АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ И СКУЛЬПТУРА МАЙЯ (Часть 2)
Своеобразие скульптуры майя в первую очередь заключалось в том, что мастера владели множественностью стилей, каждый из которых подчеркивал особенность того или иного района, где жили представители этой древнеамериканской народности. Изучение пластического искусства, которым владели народы майя, позволяет лучше понять их жизнь.
В результате исследований древнейшей цивилизации ученые установили, что майя знали и применяли очень многие скульптурные приемы. Обнаруженные в ходе раскопок памятники свидетельствуют о том, что майя были превосходными резчиками, применяли барельеф и горельеф, великолепно справлялись с круглыми и моделированными объемами.
В крупных скульптурах майя использовали в качестве основного материала известняк, иногда дерево. До наших времен дошло очень незначительное число образцов деревянной скульптуры. Однако следы этого первоначального этапа четко прослеживаются в отдельных памятниках каменной скульптуры даже в самый зрелый период ее развития. При изготовлении мелких предметов широко применялись природные минералы: глина, серпентин (одна из разновидностей асбеста), обсидиан (стекло вулканического происхождения), кремень, различные виды полудрагоценных камней — нефрит, горный хрусталь, аметист, опал, а также материалы органического происхождения — раковины, кости животных и рыб.
Орудиями труда служили резцы, долота и сверла, изготовленные из твердых пород камня. С их помощью древние индейцы резали, ваяли и сверлили свои изделия. Начиная с X века майя стали применять резцы из меди. Когда возникала необходимость в полировке изделий, то в ход шли каменная пыль, песок и вода. Очень часто мастера раскрашивали свои поделки в различные цвета.
Скульптура применялась при украшении зданий. Рельефы, барельефы и горельефы наносились на панели, плиты, притолоки, косяки, колонны и лестницы. Изготовленное мастером изделие могло быть элементом, который функционально входил в ту или иную постройку — алтарь, святилище, трон. Произведения ваятелей служили украшениями и являлись неотъемлемой частью таких архитектурных комплексов, как площади, платформы и храмы.
Представители древнейшей цивилизации еще в изначальном своем обращении к искусству скульптуры твердо усвоили для себя важнейший принцип — выполненное их руками произведение призвано способствовать упрочению существующего строя. Они должны изображать жизнь божеств, сотворивших эту систему и следившие за тем, чтобы все в мире происходило по их велению, а также создавать подобия властителей, которые считались представителями этих божеств на земле.
Боги — абстрактные существа — изображались символически. Они представали в скульптуре в виде человека, животного, растения. Пантеон богов майя имеет свою специфику. Он сложен и многообразен. Поэтому без рассмотрения значений, которые несли в себе майяские божества, трудно понять и почувствовать своеобразие архитектурного, скульптурного и изобразительного искусства этого народа.
Общеизвестен факт, что религия отражает не только явления природа, но имеет еще и социальные корни. Ввиду того что в основе цивилизации майя лежало классовое общество, и в религии явно прослеживается социальная подоплека. Религия майя имеет как бы две разновидности — одна для простого народа, другая— для правящего класса.
Крестьянин майя верил в многочисленных богов. Они олицетворяли основные моменты и события его земного существования. Земля представлялась ему божеством с лицом, которое в первую очередь ассоциировалось со смертью. Майяский простолюдин верил, что в земном лоне находится подземный мир, в котором покоятся не только тела умерших, но также и светила — солнце после заката, а луна и звезды после рассвета. Богом земли является, вероятно, тот, кто изображен в виде маски в нижней части стелы 40 из Пьедрас Неграс. Эта маска принимает зерна маиса, которые бросает жрец. Она же служит пьедесталом для фигур из штука в колоннах фасада храма Надписей, а также для крестовидного изображения на панелях храма Креста и храма Лиственного Креста.
Символом солнца у майя служило изображение четырех-лепесткового цветка, которое божество могло иметь на лбу. Бога солнца изображали с лицом старца с большими овальными или квадратными глазами. Зрачки глаз иногда размешены во внутренних верхних или нижних углах глаз. Зубы представлены только верхними резцами. Они выступают изо рта. Спираль на носу и нечто похожее на крючок в уголке рта дополняют характерные черты солнечного бога.
Важное место в пантеоне богов майя занимает Ишчель. Она представляет луну. Известно о существовании святилища этой богини на острове Косумель. Майя полагали, что это божество в значительной степени влияет на рост растений и здоровье людей. Поэтому Ишчель считалась покровительницей медицины. Идол, ее изображающий, помещался под циновку роженицы, чтобы облегчить ее страдания при родах. Кроме того, Ишчель покровительствовала еще и ткачеству.
У майя издавна обожествлялся маис (кукуруза). Это растение составляло основу их питания. В кодексах ему соответствует изображение красивого молодого человека, голова которого заканчивается початком или окружена листьями маиса. Очень часто это божество изображали в виде человеческой фигуры, завершающей какую-либо земледельческую работу.
Другим обожествляемым растением было какао. Известно, что древние индейцы использовали его бобы в качестве монет. Бог какао Эк Чуах изображался расписанным черной краской, с красным ртом и длинным носом, с поклажей на спине и посохом в руке, что символизировало его покровительство торговле. Из дошедших до нас документов можно предположить, что культ бога какао почитался, по всей видимости, лишь хозяевами плантаций этого растения и богатыми торговцами.
В различных упоминаниях, содержащихся в колониальных источниках, подтверждается важность культа бога Ицамны. Провозглашая творцом мира бога Хунаб Ку, жрецы внушали, что бог-зиждетель имел сына Ицамну. В жреческом понимании Ицамна, господин небес, являлся верховным богом майяского пантеона. Он олицетворял небеса в их безграничности и вечности, небо дневное и ночное. Это божество распоряжалось сменой дня и ночи. От Ицамны зависело все, что было связано с небом: солнечный свет, лунные влияния, дождь и, как производное всех этих природных сил, урожаи. Как небесный бог и творец он изображался беззубым старцем, а как божество, дарующее жизнь растительности, — с иероглифом в виде листьев, растущих из его лба. В Дрезденском и Мадридском кодексах Ицамна изображен в виде двуглавой змеи, так же как и на монументах Паленке (панель из храма Креста, могильная плита в храме Надписей). На классических монументах Копана, Йашчилана и Наранхо встречается геометрическая стилизация этих же двуглавых змей, известная как ритуальная полоса, по которой отличают важных персон. По верованиям, бытующим среди индейцев, Ицамна дал людям письменность и книги.
