Рассказы о начале времен: легендарная история и деяния богов в надписях из Паленке
Ни в одном другом городище майя классического периода местная легендарная традиция не нашла столь полного отражения в иероглифических текстах, как в Паленке. Благодаря правителям и писцам из Баакаля в распоряжении исследователей имеются пространные надписи на панелях из «Храма креста», «Храма лиственного креста», «Храма солнца», «Храма надписей», «Храма XIV», платформе из «Храма XIX», в которых значительное внимание уделено различным мифологическим событиям и деятельности богов. Следует отметить, что на сегодняшний день не найдено ни одного сводного текста с цельной версией легендарной истории. Исследователям приходится сопоставлять все доступные надписи и восстанавливать общую картину по фрагментам, словно мозаику. Каждая новая находка по этой причине может внести существенные коррективы в устоявшиеся представления. Ниже представлена «хронология» мифологических событий в том виде, в каком она реконструирована учеными по известным на сегодняшний день источникам.
Все события далекого прошлого, упомянутые в текстах из Паленке, делятся на предшествующие дню начала новой космической эпохи 13.0.0.0.0, 4 Ахав 8 Кумк’у (13 августа 3114 года до нашей эры) и следующие после него. Это прекрасное подтверждение того, что майя считали «нулевую дату» не моментом сотворения вселенной, а лишь точкой для отсчета очередного цикла.[i] Начать изложение легендарной истории, видимо, следует с надписи на панели из «Храма XIV». Многие ее аспекты все еще трудны для интерпретации, но точно можно сказать, что повествование начинается с церемонии взятия первого скипетра с изображением К’авииля богом Болон-Йоокте’-К’ухом. Этот обряд состоялся примерно за 931 000 лет до нашей эры в некоей местности на севере и происходил под покровительством лунной богини Иш-Ух и еще двоих персонажей. Скипетр в виде фигурки с изображением К’авииля был одним из символов царской власти, выражение «взял К’авииля» использовалось в надписях чтобы обозначить восхождение на трон нового правителя. О боге Болон-Йоокте’-К’ухе достоверно известно не очень много, но он явно был связан с войной и окончанием календарных периодов, и очень почитался в Лакамхе. В целом божественная церемония выглядит как образец должного поведения, которому обязан следовать земной владыка. Помимо текста на панели из «Храма XIV» сохранилось изображение, это сцена получения царского скипетра «Священным Баакальским Владыкой» К’инич-Кан-Бахламом II из рук своей матери Иш-Ц’акбу’-Ахав. Очевидно, в данном случае мать К’инич-Кан-Бахлама II уподобляется лунной богине Иш-Ух, а сам он – богу Болон-Йоокте’-К’уху.[ii]
Панель из «Храма XIV» в Паленке. «Священный Баакальский Владыка» К’инич-Кан-Бахлам II получает царский скипетр из рук своей матери Иш-Ц’акбу’-Ахав. Прорисовка Л. Шиле.
Несколько иной сюжет, но с похожей идеей, представлен на южной стороне платформы из «Храма XIX». Этот монумент был найден сравнительно недавно, в 1998 году, и существенно дополнил наши представления об истории и легендарной традиции Баакальского царства. Надпись на нем начинается с рассказа, что в день 12.10.1.13.2, 9 Ик’ 5 Моль (10 марта 3309 года до нашей эры) воссел на владычество в сияющих небесах бог «GI». Его воцарение происходило под руководством Йаш-Наах-Ицамкокааха, одного из проявлений верховного небесного бога Ицамкокааха. Комментируя эту церемонию, Д. Стюарт отмечает, что речь идет о событии космического масштаба. «GI» здесь выступает еще не как локальный бог триады, а как небесный владыка. Его воцарением руководил непосредственно главный бог в мифологии майя.[iii]
Фрагмент иероглифической надписи на южной стороне платформы из «Храма XIX» в Паленке с описанием воцарения «GI». Прорисовка Д. Стюарта.
Через одиннадцать лет после инаугурации «GI» произошло еще одно мифологическое событие с участием этого божества. В день 12.10.12.14.18, 1 Эц’наб 6 Йашк’ин (18 февраля 3298 года до нашей эры) «GI» обезглавил одного или двух звездных кайманов и пролил их кровь. Соответствующий фрагмент текста труден для интерпретации, но, по мнению Д. Стюарта, речь идет о ритуальном жертвоприношении как одном из этапов сотворения мира. В качестве аналогии можно вспомнить сюжет из ацтекской мифологии, в которой боги Кецалькоатль и Тескатлипока создали землю и небо из расчлененного тела огромного каймана Сипактли. На платформе из «Храма XIX», вероятно, был записан очередной вариант распространенного среди многих народов мифа о боге-герое, который убивает чудовище первозданного хаоса и преобразует его плоть. Звездные кайманы могли олицетворять одушевленное темное небо в начале времен. Их уничтожение послужило прелюдией к началу новой эпохи и возникновению современного мира.[iv]
Изображение «космического каймана» на алтаре D’ из Копана.
