Трагедия покорения
Конкистадоры ворвались в покинутый город и водрузили королевский флаг на самом высоком месте острова. А дон Мартин де Урсуа объявил, что провинция Ица отныне принадлежит испанской короне. Викарий, надев торжественное облачение, благословил озеро и провозгласил, что провинция ицев подчиняется епископству Юкатана.
Это произошло в марте 1697 года, 155 лет спустя после основания новой столицы испанцев — Мериды.
Что же делали испанцы в покоренном индейском городе? Монахи рассказывали, что когда им предложили показать город-остров Тайясаль, они прежде всего отправились в самую высокую часть города, чтобы посмотреть на индейские храмы и молельни, посвященные языческим богам. Они увидели там множество храмов, по своим размерам не уступавших самым большим храмам Юкатана.
Испанские солдаты тоже отправились смотреть город.
Их поразило огромное количество домов идолопоклонства (молелен). По их словам, идолов было так много и они были так разнообразны, что невозможно было не только описать их, но даже сосчитать.
Согласно историческим записям, в городе Тайясаль майя воздвигли двадцать один храм. Главный из них находился в ведении Кин Канека — верховного жреца, двоюродного брата верховного правителя Канека. Этот храм построен на пирамиде квадратной формы, с красивой лестницей из резных камней. Дальше упоминается о его сходстве с замком, отсюда и название — Эль Кастильо. Такое же название испанцы дали храмам в Чичен-Ице и Тулуме; оно и сохранилось за ними до сегодняшнего дня.
"Кастильо". Тулум. Юкатан. Рис. Казервуда.
Рассказывается еще об одном храме подобной архитектуры, о других упоминается лишь мимоходом. Описания храмов короткие и общие, но, по мнению Стефенса, этих описаний достаточно, чтобы прийти к заключению, что храмы столицы Тайясаль, в общем, такой же архитектуры, как и разбросанные по всей стране.
Где же теперь эти языческие храмы? По свидетельству современников, от них не осталось и следа.
Если перелистать страницы истории, записанные Когольюдо, то ответ не трудно найти.
Губернатор Урсуа завладел островом в восемь часов тридцать минут утра. Отзвучала молитва благодарности. После этого генерал отдал распоряжение всем офицерам и начальникам отправиться в разные части города и в языческих храмах, а также в домах, где было замечено идолопоклонство, сбросить и перебить всех идолов. Сам Урсуа вместе с викарием принимал в этом участие. Какое количество идолов и статуй, которые испанцы принимали за идолов, было уничтожено, можно судить по тому факту, что, приступив к «делу» в половине девятого утра, они били, ломали и жгли идолов до половины шестого вечера, пока не прозвучал сигнал, призывающий к ужину, «а поужинать завоевателям было нужно после такого тяжелого труда», — пишет историк.
С горечью читает Стефенс эти страницы из истории конкисты. Они вызывают в нем бурю негодования. Вот что он записывает в своем дневнике:
«И если в один день можно было уничтожить столько идолов, то за период в сто сорок пять лет, когда был выстроен военный форт, церкви и другие здания, которые существуют по сей день, времени было вполне достаточно, чтобы уничтожить все языческие индейские храмы.
Я спрашивал себя, где алтари и храмы Петена? А теперь мне хочется задать еще один вопрос. Где индейцы, плывшие плечом к плечу в тот ужасный день кровавой бойни, чьи головы покрыли всю поверхность воды от острова до большой земли? Где эти несчастные беженцы и обитатели других островов и территории Ица? Они бежали в глухие, дикие места, пока ужасные испанцы не проникли туда. И в моем воображении снова и снова встает город, о котором я уже не раз говорил, где живут некрещеные индейцы по обычаям своих предков. И не стоит удивляться тому, что далеко за пределами озера Петен, среди дикой природы, куда не ступала еще нога белого человека, может быть, индейцы живут так, как жили их предки до открытия Америки. Они молятся перед алтарями языческих богов и посещают языческие храмы, такие же, как те, что теперь уже разрушены, разбросаны по всей территории Юкатана»[56].
[56] Легенда о существовании в глубине джунглей Петена и Юкатана «живых» городов майя, в которые не ступала еще нога европейца, в дальнейшем не получила подтверждения и была отвергнута учеными. (Примеч. В. И. Гуляева.)