Больше всего майяский крестьянин боялся засухи, которая была гибельна для урожая, а ему самому предрекала смерть от голода. Для земледельца дождь был жизненно важен, особенно в северных районах полуострова Юкатан, где сезон дождей непродолжителен и выпадает мало осадков. Именно поэтому изображение бога Чаака наиболее часто встречается в кодексах и на монументах этой части полуострова. В своем изображении он имел такие характерные черты, как длинный висящий нос, глаз, обведенный спиралью, зрачок в форме запятой и завиток под носом. Вот божества был либо беззубым, либо с одним верхним резцом, а очень часто с одним крюком, выходящим из видимого уголка рта вперед. При этом лицо, как правило, изображено в профиль. Ваятель запечатлевал бога Чаака стоящим в потоках дождя или плавающим в небольшом челноке. Другой вариант — божество держит сосуд с водой или каменный топор и факел в руках. В зданиях на севере области майя имеется маска бога Чаака с большим носом, похожим на знак вопроса (путешественники-европейцы в XIX столетии принимали его за хобот слона), с угрожающими клыками, со зрачком, обрамленным квадратным глазом, и с красивыми ушными подвесками.
В своих верованиях майя склонялись к тому, что бог дождя Чаак существовал в четырех ипостасях. Каждый из Чааков владел одной из четырех сторон света и собственным цветом небес. Поэтому по жизни крестьянина сопровождали Чаак Шиб Чаак (красный Чаак востока), Сак Шиб Чаак (белый Чаак севера), Эн Шиб Чаак (черный Чаак запада) и Кан Шиб Чаак (желтый Чаак юта).
С богом дождя были связаны зооморфные существа — лягушка и черепаха. Майя считали, что кваканье лягушки и слезы на глазах черепахи предвещают дождь. Верили они и в то, что дождь можно вызвать магическими средствами. При сжигании сырого каучука или специального порошка валил густой черный дым, который напоминал темные дождевые тучи и тем самым якобы способствовал выпадению осадков. В горных районах Чьяпаса и Гватемалы считали, что бог дождя и его слуги, молния и гром, живут в горных пещерах.
Религиозный культ майя, по мнению исследователей-американистов, отличался невероятной разветвленностью, а майяские ритуалы были необычайно пышными. Их исполнение поручалось жрецам, которые в совершенстве владели сложными элементами культовых обрядов. Жрецы принадлежали к верхушке майяского общества. Как считают многие ученые, отправлением религиозных обрядов в каждом из городов-государств руководил первосвященник. Немецкий майянист Диссельгоф называет его князем змей. Последнему, помимо проведения ритуальных церемоний, вменялось в обязанность наблюдение за воспитанием детей высшей знати и «чтение лекций» подчиненным жрецам. Кроме религиозных знаний, он преподавал жрецам основы иероглифического письма, астрономию и астрологию.
На завершающем этапе развития майяской цивилизации основным обрядом религиозного культа, так же как и в Мексике, являлись человеческие жертвоприношения. Поскольку исполнение этого ритуала во многом аналогично ацтекскому, то во избежание явного повтора рассказ о нем пойдет в следующей главе. Добавим только, что о ритуале жертвоприношений многократно повествуют первые хронисты, а реальными свидетельствами его выполнения служат настенные росписи в зданиях и женские скелеты, найденные в сеноте (карстовом колодце) последнего оплота майяской цивилизации города-государства Чичен-Ицы.
При создании скульптурных памятников, масок, архитектурных элементов и деталей очень часто майя обращались к геометрическим знакам, иероглифам. Иногда эти элементы причудливо сочетались между собой. Одной из наиболее частых форм изображения была маска, которая представляла своеобразный симбиоз человека и животного. Изготавливались такие маски из камня и штука и были необходимой атрибутикой в орнаментации храмов. Как правило, маски разметались в тех местах, где были наиболее заметны, — на гребнях, фризах, углах фасадов, на фронтонах входных арок.
В случае если скульптор изображал на монументе один персонаж, то в произведении явно чувствовалась идеализация черт его лица. Необходимым атрибутом подобной скульптуры была пышная одежда, множество украшений. Если же в изображаемой сцене присутствовало несколько лиц, то правитель всегда располагался выше других. С этой целью ваятель очень часто изображал господина восседавшим на ком-либо из подданных или пленников.
Стилевое многообразие скульптурного искусства майя объяснялось спецификой географических, исторических и политических факторов. Важную роль играло территориальное разделение на автономные государства. В этих стилях, в зависимости от региональных традиций, преобладало статичное или динамичное, символическое или реалистическое, божественное или человеческое начало.
На древнейших памятниках майя (стела 29 в Тикале, так называемая Лейденская табличка и стела 9 в Вашактуне), датирующихся концом III — первой половиной IVвека н. э., человеческая фигура изображается еще очень неумело. Части тела непропорциональны, лишены какой-либо динамики. Голова обычно повернута в профиль, точно так же как руки и ноги, а торс изображен в фас. Подобное построение фигур применялось при изготовлении скульптур в Древнем Египте.
Около середины IV века в этих же городах (Тикале и Вашактуне) стали появляться рельефы с фигурами, лица которых уже были даны в фас. Более совершенными становятся пропорции изображаемых частей тела, реалистичнее передается его динамика. Следующий этап, который занимает более столетия (620-730), для скульптуры майя стал периодом дальнейшего развития. Значительно усложняется композиция изображения, намечается тяготение к круглой скульптуре.
