Основные черты искусства Мексики
Главное или, во всяком случае, ведущее племя Мексики в дни испанского завоевания — племя ацтеков, само не считало себя древнейшими жителями страны. Берналь Диаз записал рассказ дружественных испанцам жителей города Тласкалы о том, что «до их прихода страну населяли дикие и грубые великаны, которые потом либо вымерли, либо были уничтожены. В доказательство они показали бедренную кость такого великана. Действительно, она была размером в мой полный рост». Кость принадлежала, должно быть, какому-либо ископаемому животному. Но ацтеки сохраняли и другие предания о своем приходе в страну плоскогорья «Анагуа», на котором жили они во время испанского нашествия. Самое имя «ацтеки» означало по их толкованию «белые цапли», пришедшие из сказочной северной страны «Ацтлан». В одной из немногих, дошедших до нас рукописей ацтеков, в так называемом «Кодексе Ботурини» имеется изображение великого исхода их из Ацтлана в Мексику; анализ этого изображения позволит нам ближе ознакомиться также с приемами письма ацтеков. Оно принципиально является еще «пиктографическим», но переходит к более упрощенному «иероглифическому» письму; наука подразумевает под этими наименованиями две стадии культуры, два метода освоения содержания и передачи мысли.
Слева рисунок изображает очерченный волнистой чертой остров, страну Ацтлан(1) На острове налицо ступенчатая пирамида, типичный для мексиканской архитектуры вид здания. На пирамиде как бы растет некое дерево; оно разлагается на два знака: внизу «иероглиф» стрелы (2) читается как «ацтапилли», выше — знак воды (—«3 атл»). Иероглиф превращается в ребус. По сторонам (4) 6 домиков. Как ни упрощен иероглиф, но позволяет узнать фундамент, навес и колонну под ним; «дом»,— это «род» или «племя»; весь народ ацтеков делится на такие «кланы». Внизу, под пирамидой, сидят двое прародителей (5). Очень интересны следующие изображения: мы видим человека в лодке, отплывающего от острова направо: это начинается выселение из Ацтлана; рукопись изображает рядом с предшествующим этапом повествования последующий; ее, как и многие иные произведения примитивного искусства, надо «читать» в известной последовательности, слева направо. Причалив к берегу, переселенцы начинают странствие по земле; изображены (9) следы шагов босой ступни на земле. Знак в двойном квадратном обрамлении означает указание на год описываемого события. Он носил, как и все другие годы ацтекского календаря, не цифру, а имя. Ацтеки его называли годом «одного» («один» обозначен одним кружком) (7) «огнива» (8). Рассказ продолжается; следы приводят к горе с загнутой вершиной, Тольхуакану (10). Здесь в пещере помещено изображение военного бога Хуитцилопохтли (11). Неясен знак 12: это иероглиф «языка». Ряд таких язычков поднимается от статуи бога наверх, — символ речи? Справа изображены вновь сидящие перед своим домиком «роды», или «кланы» ацтеков; у каждого свой родовой знак, подобие герба. Их стало теперь уже восемь.
Рассмотренное нами изображение чисто повествовательно. Оно как бы не имеет самостоятельного художественно-образного значения. Его нельзя понять не посвященному в тайны первичной письменности; но специалист без труда устанавливает необычайное сходство этого приема с «пиктографическим» письмом ряда племен Северной Америки и Азии. Наука учит нас, что по этому пути развивается всякая письменность; из первичных «картинок», изображавших то, что надо было сообщить, выделяются знаки, становящиеся уже раз навсегда постоянным обозначением данного предмета, явления или понятия. Этим знак эволюционирует в сторону «буквы», теряя мало-по-малу, при повторном употреблении, свое изобразительное обличив. Мексиканская письменность не до конца прошла эти стадии развития. Просматривая рисунки кодексов — рукописей, выполнявшихся кисточкой и самыми разными красками на бумаге, вырабатываемой, подобно египетскому папирусу, из волокнистых листьев агавы, или на «пергаменте», изготовлявшемся из оленьей кожи, мы отмечаем, как отдельное изображение человека, животного, той же ступенчатой пирамиды или домика, начинает все больше терять какое бы то ни было сходство с реальным предметом. Линии начинают жить самостоятельной жизнью, они не подчиняются требованию изобразить что-либо они ломаются, гнутся, переплетаются, становятся узором, в котором в конце концов только самый изощренный глаз специалиста узнает бывший когда-то точно изображенным предмет.
