Идеи нагуа о человеке
Глава IV
Как мы показали в первой главе, один из атрибутов тламатиниме состоял в том, чтобы «ставить зеркало перед людьми, делать их разумными и внимательными», «делать мудрыми чужие лица, заставлять других приобретать лицо», а также «делать желания людей человечными»[282]. Поэтому при выполнении этой педагогической миссии тламатиниме должны были встретиться с многочисленными трудностями, связанными не только с конкретными условиями, но также и с таинственной сущностью человека, поступки и склонности которого кажутся всегда неожиданными.
Необходимость учить человека «приобретать лицо» сама по себе указывала на то, что смертные приходят в мир «без лица»; они несовершенны, можно сказать безыменны.
Тламатиниме полагали также, что человек в своем стремлении через себя самого приобретать «лицо» начинает воздействовать на призрачную действительность земли (тлалтикпака). И так, «отдавая свое сердце каждой вещи и идя без цели (агуикпа)», он постепенно теряет его, «потому что на земле трудно гнаться за чем-либо действительно ценным»[283]. Таким образом, нахождение смысла деятельности самого человека представляло собой новую проблему: «На земле разве можно за чем-либо гнаться?»[284] И если здесь, на земле, это трудно осуществить, то еще меньше можно сказать об отношении человека с тем, что «его превосходит», с потусторонностью.
Перед тламатиниме во всей широте вставала проблема о человеке тогда, когда они оказывались перед печальным реальным фактором, что люди рождаются лишенные лица, полные неудовлетворенных желаний, без ясной цели на земле (тлалтикпаке) и с загадкой относительно потусторонности (топан, миктлан). Наконец, хотя мы не знаем ни даты, когда это случилось, ни тламатини, интересующегося этой проблемой, возник вопрос такого всеобщего характера: «Неужели люди истинны?»[285]
С этого момента мысль нагуа благодаря самоанализу всецело вошла в ту область, которую сегодня мы назвали бы философской антропологией, и начала разрабатывать целый ряд доктрин, представляющих собой ответ на различные стороны большой проблемы, относительно истинности человеческих существ. Для того чтобы понять, как ставилась учеными нагуа проблема человека, следует напомнить, что слово «истина» (нелтилицтли) имеет у нагуа значение «опоры», или «экзистенциальной основы». Следовательно, данный вопрос соответствовал другому вопросу, а именно: имеют ли люди какую-нибудь основу или они также представляют собой только сновидение?
Чтобы ответить на это, тламатиниме идут различными путями. В целях лучшего изучения их рассуждений относительно человека рассмотрим этот вопрос по частям. Сначала в специальном разделе рассмотрим то, что они думали о человеке как существующей реальности — объекте, у которого предполагается определенное происхождение, определенная структура и особенности, а также проблематичная судьба после смерти. В следующем разделе, тесно связанном с первым, рассмотрим их учение о человеке, как о действующем в мире субъекте, создателе определенного образа жизни (его воспитательные, этические, юридические и эстетические принципы). В заключение нашего исследования покажем их высший личный и социальный идеал, движущую силу их мысли и действия, имевшую место, когда божество проникало в сердце человека (йолтеотл) и превращало его в художника: «сердце, обожествляющее вещи», тлайолтеувиани, как дословно говорит текст[286]. Ответ, данный тламатиниме на вопрос о возможной реальности человека, мы будем изучать, следуя изложенной нами схеме и предоставляя при этом слово самим нагуатлским текстам.
[282] «Textos de los informantes de Sahagún», ed. facs de Paso y Troncóse, vol. VIII, fol. 118, v. (пр. I, 8).
[283] см. «Ms. Cantares Mexicanos», fol. 2, v. (пр. I, 1).
[284] Ibid.
[285] «Ms. Cantares Mexicanos», fol. 10, v. (пр.
[286] «Textos de los informantes de Sahagún», ed. facs. de Paso y Troncoso, vol. VIII, fol. 117, v.