Третий период, хронологические рамки которого исследователи обозначают со второй половины VIII века по IX век, является вершиной в развитии скульптуры майя. В это время окончательно формируются различные художественные направления в скульптуре городов Пьедрас Неграс, Йашчилана, Паленке, Копана и Киригуа. На стенах дворцов, стелах появляются многофигурные композиции. Рельефы на них свободно комбинируются с горельефами. Особенно наглядно эти черты проявляются в творчестве скульпторов Пьедрас Неграс и Паленке. Идеальным образцом многофигурной композиции может служить стела 12 из Пьедрас Неграс, воздвигнутая в 795 году. В верхней части ее изображен сидящий на троне правитель. Левая рука его положена на колено, в правой он держит копье. Вся фигура наклонена вперед. Эта поза убедительно подтверждает, что правитель внимательно рассматривает происходящее внизу действие. Скульптор прекрасно передал движение тела, умело используя для этого султан головного убора, который заполняет остающееся за головой правителя пространство. Ниже, по краям стелы, помещены фигуры двух представителей знати. Они показаны в профиль, лицами друг к другу. между ними изображен третий персонаж композиции, возможно писец. Его лицо обращено вверх, а ноги поджаты. Он внимательно слушает своего господина. В самом низу стелы помещены изображения восьми скорченных пленников. Их руки загнуты за спину и перевязаны веревками. Другая толстая веревка опоясывает их туловища. Головы пленников подняты. На их лицах — выражение ужаса, который вызван ожиданием решения своей участи, Археологи предполагают, что эта стела была воздвигнута в честь победы горожан Пьедрас Неграс над войсками другого города. Вся композиция рельефа строго уравновешена и гармонична. С большим мастерством скульптор сумел расположить на имевшемся в его распоряжении пространстве все фигуры. Он виртуозно решил задачу по изображению перспективы зала, в котором правитель принимает пленных. Мастер расчленил рельеф на несколько фрагментов. Это дало возможность динамично передать торжество победителя и состояние покорно ждущих своей участи побежденных.
Одним из лучших памятников древнеамериканской скульптуры, обнаруженных на стене одного из зданий современными археологами в том же Пьедрас Неграс, считается так называемый большой барельеф 3. Удалось установить, что он был выполнен скульпторами города примерно в 761 году. Для этого памятника характерно сочетание плоского рельефа с горельефом. Некоторые детали элементов барельефа сходны со скульптурой. Это наглядно подчеркивает используемый ваятелем прием, когда руки и ноги персонажей полностью отделены от фона.
Композиция изображает сидящего на троне правителя. Спинку трона, который поражает роскошью и величественностью форм, украшает маска божества. Поза правителя демонстрирует могущество данной ему власти. Левой рукой он опирается на край трона. В поднятой правой — церемониальный жезл. С правой и левой стороны от трона помещены фигуры придворных. Внизу, у подножия трона, изображены фигуры семи сидящих на поджатых ногах людей. По всей видимости, это члены совета, существовавшего при правителе. Судя по направлению склоненной головы правителя, он обращается к ним с речью. По мнению ученых, скульптор, очевидно, старался запечатлеть на барельефе рабочий момент собрания, на которое властелин или вождь пригласил избранных и самых именитых сограждан для обсуждения насущных вопросов. Всю композицию, которая помещена в нише стены, по краю обрамляет надпись, высеченная в виде прямоугольной рамки.
На примере рассмотренных выше произведений можно установить, что для скульптурной школы Пьедрас Неграс характерна мягкость очертаний, умелое комбинирование низкого и высокого рельефов. Они отличаются гармонией и уравновешенностью композиций. В изображении движений людей мастера добивались динамики и пластичности.
По мнению целого ряда авторитетных исследователей и специалистов в области ваяния и зодчества, традиции школы Пьедрас Неграс наиболее близки к реалистическому искусству.
Весьма сходной по своей направленности была манера исполнения скульптурных произведений у мастеров из крупнейшего городского центра древней цивилизации майя Паленке. Им также была свойственна мягкость очертаний изображаемых на барельефах фигур.
Художники Паленке обрабатывали известняк плоским неглубоким рельефом. Любимым материалом для скульпторов этого города, обладавших утонченным вкусом, был штук. Они виртуозно использовали пластические возможности и добились, особенно в портрете, создания блестящих, отличающихся безупречностью пропорций и гармонией композиций. Однако стиль паленкских ваятелей был очень своеобразным. Они полностью отказались от сочетания низкого и высокого рельефа, совершенно не воспринимали круглый объем.
Скульптура Паленке всегда являлась неотъемлемой частью архитектурных сооружений. Каменные барельефы — это своеобразные панели, полосы, плиты, которые непосредственно вмонтированы в конструкции, главным образом во внутреннюю часть. Украшая снаружи основания платформ, колонны, фризы, гребни культовых храмов и резиденций знати маленькими плитами, ваятели очень тонко прочерчивали на них легкими линиями образы божеств и надписи, состоящие из иероглифов. По мнению исследователей, они наносились скорее всего острейшими резцами, изготовленными из обсидиана или кремня, а позднее, возможно, из меди. Большое внимание скульпторы уделяли деталям одежды изображаемых персонажей. Тело вообще первоначально моделировалось обнаженным, и лишь затем, в процессе работы над скульптурой, на него накладывались соответствующее одеяние и всевозможные украшения. Они окрашивались в различные цвета. По частично сохранившимся краскам археологам удалось выяснить, что красным цветом покрывались тело и лицо, черным — волосы, а для украшений и атрибутики использовалась голубая краска.
Изображенные на скульптурных барельефах правители, как правило, были одеты в плащи из перьев или нефритовых пластинок, а также в юбки с едва заметным ромбовидным узором. Убранство персонажей рангом ниже — придворной знати, государственных сановников, жрецов — обычно состояло из простой набедренной повязки и элегантного головного убора в виде пышного плюмажа (украшения из перьев) или короны из цветов и украшений — ожерелий, ушных подвесков и браслетов.