Итак, бог «GI» предстает в тексте на платформе из «Храма XIX» как один из творцов и властителей вселенной. Далее начинается уже история «Паленкской триады». В надписи на главной панели из «Храма креста» сказано, что в день 12.19.13.4.0, 8 Ахав 18 Сек (7 декабря 3121 года до нашей эры), незадолго до наступления нового космического цикла, родился прародитель триады Аканаль-Ишиим-…-Муваахн-Мат. Долгое время исследователи ошибочно считали его женским божеством, «Госпожой зверь». Однако необходимый в таком случае иероглиф IX, «женщина, госпожа» в имени прародителя отсутствует, а компонент Ишиим позволяет предположить, что это одна из ипостасей высоко чтимого древними майя бога маиса. В восьмилетнем возрасте в день 13.0.1.9.0, 11 Ахав 18 Моль (3 февраля 3112 года до нашей эры) Аканаль-Ишиим-…-Муваахн-Мат совершил обряд жертвенного кровопускания, видимо, символизировавший его переход от детства к взрослости. Подражая божеству, через аналогичные церемонии инициации проходили малолетние баакальские царевичи. Через два дня после кровопускания Аканаль-Ишиим-…-Муваахн-Мата бог «GI» спустился с небес в свой «дом», то есть храм, на севере. Вероятно, эти события каким-то образом тесно связаны между собой.[v]
В надписи на платформе из «Храма XIX» боги «GI», «GII» и «GIII» названы «творением» Аканаль-Ишиим-…-Муваахн-Мата. Д. Стюарт полагает, что «Паленкская триада» возникла не в результате «рождения» в буквальном смысле этого слова, но вследствие особого акта, включавшего ритуал жертвенного кровопускания. В текстах из Паленке для описания этого действа используются разные термины, в том числе «рождение», «прибытие», «прикосновение к земле». Все боги триады были «рождены» или сотворены Аканаль-Ишиим-…-Муваахн-Матом в Матвииле на протяжении нескольких дней в 2360 году до нашей эры. Первым в день 1.18.5.3.2, 9 Ик’ 15 Кех (21 октября 2360 года до нашей эры) «родился» «GI». Это событие давно стало причиной оживленной полемики среди исследователей, ведь как мы уже хорошо знаем, в мифологической истории Паленке этот бог играл видную роль задолго до творения в Матвииле. Ф. Лаунсбери еще в 1980 году высказал предположение о существовании двух богов GI с одинаковым именем, один из которых родился в 2360 году до нашей эры.[vi] Эта гипотеза, однако, прямо противоречит источникам, поскольку в надписях во всех случаях речь явно идет об одном и том же персонаже. Скорее, «прикосновение к земле» в Матвииле следует понимать как перерождение, обретение GI нового качества покровителя города Лакамха’ и династии «Священных Баакальских Владык». Через четыре дня после «GI» родился «GIII», а спустя еще четырнадцать дней настал черед «GII». Любопытно, что порядок рождения богов не соответствует их месту в триаде, во всех текстах Унен-К’авииль упоминается вторым, хотя родился последним. Вероятно, «поздняя» дата рождения призвана была подчеркнуть юность этого бога-малыша. [vii]
«Паленкская триада» родилась в Матвииле – мифологической местности, которую можно сравнить с ацтекскими легендарными прародинами Чикомосток и Ацтлан. Очевидно, ее представляли как место, где обильно растет маис и много источников воды. В «Храме лиственного креста» были найдены две большие фигурки из штука, сделанные в форме раковин и подписанные Матвииль. Само название Матвииль в переводе означает «Место бакланов». Итак, в прародине богов «Паленкской триады» обитали улитки и приморские птицы. На платформе из «Храма XIX» и в других текстах Аканаль-Ишиим-…-Муваахн-Мат назван «Священным Матвиильским Владыкой». Цари, правившие в Лакамхе, часто использовали двойной титул «Священный Баакальский Владыка, Священный Матвиильский Владыка». Украинский исследователь Ю. Полюхович полагает, что Матвиилем могли называть реальную область неподалеку от Паленке. Впрочем, утверждать это с уверенностью трудно, так как не исключено, что упоминание в титуле царей места рождения богов имело целью просто повысить их авторитет.[viii]
Раковины из «Храма лиственного креста», подписанные Матвииль: фрагмент главной панели из внутреннего святилища (а) и модель раковины из штука, украшавшая фасад храма (b). Прорисовки Л. Шиле (a) и Д. Стюарта (b).