Развитие древнемексиканского изобразительного искусства, тесно связанное с письменностью, представляется нам проходящим три весьма своеобразных этапа. На первом оно «пиктографично». Это искусство, которое обязано изображать потому, что надо сообщить кому-либо о том или ином происшествии, передать то или иное содержание. Это — стадия своеобразного синтеза минимально реалистического изображения, «ребуса», «знака», а не живого, полноценного художественного образа, для определенного круга представлений, имеющихся у зрителя-читателя. Последний «узнает» или «угадывает» то, что хочет ему сообщить изобразитель: ни художник, ни зритель не заботятся ни о художественной выразительности, ни о «красоте» тех знаков, которые являются пока что только условными звеньями при передачи мыслей.
Но мы уже имели случай упомянуть, что, к моменту появления в Мексике испанцев, у ацтеков были художники, специализировавшиеся на изображении явлений, которые просто должны были быть как можно более реально зафиксированы в интересах уже не «чтения-угадывания», а зрительного восприятия в нашем смысле. Диаз сообщает о наличии у мексиканцев географических карт на холсте, где были с «большой отчетливостью» изображены реки, заливы; он говорит о «коврах завоевания», из которых один был в его личном владении, т. е. о тканных картинах с изображениями военных сцен, напоминающих специалисту, что именно в такой технике была в свое время изображена эпопея завоевания Англии норма- нами (знаменитый ковер из Байё королевы Матильды, памятник романского стиля западноевропейского феодализма). Штурм храма в Тенохтитлане изображался не один раз художниками Мексики, но до нас почти не дошли эги более реалистические живописные изображения. Так называемое «Льенсо де Тласкала» — потерянный в настоящее время свиток полотна, имевший восемьдесят шесть изображений сцен «Конкисты» и известный только по копии, изданной в 1892 году,— относится уже к середине XVI века, и его реализм не свободен от европейских влияний. Из первоначальных изображений с предуказанным им смыслом пиктографического письма изобразительный реализм древнемексиканского искусства выделился поздно и был уничтожен нашествием как раз тогда, когда он мог стать жизненным. Этот незавершенный реализм искусства ацтеков представляется третьей стадией тех процессов художественного развития, о которых мы говорили выше. На всем почти протяжении истории мексиканского искусства доминировала вторая стадия: условная, обобщенная, орнаментально-декоративная. Превращая условные знаки «пиктограммы» в самодовлеющий узор,, эта стадия в конечном счете и определяет древнемексиканский стиль.
Обратимся к скульптуре. В 1790 году, во время работ у дворца «Чапультепек» у города Мексико, был откопан огромный, в
В настоящее время принято ее называть «Куатликуе», богинею-матерью, божеством земли.
У фигуры нет и не было головы, можно сказать, нет тела; оно все состоит из отдельных элементов форм; в некоторых из них мы можем узнать плоды маиса, местной кукурузы, черепа людей, ладони рук, когти ягуара, перья, плетение, клыки. Все это скомбинировано в одну двойную фигуру по принципу строгой симметрии, «фронтальности» и неподвижной условности. Статуя представляется пределом условности, но, вместе с тем, нельзя отрицать ее чисто декоративных качеств, которые производят также и известное монументальное впечатление. Воспринимая такое произведение искусства, приходится почти полностью «отучиваться» от всего того, чему учила нас европейская классическая пластика.
Формы мексиканской скульптуры плоскостны; движения эти монолитные статуи лишены вовсе; их назначение — увенчивать верхнюю площадку храмовой пирамиды, принимать кровавые жертвоприношения, служить культу жестокости.
Мексиканский стиль формировался в результате длительного развития, этапы которого выявлены наукою только теперь. Сложился этот стиль в связи с архитектурой и декоративной системой убранства храмовых и дворцовых комплексов. Имел значение также момент технологии, обработки весьма неподатливых материалов очень несовершенными орудиями. И понять своеобразие мексиканского искусства мы сможем только- на основании хотя бы краткого анализа истории и социального бытия страны и народа.