Человеческое тело в паленской скульптуре изображалось в различных положениях. Персонаж мог быть запечатлен ваятелем в полный рост, сидя, на коленях или на корточках. Профильное изображение применялось только в том случае, если лицо или тело персонажа нужно было показать целиком. Это придавало наибольшую естественность персонажам, а также сценам, в которых они участвовали.
Исследователям удалось установить, что при изображении черт лица скульпторы всегда стремились к передаче портретного сходства. Однако очень часто замечается и следование определенным канонам, например намеренная деформация формы головы или превращение складки от нахмуренных бровей в искусственную линию носовой дуги, которая имеет продолжение на части лба. Тем не менее фигуры людей у скульпторов Паленке всегда изящны, отличаются безупречной пропорциональностью. А положение рук, ног, позы изображаемых фигур, будь то наклон головы или жест, исполнены необыкновенной легкости и создают тем самым ощущение естественности.
Композиционная тематика паленской скульптуры более склонна к групповым изображениям. Хотя оставленные на колоннах лики отдельных персонажей, головы внутри медальонов свидетельствуют о том, что и личностное начало не было чуждо скульптурному искусству этих представителей майяской культуры.
Многие сцены запечатлели моменты восхождения повелителей на трон, ритуальные танцы, человеческие жертвоприношения, культовые обряды. В других барельефах передано чувство необычайного благоговения перед мощью и владычеством реального персонажа или религиозного божества.
Немалая часть композиций посвящена символическим представлениям, касающимся смерти и возрождения. Надписи иероглифического порядка несут информацию календарного и исторического содержания.
Большинство современных ученых-майянистов в результате кропотливой исследовательской и аналитической работы пришло к единому мнению о том, что скульптурные изображения отдельных голов из штука, обнаруженные на гребнях храмов, многочисленных фризах дворцов и культовых зданий, с поразительным реализмом передают черты тех людей, которые господствовали в политической и религиозной жизни Паленке времен наивысшего расцвета древней цивилизации майя.
Несомненно, что традиции школы Паленке оказали большое влияние на скульпторов соседних городов. Однако многие из них, обращаясь к искусству скульптуры, привносили в нее свои черты. Так, например, совершенно в другом направлении развивалось искусство ваяния на юго-востоке мексиканского побережья, в крупнейших городах майя Копане и Киригуа. Обе творческие школы ваяния стремились к созданию объемной скульптуры. Особенно заметно это в памятниках Копана. Для них характерны сравнительно невысокие грузные стелы. На передней стороне, как правило, размещено горельефное изображение правителя. Торжественности и значительности запечатляемого момента скульптор достигает подчеркнутой статичностью и застылостью позы. Однако при этом ваятель устремляет свое внимание на передачу мимики лица и пышной одежды персонажа. Он не обращает внимания на то, что изображаемая фигура слишком короткая и это значительно утяжеляет общую композицию. Однако, по мнению специалистов, именно чрезмерное внимание к деталям, излишняя насыщенность стел замысловатыми декоративными элементами во многом затрудняют восприятие копанской скульптуры.
Некоторые исследователи даже сравнивают лучшие скульптурные произведения копанских мастеров с работами скульпторов Древнего Востока. Например, статуя молодого божества (по всей видимости, бога кукурузы), обнаруженная при раскопках храма 22, поражает простотой решения композиции и необычайной эмоциональной силой воздействия.
Во многом противоположной паленкской была скульптурная школа города Йашчилана, который располагался возле реки Усумансинты. В скульптурах мастеров этого города можно обнаружить множество элементов батального характера. Исследователи объясняют этот факт тем, что в силу своего географического положения Йашчилан значительно чаще подвергался нашествиям чужеземцев. Изображенные на рельефах сцены войны выполнены йашчиланскими мастерами в реалистичной и динамичной манере. Запечатленные на рельефах персонажи оживленно разговаривают с равными себе или отдают распоряжения подчиненным. Судя по выражениям лиц, жестам изображенных, можно определить, к какому рангу принадлежал тот или иной персонаж. Тематика скульптур не замыкалась на одних только военных сценах. Часть барельефов посвящена различным ритуальным сценам, божествам, изображению всевозможных церемоний. Скульпторы Йашчилана в совершенстве владели мастерством рисунка. Они наносили его на поверхность четкими, энергично прочерченными линиями, добивались естественности в передаче пропорций тела. По многим из дошедших до нас памятников, обнаруженных в Йашчилане, можно судить об умелом и удачном решении композиции того или иного скульптурного произведения.
Однако основные скульптурные монументы, целиком относящиеся к позднему классическому периоду, все же не нарушили основных характеристик стиля, присущих майяской скульптуре VI-VII веков в целом. Самое значительное изменение, по мнению исследователей, заключается в переходе от барельефа к горельефу.
На стелах более позднего периода копанские персонажи выглядят как бы прислоненными к каменному блоку. Поэтому зритель имеет возможность наблюдать их как в профиль, так и анфас. Весьма очевидны попытки скульпторов изобразить ноги в наклонном положении. Главный персонаж, правитель, держит атрибут своей власти в виде вертикальной ритуальной полосы, символизирующей небо и завершающейся на обоих концах змеиной головой. Такое изображение характерно для раннего этапа. В более поздний период атрибутика, изображенная в руках правителя, приняла горизонтальное положение. Для этого времени характерно создание многочисленных зооморфных алтарей, то есть появление на их поверхности изображений змей, хищников семейства кошачьих, черепах, голов мифических животных.
В Киригуа, городе, который, как считают ученые, был весьма зависим от Копана ввиду своего близкого расположения к нему и являлся, судя по всему, его городом-спутником, развивался стиль, очень близкий к копанскому. Это особенно заметно в тематическом и композиционном решили. Однако для технического исполнения своих стел киригуанцы избрали несколько иной путь. В Киригуа не было попыток получить круглый объем. (Исключение составляют, пожалуй, только алтари.) Отелы, возведенные в этом городе, имеют совершенно иное соотношение ширины и высоты. Они являются наиболее высокими из всех стел, возведенных в период расцвета скульптурного искусства майя. Так, например, стела D, высеченная из одного монолитного куска базальта, весящего около 65 т, достигает почти 11-метровой высоты. Иной стала и ее форма. Если в Копане стела почти приближалась по своему виду к круглому столбу, то в Киригуа она приобрела форму ярко выраженного четырехгранника.
