Раскопки устанавливают глубокую древность, прежде всего, тех «пирамид», которые расположены невдалеке от самого города Мексико. В 48 километрах к северо-востоку от столицы расположен Сен-Хуан де Теотихуакан, небольшое селение, рядом с которым поднимаются огромные насыпи, «пирамида солнца», «пирамида луны», так называемый «городок» (по-мексикански «чиудадела»), дворы, тщательно проложенные дороги. Раскопки мексиканских и европейских археологов, Гамио и Бейера, устанавливают, что постройки Теотихуакана относятся к первому тысячелетию нашей эры,— уже около 1 000 года они были разорены. Ацтеки появились здесь позднее; самый город Тенохтитлан основан был в 1325 году Способы возведения пирамид совершенно иные, чем в Египте. Пирамиды могилы фараонов «Древнего царства» складывались из тщательно пригоняемых друг к другу камней; ступенчатые пирамидовидные храмы древней Азии, Вавилона и Ассирии воздвигались из кирпичей или необожженного сырца путем сооружения ряда террас, одна на другой. Техника «пирамид» Теотихуакана совершенно иная. Вначале воздвигались из кирпича стены, подобные стенам домов; изнутри их заполняли землей, щебнем, камнями, глиной. Снаружи такие насыпи облицовывались камнями; к ним в качестве обязательного строительного элемента добавлялись широкие, открытые лестницы, ведущие на вершину. Эта последняя представляла собой плоскую небольшую площадку, на которой стояли небольшой храм (в Тенохтитлане, сохранившем полностью эту строительную систему, наверху «пирамиды», именовавшейся по-мексикански «тео- калли», стояло два небольших храма) и жертвенник. Размеры большой «Пирамиды солнца» Теотихуакана очень велики: ширина бокового основания — 220 м, высота в настоящее время, когда от верхней надстройки ничего не осталось, — 64,5 М. «Пирамида луны» меньше; она находится в конце прямой улицы длиною в 2 километра; обе пирамиды окружены дополняющими комплекс сооружениями. Среди последних один широкий двор предназначался для спорта- -своеобразной игры в мяч.
В Теотихуакане сохранились и фрески. Примером может служить фигура «звездного бога», условно именуемого «Мишкуатлем». На желтоватом фоне тщательной, как всегда, штукатурки фигура выполнена зелеными, светлокрасными и красно-коричневыми клеевыми красками. Фигура стилистически явно переходит к той декоративно-орнаментальной стадии, о которой мы говорили выше. Бог что-то говорит: из его рта высовывается длинная извивающаяся узорная лента, обозначающая «речь». Его фигура непропорциональна, плоскостна, зато убор вполне разработан.
К югу от города Мексико, на западе от городка Куэрнавака, расположен «холм цветов», по-мексикански — Ксочикалько. Здесь налицо руины, восходящие к той же архаической культуре нагуа, как и пирамиды Теотихуакана. Во времена ацтеков и испанского завоевания они были уже давно заброшены. Расположенные на вершине холма высотой около 300 футов, руины Ксочикалько, имеющие 19,5X21,5 М площади, соответствуют, очевидно, не дошедшему до нас верхнему храму искусственной горы-пирамиды Теотихуакана. Огромные камни порфировой породы доставлены в Ксочикалько откуда-то издалека и сложены без цемента на цементированную базу. Они покрыты узорным рельефом, в котором мифологические темы явно перерождаются на наших глазах в орнаментальный узор. Основной мотив — оперенная змея — «обнимает извивами своими полстены и затем, в обратном порядке, симметрично повторяется на другой половине». Как пирамиды Теотихуакана, так и развалины Ксочикалько, были строго [ориентированы] по четырем странам света. Руины, согласно мнению археологов, некогда были храмом богини земли, носившей имя «Ксочикетцаль».
Скульптурных изваяний от этой древней эпохи не сохранилось; весьма интересная глиняная статуэтка «бога музыки» Ксочипилли из Теотитлана, которую современная наука сближает с изваяниями Ксочикалько, представляется относящейся к более поздней культуре; и найдена была она значительно южнее, в области майев, к анализу культуры которых мы и переходим.