Ацтеки, как и другие племена Центральной Америки, принадлежали к группе америндов, — «нагуа». Они имеют общий язык и более или менее общую мифологию со своими соседями. Социальный их строй был сопоставлен Морганом со строем ирокезских племен Северной Америки; как мы уже указали выше, это — средняя ступень «варварства». Ацтеки, которые в культурном плане стояли впереди своих соплеменников, не знали железа. Им доступны были только цветные металлы. Испанские завоеватели, полные удивления перед грандиозными постройками и каменными изваяниями мексиканцев, были твердо уверены, что последние знали некий секрет «закалки», отвердения меди. Действительно, есть указания на то, что ацтеками начинала применяться бронза; в дальнейшем это развитие техники было насильственно остановлено «Конкистой». Основным орудием ацтеков был камень; но не хрупкий, сравнительно, кремень европейского каменного века, а твердый обсидиан, «природное стекло», лавообразный сплав различных минеральных пород, находимый в достаточном количестве у жерл многочисленных вулканов страны. Мечи, которыми сражались мексиканцы, состояли из деревянного остова, в края которого вставлялись острые куски обсидиана; и такой меч был страшным оружием. Ножи и бритвы из обсидиана сохранились до наших дней; с точки зрения производственной технической истории, доколумбова Америка развивалась в условиях позднего неолита (нового каменного века).
Моргану казались невероятными рассказы испанских завоевателей относительно обработанных рельефной резьбой порфировых стен мексиканских дворцов. Но до нас дошли в достаточно большом количестве статуи из порфира. Еще более трудный для обработки твердый зеленый нефрит находимый только небольшими кусками, ценился в Мексике дороже золота и был излюбленным материалом ювелирных изделий. Сохранился у Б. Саагуна, одного из наиболее ранних и добросовестных свидетелей умирания местной мексиканской культуры в XVI веке, трактат о ювелирной резьбе из камня, практиковавшейся у ацтеков, с изображением художников-резчи- ков; мы знаем, что все работы производились обсидиановыми инструментами, трением при помощи песка и требовали невероятных усилий и огромной опытности.
Та перегрузка порою и монументальных изображений неимоверным количеством украшающих деталей, о которой говорилось выше по поводу статуи Куатликуе, связана отчасти именно с данным видом и этапом тех' ники. Первобытный еще художник стремится как можно нагляднее выявить свое мастерство, показать все, что он умеет.
Однако, и этот этап отнюдь не является самым ранним в развитии американской художественной культуры.
Какую же культуру застали в Мексике ацтеки?
Ацтеки спустились в Мексику с севера в сравнительно позднее время. Их «исход» из «Ацтлана», в «год одного огнива», о котором шла речь по поводу рисунка из Кодекса Ботурини, падает на XII век. Подлинный расцвет ацтекского искусства, постройка Тенохтитлана, это — XV столетие. Мы знаем дату окончания постройки того храма в сто четырнадцать ступеней, о котором так много говорит Диаз: это—1487 год, эпоха, когда Леонардо да Винчи в Италии работал над «Тайной вечерей». Но ацтеки застали в Мексике налицо культуру гораздо более древнюю. Речь здесь идет не о мифологических великанах, колоссальные кости которых показывали Диазу жители Тласкалы, а о так называемых «тольтеках». Самое имя этого племени, которое по преданиям заселяло плоскогорье Ангуак раньше ацтеков, может быть переведено как «искусник» или «строитель». Ученые американисты долгое время сомневались в реальном существовании тольтеков. Может быть, в совершенно понятном противопоставлении трезвой научности тем фантазиям, которые сближали культуру Мексики с культурой древнего Египта и приписывали первой баснословную древность, ученые конца XIX века стали считать всю культуру и искусство доколумбовой Америки сравнительно новыми, как бы «позднесредневековыми» по европейскому историческому развитию. Только за последнее десятилетие путем раскопок и точных астрономических вычислений, на базе древнеамериканского календаря (о котором речь ниже) удалось установить «почтенную» древность американского искусства; его начала восходят к первым столетиям нашей эры; сохранившиеся памятники создавались на протяжении по меньшей мере одного тысячелетия (от V до XV включительно — веков нашей эры).
В первом тысячелетии европейского летоисчисления культура Центральной Америки сосредоточивается в двух областях: на юге — в современных Гондурасе, Гватемале и южной части новой Мексиканской республики, — это культура майев, индианских племен, которые впервые выработали у себя исчисление времени, календарь, письменность, мифологию; на севере,—на плоскогорье Анагуак, это—культура архаических племен нагуа, которых современная наука порою называет традиционным именем «тольтеков», Здесь не сохранилось письменности; но зато налицо замечательная архитектура. Зодчество вообще останется, может быть, наиболее ценным взносом центральноамериканских народов в историю мирового искусства.