Так же как и в копанской скульптуре, фигура правителя на стелах Киригуа неразличима из-за огромного количества украшений. Однако качество исполнения резьбы во многом уступает копанским стелам.
Ваятели Копана и Киригуа создавали причудливые скульптуры, которые они помещали на открытом воздухе перед стелами. При раскопках в нескольких метрах от стел были обнаружены фигуры, изображающие каких-то мифологических чудовищ. Многие археологи считают, что они олицетворяли землю. Однако назначение этих памятников древней цивилизации до сих пор еще полностью не выяснено. Существует гипотеза, что они являлись какой-то особей разновидностью алтарей, которые воздвигались в исключительных случаях или по особому поводу. В литературе, посвященной исследованию древней цивилизации майя, довольно часто можно встретить словосочетание «стиль Пуук» или «культура Пуук». Это не случайно. Район, носящий это название, занимает западную половину штата Юкатан и северную половину штата Кампече. Он включает в себя многочисленные городские центры. Наибольший интерес для археологов, историков, этнографов, других ученых представляют такие города, как Эцна, Ушмаль, Кабах, Сайиль, Лабна, Шлабпак, Чичен-Ица. Традиционным в скульптурном искусстве Пуука было создание стел. На этих памятниках, относящихся к позднему классическому периоду (середина VIII — конец IX века), изображались знатные, богато одетые персонажи. К сожалению, многие из найденных предметов плохо сохранились, поэтому нельзя составить полное представление о том, как они выглядели раньше.
Важно отметить, что для стиля Пуук наиболее характерна архитектурная скульптура. Ваятели, проживавшие в городах этого района, покрывали резьбой колонны, опорные столбы, косяки и притолоки. В основном это были барельефы, тематику которых составляли композиции, прославлявшие правителей. Особенных успехов добились мастера пуукской скульптуры в орнаментации фризов фасадов дворцов, храмов, ритуальных зданий. Под их искусными руками поверхность фриза превращалась в богатейший каменный орнамент, который представлял собой удивительный контраст с гладкими стенами. По мнению известного мексиканского археолога-майяниста Альберто Руса, такую работу можно было выполнить только с помощью многочисленных каменщиков. В своем фундаментальном труде «Народ майя» ученый писал: «Это была коллективная творческая работа, выполняемая для всей общины... ее целью было не прославление отдельных лиц из правящего класса, а восславление бога дождя Чаака, особенно почитаемого в этих безводных местах». Подтверждение этому можно найти при рассмотрении фасада одного из зданий города Кабаха. Изображение бога дождя в виде маски, многократно повторенной с минимальными вариациями, достигает здесь своего апогея. Стены фасада целиком покрыты сотнями образов божества, начиная от цоколя и кончая карнизом. Орнаментацию эффектно дополняют геометрические мотивы: решетка, простой или ступенчатый меандр (орнамент в виде ломаной или кривой линии с завитками), барабанчики, гладкие или с перевязями колонки, ломаные и зубчатые полосы, образующие ромбы и змееобразные волнистые линии. Все эти многочисленные элементы гармонично сочетаются и служат фоном, на котором эффектно выделяется изображение бога дождя.
Скульптурное искусство Пуука, являясь в первую очередь составной частью архитектуры, имело абстрактное содержание и геометрическую форму выражения. Оно, несомненно, несло на себе черты религиозности, где человеческая личность уступала место божеству.
Начиная примерно с 1200 года в культуре майя наступает так называемый период мексиканского влияния. В первую очередь это было обусловлено тем, что в конце XI - начале XII века на территорию майя пришли иноземцы. Культура, которую принесли завоеватели, принадлежала тольтекам. Ее слияние с майяской культурой привело к созданию майяско-тольтекского стиля. Он просуществовал вплоть до прихода на земли майя в XVI веке испанцев. Наиболее ярко этот стиль в постклассический период (период мексиканского влияния) проявился в скульптуре трех городских центров северной части Юкатана — Чичен-Ицы, Майяпана и Тулума.
Исследовавшие этот период древнейшей цивилизации Американского континента ученые далеки от мысли о том, что в скульптурном искусстве все майяские черты были утрачены. Процесс протекал значительно сложнее. В принципе происходило не замещение одних стилей и приемов другими, а их слияние. Вполне естественно, что завоеватели проводили свою политику, насаждали близкие их духу и верованиям образы и мышление, которые носили в основном религиозный характер. Это не могло не сказаться на тематике скульптурных произведений, которые появились в Чичен-Ице в этот период. Однако, несмотря на это, более совершенная техника, утонченный вкус, которыми обладали майяские ваятели, значительно превосходили достижения скульпторов Толлана (Тулы), столицы тольтеков. Например, одно и то же изображение (ягуар, орел или воин) в скульптурах Чичен-Ицы специалисты оценивают на несколько порядков выше, чем те же самые памятники, созданные мастерами Толлана. Особенно это заметно в некоторых скульптурах воинов, изваянных в Чичен-Ице на косяках храма Ягуаров в комплексе для игры в мяч.
Их лица высечены с таким мастерством, которое было явно не по плечу скульпторам из тольтекской столицы. В период мексиканского влияния одной из характернейших черт майяско-тольтекского стиля, отличавшего его от стилей центральной зоны, было обращение к групповым композициям.
Сильное влияние оказала тольтекская культура на мотивы орнамента, другие элементы и детали, которые стали применять при создании скульптурных произведений ваятели майя. В это время на основаниях и платформах зданий стали появляться изображения пернатых змей. Колонны высекались скульпторами в виде гремучей змеи, голова которой находилась на земле. Такая архитектурная деталь, как притолока, изображала вертикально поднятое тело змеи, а погремушка ее хвоста служила для поддержания всего элемента. В архитектурные конструкции стали вводиться фигуры «атлантов», которые поддерживали алтари, перекрытия в храмах и зданиях ритуального назначения. Очень часто в скульптуре присутствует мотив «человек — птица — змея».