Последний сюжет из этого собрания рассказов о богах связан с деятельностью Аканаль-Ишиим-…-Муваахн-Мата как первого владыки, учредителя норм, которым должны следовать земные цари. На главной панели из «Храма лиственного креста» сообщается, что в день 2.0.0.0.0, 2 Ахав 3 Вайеб (18 февраля 2325 года до нашей эры) Аканаль-Ишиим-…-Муваахн-Мат заклинал богов в местности Йашхаальвиц. Обряды заклинания (вызывания) богов регулярно проводились майяскими царями и часто упоминаются в надписях. Таким образом, в данном случае Аканаль-Ишиим-…-Муваахн-Мат действует как типичный царь майя или, точнее, он устанавливает порядок, которого будут придерживаться правители. Эта же идея выражена в надписи на платформе из «Храма XIX», где сказано, что в день 2.0.0.10.2, 9 Ик’ 0 Сак (7 сентября 2325 года до нашей эры) Аканаль-Ишиим-…-Муваахн-Мат стал первым «Священным Матвиильским Владыкой». Д. Стюарт подчеркивает, что воцарение прародителя триады не случайно названо первым, оно использовалось в качестве прецедента при восшествии на престол исторических владык Лакамхи.[ix] Подробнее о том, как цари Паленке повторяли, воспроизводили деяния богов, будет сказано в следующей главе.
Завершая это краткое изложение, следует отметить, что при работе с текстами из Паленке трудно провести четкую линию, за которой оканчивается миф и начинается политическая история царства. Для древних майя боги и связанные с ними события были столь же реальны, как их собственное бытие, поэтому в иероглифических надписях легендарное прошлое неразрывно связано с настоящим. К примеру, на главной панели из «Храма креста» повествуется о коронации в Матвииле в 967 году до нашей эры некоего Укокан-Чана. У нас нет достаточных оснований считать его богом, но историческим царем он также не мог быть, поскольку дата воцарения слишком ранняя, в то время, судя по археологическим данным, никакого государства на месте Паленке еще не существовало. Скорее всего, Укокан-Чан – это один из легендарных предков династии, связующее звено между богами и реальными правителями.[x]
[i] Подробнее о значении даты 13.0.0.0.0, 4 Ахав 8 Кумк’у смотрите в главе «Новая космическая эпоха. Почему майя выбрали дату 13 августа 3114 года до нашей эры?» очерка «Календарь майя», размещенного на сайте «Мир индейцев». URL: http://www.indiansworld.org/novaya-kosmicheskaya-epoha-pochemu-mayya-vybrali-datu-13-avgusta-3114-goda-do-nashey-ery.html
[ii] Stuart D. The Palenque Mythology // Sourcebook for the 30th Maya Meetings. Department of Art and Art History, University of Texas at Austin, 2006. – P. 99. Перевод и хронологию надписи на панели из «Храма XIV» смотрите: Полюхович Ю. Ю. Полiтико-династична історія… С. 344-346. Подробнее о боге Болон-Йоокте’-К’ухе смотрите: Eberl M., Prager C. B’olon Yokte’ K’uh: Maya Conceptions of War, Conflict, and the Underworld // Wars and Conflicts in Prehispanic Mesoamerica and the Andes: Selected Proceedings of the Conference Organized by the Société des Américanistes de Belgique with the Collaboration of Wayeb (European Association of Mayanists), Brussels, 16–17 November 2002 / Ed. by P. Eeckhout and G. Le Fort. – Oxford, UK: John and Erika Hedges Ltd, 2005. – P. 28–36.
[iii] Stuart D. The Inscriptions… P. 60-68.
[iv] Stuart D. The Inscriptions… P. 68-77; 176-180.
[v] Stuart D. The Inscriptions… P. 180-183; Stuart D. The Palenque Mythology… P. 102-103.
[vi] Lounsbury F. Some Problems in the Interpretation of the Mythological Portion of the Hieroglyphic Text of the Temple of the Cross at Palenque // Third Palenque Round Table, 1978 / Ed. by M. G. Robertson. – Austin: University of Texas Press, 1980. – P. 99-115. URL: http://www.mesoweb.com/pari/publications/rt05/Problems.html
[vii] Stuart D. The Inscriptions… P. 182-183; Stuart D. The Palenque Mythology… P. 90, 104.
[viii] Stuart D. The Palenque Mythology… P. 94; Полюхович Ю. Ю. Полiтико-династична історія… С. 98-102, 142-143.
[ix] Stuart D. The Palenque Mythology… P. 105.
[x] Stuart D., Stuart G. Palenque… P. 109-110. Смотрите также главу «Ольмек» размещенном на сайте «Мир индейцев» пособии Д. Скидмора «Правители Паленке». URL: www.indiansworld.org/palenque_rulers0.html