить по нему в воздухе. Такой удар называется «майко». Побеждает та команда, которая сделает большее количество передач на площадку противника и большее число раз берет ворота. Ворота в этой игре имеют ширину 4 метра. Для защиты лица используются маски «кольон» из дерева. Вид этих масок должен устрашать противника в этой исключительно мужской игре. Сама игра ведется в резком стиле, с применением силовых приемов. В чуэке трудно определить, применен ли нечестный прием. Во время игры поэтому часто возникают ссоры, заканчивающиеся потасовкой. Бывают травмы, порой весьма серьезные.
Чуэка требует незаурядной ловкости и большой физической выносливости.
В игре «пилматун» — также очень популярной — употребляется шар из дерева («pilma»), очень легкого, пористого. Для игры образуется круг диаметром 10 метров, в котором размещаются от 8 до 10 юношей. Каждая команда состоит из 4—5 игроков. В пилматуне могут принять участие и женщины. Игра состоит в бросании мяча руками в противника. Тот, в кого попал мяч, из игры выбывает. В пилматуне требуется не меньшая, чем в чуэке, проворность, чтобы уклониться от удара или суметь передать мяч, бросая его из-за спины или лежа ничком, не выходя при этом из круга и не давая мячу упасть за его пределы.
Частое развлечение — своеобразная борьба «лонкотун». Участвуют в ней двое молодых людей. Судит касик, известный особой беспристрастностью. Заняв позицию один против другого на расстоянии нескольких метров, по сигналу касика борцы стараются схватить друг друга за волосы и пригнуть голову противника к земле. Этот вид борьбы весьма жесток — применяются удары, грубые захваты и т. д., вплоть до вырывания волос. Победитель выходил из этой борьбы со славой... и поредевшими волосами.
Спортом молодых, своего рода военной подготовкой был «ренитун» — метание копья. Участвуют в нем юноши, вооруженные копьями с закругленным острием, чтобы не нанести увечья. Один из юношей стоит неподвижно, а другой с расстояния 5 метров по сигналу бросает копье в стоящего, который должен увернуться от копья и нанести ответный удар. Атаки и парирование продолжаются до тех пор, пока кто-либо из участников не оказывается на земле. В прошлом иногда в таком состязании участвовали целые отряды. Для этой цели подбиралось подходящее место, на котором происходили настоящие военные маневры. Чтобы отличить одну команду от другой, употребляли перья разного цвета. Такие маневры назывались «кольелаулин».
«Иуэлкитун» — стрельба из лука с расстояния от 50 до 100 метров из разных положений: стоя, с колена, лежа или постепенно отступая. Организуются большие состязания по стрельбе по движущимся целям.
Тот, кто руководит состязанием, подбрасывает кукурузные початки вверх как можно выше — участники соревнования должны попасть в них.
Юноши-мапуче тренировались также и в метании камней, в чем достигали большой ловкости. Соревнования предусматривают метание по целям, фиксированным и движущимся, с разной дистанции камнями разного размера и веса. В таких соревнованиях участвуют и женщины.
Чтобы привлечь внимание к этим соревнованиям и вызвать желание участвовать в них, они всегда заканчиваются большим праздником с угощением, танцами, музыкой и пением. На этот праздник участники соревнований наряжаются в смешные, шутовские или устрашающие маски («кольоп»), сделанные из дерева, закрывающие лоб, скулы, нос и подбородок, с отверстиями для глаз и рта. Держится маска на кожаных ремешках, завязываемых сзади. Некоторые кольон украшаются усами из шерсти ламы, зубами пумы или лисы, птичьими перьями.
Хотя и не принято включать в разряд спортивных азартные игры, но можно дать их краткое описание, так как они не редкость. Мапуче — страстный любитель такого рода игр: они — разновидность его не очень частых развлечений. Играют в камни, палочки, зернышки растений или дикие орешки. Наиболее распространена игра с фасолью, «авароуден». На подстилке располагаются сидя двое или четверо игроков. Один — обычно это хозяин дома — приносит 8 черных фасолин и 8 белых и подбрасывает их вверх. Затем и остальные бросают их так, чтобы на подстилке оказалось либо четыре фасолины одного цвета — это одно очко, либо 8 — это два очка. Других комбинаций нет. Кто первый добивается такого результата, тот и победитель.
Игра «кэчукауэ» — соревнование в стрельбе из деревянного лука треугольной формы, небольшого размера, укрепленного на палке, воткнутой в землю. Стреляют пятью маленькими камешками. Каждый выстрел — одно очко. Название игры происходит от количества камешков у каждого участника («quechu» — «пять»).
Индейцы, жившие по берегам многоводных рек, устраивали своего рода регаты, «гуампутун». Финиш обозначался большим камнем, упавшим в воду деревом либо какой-либо другой видимой отметкой. Учреждались награды, и даже заключались пари. Готовясь к состязаниям, чтобы увеличить скорость, каноэ смазывали жиром.
«Jlaco» — еще один из самых воодушевляющих видов спорта. Строят западню, «уачи», из кольев, связывая их и скрепляя крюками. Искусность в этих соревнованиях проявляется необыкновенная: прячась в кустах так, что животное не может увидеть человека, бросают поверх куста лассо и заарканивают животных.
В «тримун» играют мячом из соломы, который загоняют ногами к отметке. «Тримун» — спорт быстрых. В нем участвуют по четыре соревнующихся в каждой соперничающей группе. Забитый мяч — очко.
Большое удовольствие доставляет игра с копьями, бо- леадорами. В землю втыкают боевые копья и с расстояния в 50—80 метров метают с целью тренировки в обращении с ними на охоте, в бою, чтобы уметь поразить лошадь или всадника. На этих копьях укрепляют пучок волос или перья — мишень для отработки точности попадания. Кроме болеадорас, применяют и пращу.