По мнению исследователя Альберто Руса, в своей основе майяско-тольтекское искусство Чичен-Ицы во многом обновилось. Скульптурные произведения обогатились мотивами, разнообразилось композиционное решение. Однако скульптура этого периода чрезмерно перегружена религиозной тематикой и поэтому, как считает ученый, «она отражала чуждое влияние, насильственно привитое на ствол майяской культуры». «И тем не менее, — подчеркивает А. Рус, — это искусство несет на себе неизгладимый след художественного гения майя».
Во второй половине постклассического периода (XIII-XIV века) большое архитектурное строительство велось в Майяпане, городе, который также находился на севере полуострова Юкатан. Окруженный стеной протяженностью более 8 км Майяпан был настоящим городом. Его архитектурные конструкции почти полностью копировали Чичен-Ицу.
По описанию испанского епископа Ланды, в городе располагалось около 4000 построек. Из ник почти половину составляли хижины простых горожан, а остальные строения являлись каменными домами знати и зданиями, предназначенными для культовых и ритуальных целей.
О явно подражательном стиле, который наблюдается в Майяпане, свидетельствует главный храм. Ныне он имеет такое же название, как и его предшественник в Чичен-Ице, — Кастильо. Пирамида состоит из нескольких ярусов. С каждой стороны к храму ведут лестницы. Несмотря на то что храм разрушен, его планировка все же четко просматривается, и археологи считают, что она в точности совпадает с планом постройки храма Эль-Кастильо в Чичен-Ице.
В ходе внимательного изучения остатков древнего города ученым удалось установить, что качество строительства было очень низким. Это происходило в силу того, что применялись плохие материалы, несовершенная техника обтесывания камня.
Скульптура Майяпана представлена в основном архитектурной орнаментацией. Это также полная имитация стиля, который процветал в городе Чичен-Ица. Об этом свидетельствуют некоторые из сохранившихся стел, колонны дворца, высеченные в форме змеи. Среди обнаруженных полуразрушенных скульптур встречаются элементы, выполненные в стиле майя. Однако даже по ним удалось установить, что скульптурное искусство Майяпана носило религиозно-символический характер. Подобно архитектуре, оно запечатлело следы эпохи упадка, то есть того периода, когда мастера пытались копировать тольтекское искусство, в то время как еще сохранялась майяская классическая основа.
Город Тулум, находящийся на восточном побережье полуострова Юкатан, — современник Майяпана. Он также обнесен стеной, но протяженность ее значительно меньше. Архитектурный и скульптурный стили не избежали майяско-тольтекского влияния. Так, например, обнаруженная при современных раскопках стела 1 по своей композиции связана с классической скульптурой майя. В этом скульптурном произведении запечатлен богато одетый персонаж. Его тело изображено фронтально, а лицо — в профиль. Длинная юбка очень похожа на те, в которые рядили изображаемых жрецов ваятели Паленке, а ритуальная полоса из гибкого материала, висящая на груди, — точная копия этой детали, присутствующей на самых древних стелах Копана.
Характерной чертой скульптурного искусства тулумских мастеров, по определению ученых, является то, что они широко использовали штук и очень часто включали его в архитектурные конструкции. Так же как в Майяпане, тулумская скульптура имела достаточно ярко выраженный религиозно-символический характер. Работы тулумских мастеров не лишены своеобразия, изящества, однако техника выполнения скульптур у них значительно ниже, чем у скульпторов майя классического периода.
В середине XX столетия в глуши юкатанских лесов были случайно обнаружены руины еше одного древнего города. Американисты дали ему название Цибильчальтун. Буквальный перевод означает «там, где есть надписи на плоских камнях». Вновь открытый город ошеломил исследователей. В первых сообщениях, которые были опубликованы Географическим обществом США, указывалось, что занимаемая им площадь превышала 30 км2, а по возрасту он превосходил все известные к этому времени майяские города. Ученые предположили, что Цибильчальтун просуществовал три с половиной тысячи лет. Исходя из этого, они сделали вывод, что возник он, вероятно, еще в домайяские времена. Однако самое удивительное заключалось в том, что жизнь в городе не прекращалась и после испанского вторжения, о чем свидетельствовали обнаруженные на месте раскопок развалины маленькой христианской церкви.
После того как археологические работы были завершены, ученым удалось установить, что Цибильчальтун по своему внешнему облику почти ничем не отличался от остальных майяских городов. Однако исследователей поразили масштабы обнаруженных объектов. Через весь город протянулась дорога длиной 3 км, выложенная белым камнем. Один из археологов подсчитал, что на ее строительство потребовалось 350 000 т камня. Дрога заканчивалась высокой пирамидой. Вдоль нее стояли храмы и дворцы, а в центре — внушительных размеров здание. Предположительно оно являлось резиденцией местного халач-виника (правителя). В одном из храмов удалось обнаружить семь глиняных фигур. Они стояли в особом углублении, проделанном в полу храма. Две статуэтки изображали
горбунов, а третья — карлика. У четырех был изуродован живот. По мнению исследователей, эти фигуры должны были отгонять болезни и недуги. В храме имелись настоящие окна с рамами из дерева сабинче. Для майяской культуры это весьма редкое явление. Когда один из участников экспедиции попытался вырезать для исследования кусочек дерева, то ему пришлось прибегнуть к пилке для резания металла. Образец подвергли проверке на содержание радиоактивного углерода С14. Первая проба показала, что дерево «умерло» в 458 году. Согласно второй версии, почти на 60 лет позже. Этот анализ подтвердил древность города. По мнению ученых, он существовал на севере Юкатана еще в то время, когда майя проживали далеко на юге. В Цибильчальтуне был обнаружен также сенот (карстовый колодец) , подобный тому, который нашли ранее при раскопках в Чичен-Ице. Сенот был обследован водолазами. На глубине 50 м они обнаружили кости множества человеческих жертв, переломанные пополам флейты, на которых жертвы играли перед смертью. Это было еще одним подтверждением того, что город имеет несомненную принадлежность к майяской культуре.
Высокой степени совершенства достигли майя в мелкой пластике. На раннем и среднем этапах доклассического периода (1500-300 годы до н. э.) они изготавливали фигурки из глины. Манера исполнения была весьма грубой и примитивной. Предназначение этих изделий, очевидно, было связано с первичной фазой развития религиозных верований. Объяснение явлений природы в этот период времени носило у майя магический характер. Большинство фигурок изображали женщину, так как майя, занимающиеся земледелием, связывали плодородие земли непосредственно с плодовитостью женщины.
В дальнейшем в сознании майя происходит эволюция в связи с процессом социальных изменений в жизни общества и формированием религиозных верований. Это нашло отражение и в совершенно обычных на вид глиняных фигурках. При изображении сил природы их создатель уже стремится передать условный образ божества, добавляет к нему какой-нибудь атрибут символики. Так, например, маска Тлалока как нагрудное украшение или элемент орнаментации одежды имеет очевидную связь с богом дождя. Большие глаза одних фигурок позволяют узнать в них солнечного бога. Другие, изображающие череп, — бога смерти.
Многие статуэтки позднего классического периода изображают людей различных социальных уровней. Физические черты каждого персонажа сугубо индивидуальны. Именно это делает мелкую пластику майя правдивой и жизненной. Изображенные мужчины — это обычно высокопоставленные лица, запечатленные стоящими или восседающими на своих тронах. Археологами обнаружено множество статуэток из терракоты, нефрита, других полудрагоценных камней. Эти фигурки изображают жрецов, воинов, ряженых танцоров, игроков в мяч. Среди них встречаются и женские персонажи — это и матроны-жрицы, запечатленные в зрелом возрасте, и совсем юные девушки с глубокими вырезами на одежде, ткачихи со своими станками.
Почти все произведения мелкой пластики были найдены археологами в захоронениях. Самая большая коллекция обнаружена на острове Хайна. Немало статуэток и фигурок обнаружено при раскопках церемониальных центров таких городов, как Копан, Паленке, Хонута, Каминальгую, Ла-Виктория. Кроме фигурок и статуэток, найдено множество украшений. Это диадемы из дисков, маленькие трубочки для разделения волос на локоны, ушные украшения из нескольких элементов, украшения для носа, для губ. Майяская знать была весьма неравнодушна к ожерельям, браслетам, кольцам. Мотивировка при изготовлении таких предметов имела множество вариаций. Они могли изображать геометрические фигуры или цветы, животных: змею, ягуара, черепаху, птицу и даже человеческую фигуру. На гравированных пластинах, употреблявшихся как нагрудные украшения, воспроизводились сцены с несколькими персонажами, которые были запечатлены в момент разговора или совершения жертвоприношения.
При раскопках древних городов майя были обнаружены также металлические предметы. Они найдены на Гватемальском нагорье (Тахамулько и Небах) и в долине реки Мотагуа (около города Киригуа) вместе с керамикой, называемой свинцовой. Эти изделия характерны для эпохи тольтекского вторжения в конце X века.
Однако самое большое количество металлических предметов, найденных на территории майя, было извлечено из священного колодца в Чичен-Ице. В их число входили гладкие или обработанные золотые диски, свернутые пластинки, образующие трубки, которые могли покрывать ручки вееров и скипетров, подвески, кольца, кубки, маски, фигурки людей и животных. Ученые установили, что предметы, найденные в карстовом колодце, изготовлены методом литья и все они иноземного происхождения. То, что они оказались в Чичен-Ице, объясняется развитием торговли. Однако чеканные золотые диски, на которых представлены сцены сражений и человеческих жертвоприношений с участвующими в них майя и тольтеками (последние всегда изображены как победители или как приносящие жертву), были, по мнению археологов, все же изготовлены в самой Чичен-Ице. Существует даже версия, что эти предметы под руководством тольтеков изготовили ремесленники майя. Материалом служил металл из привозных вещей, которые расплющили и отчеканили в Чичен-Ице. Иероглифы, другие элементы письменности, которыми майя обычно сопровождали свои рисунки, на этих пластинах отсутствуют.
Это еще раз подтверждает силу влияния тольтеков на культуру майя, которая в конце X века уже многое утратила из своего былого наследия. Золотые диски, по всей видимости, использовались только как украшения.
Древнейшая цивилизация майя имела и прекрасных мастеров настенной живописи. К великому сожалению, лишь немногие из росписей устояли перед непогодой и неумолимым ходом времени. Однако часть настенных росписей, обнаруженных во время раскопок храмов, ритуальных зданий и дворцов, все же удалось восстановить.
Тематика росписей изобиловала историческими, религиозными и орнаментальными мотивами. До настоящего времени исследователям не удалось точно определить, какую из двух наиболее распространенных техник применяли майя для настенной живописи: роспись по слою еще влажной штукатурки или рисунок темперой по уже сухой поверхности. Тщательный анализ позволил сделать предположение, что майяские мастера в самом начале работы какой-либо светлой краской (в городе Бонампаке — красной) намечали контуры фигур и основные внутренние линии. Вслед за этим они накладывали различные цвета, причем каждый на определенном участке. Покрытые краской внутренние линии повторно прочерчивались разведенной черной краской. Скорее всего, это делалось для того, чтобы подчеркнуть дополнительные детали. Майяский художник был далек от получения трехмерного эффекта. Он не стремился к различиям в тональности. Одни части тел закрашивались темнее, другие — светлее. Отсутствует и перспектива. Это особенно заметно в тех сценах, которые имели несколько планов. Весь интерес художника был сосредоточен на линии, и в этом плане рисунок действительно выявляет большое мастерство живописца.
Для создания росписей майяские мастера использовали краски растительного и минерального происхождения. Широкой гаммой представлено колористическое решение композиций. В настенных росписях присутствуют красный, розовый, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый цвета. Белый и черный в росписях отсутствуют. Майя умело варьировали концентрацию при смешивании цветов и достигали тем самым богатейшей палитры.
В одной из комнат, именуемой исследователями культуры майя как постройка B-XIII, возведенной в ранний классический перед, вероятнее всего в V веке н. э., был открыт участок стены с росписью. На ней представлена церемония светского характера. В действии участвуют разделенные на два ряда важные лица. По убранству их одежды и расположению в общей комнате можно судить о том, что одни из них имеют более высокий ранг, чем другие. Несмотря на то что помещение, где проходит церемония, показано очень схематично, художнику присущи уверенность рисунка, способность в динамике запечатлеть участников сцены, желание подчеркнуть достоверность изображаемого события. Сопровождающие роспись иероглифы дополняют рисованный рассказ. Эта картина из города Вашактуна в настоящее время является одной из самых древних, обнаруженных в области, где проживали майя.
Сенсацией стало обнаруженное в 1946 году в Бонампаке здание, на внутренних стенах которого (от уровня каменных скамеек до вершины свода) целиком сохранилась роспись. Эта находка в полной мере дает представление о том, каким было живописное искусство майя в классическом периоде.
Ученые считают, что три помещения этого здания, вероятнее всего, были расписаны в конце VIII века. Побывавшие на месте раскопок художники-профессионалы признали состояние росписей удовлетворительным и произвели их копирование.
Подробный анализ этой бесценной находки дал в своей книге «Народы майя» мексиканский археолог Альберто Рус. Он писал: «Картины Бонампака, помимо их бесценного художественного значения, очень важны с исторической точки зрения, так как они изображают какой-то момент, критический для цивилизации майя». Исследователями, продолжает далее Рус, было предложено несколько интерпретаций содержания картин: «1. Встреча между владетелями Бонампака и какого-то соперничающего центра. 2. Набег, осуществленный людьми Бонампака на соседнее поселение для захвата пленников и их ритуального принесения в жертву. 3. Подавление крестьянского восстания».
Ученый — блестящий знаток исторических корней древнейшей цивилизации — первые два варианта впоследствии отверг. Он обосновал это следующими причинами. «Во-первых. Враги, убитые, раненые или пленные не имеют оружия и богатых одежд, то есть это не господа. Во-вторых. Пленников пытают перед тем, как умертвить, а это противоречит всему, что мы знаем об уважительном отношении, оказывавшемся пленникам перед принесением их в жертву. Кроме того, рейд с целью захвата людей, предназначенных для принесения в жертву, не должен был иметь особого значения и вряд ли заслуживал того, чтобы его запечатлели для истории». А. Рус склоняется к третьей гипотезе. Именно она представляется ему наиболее вероятной, поскольку оправдана самим содержанием росписей. «Враги властителей Бонампака легко побеждаемы. Они простые люди, и, прежде чем их убить, их наказывают пытками, вырывая ногти, согласно тому, что можно рассмотреть. По времени росписи были сделаны в конце позднего классического периода, то есть как раз незадолго до того, как неожиданно закатилась цивилизация майя в центральной зоне, прекратилась культурная деятельность и физически исчезло жречество».
В качестве своей аргументации Альберто Рус ссылается на американского археолога Э. Томпсона и некоторых других исследователей, которые считали, что крестьянские мятежи действительно положили конец этой цивилизации. Если исходить из такой версии, то совершенно очевидно, что первые попытки освобождения могли быть неудачны и правящий класс решил увековечить расправу над восставшими низами для устрашения всех недовольных.
Вся роспись — свидетельство высочайшего уровня композиционного решения картин. Мастеру удалось передать величавую торжественность церемонии, изображенной на стенах в первом помещении. Напряженностью, динамикой отличаются фрески, которыми расписаны стены центральной комнаты. На стене, расположенной напротив входа, изображена сама битва. Поверхность другой стены этой комнаты украшает фреска, где запечатлен наиболее важный момент в торжественном празднике, устроенном победителями, — принесение в жертву военнопленных. Вот краткое описание этой сцены. На вершине ступенчатой пирамиды стоит победивший предводитель. Перед ним на коленях — пленник. Судя по его позе, он униженно молит о пощаде, простирая к победителю руки. Драматизм ситуации усиливает фигура еще одного пленника, которые лежит у ног предводителя. По всей видимости, он уже мертв, принесен в жертву. Голова пленника запрокинута, левая рука безжизненно свисает с уступа. Слева от предводителя в торжественно застывших позах — командиры отдельных отрядов и знатные воины. Справа — члены его семьи и придворные сановники. На стенах третьего помещения запечатлен апофеоз — танец, которым, очевидно, и закончилось это торжество. На ступеньках пирамиды в развевающихся от быстрого движения одеждах и головных уборах из разноцветных перьев танцуют наиболее отличившиеся в бою воины. На боковых стенах изображены музыканты и зрители.
Бонампакские фрески обращают на себя внимание тем, что художник пользовался при их создании преимущественно чистым цветом. Однако в отдельных моментах он позволял себе и игру полутонов или постепенный тонкий переход одного тона в другой. Такая манера весьма характерна в общем для всей майяской живописи. Но чистые цвета мастер всегда использовал в сочетании с подчеркнуто графической линией контура. По всей видимости, этим он стремился произвести впечатление определенной, выражаясь современным языком искусства живописи, «плакат-ности», доходчивости. Фигуры, изображенные на фресках, большого размера (они даны почти в натуральную величину). Такой формат применялся не случайно. Художник учитывал при создании фресок тот фактор, что они будут находиться в полутемном помещении. Бонампакский храм, как и большинство других храмов майя, освещался только через дверной проем. Поэтому яркий чистый цвет был единственно возможным средством для достижения поставленной цели — произвести на пришедших в святилище людей максимум впечатления.
Условность изображения, которая была присуща произведениям скульптуры, традиционно перешла и в искусство настенной живописи. Для фресок города Бонампака, а также других центров древней цивилизации майя характерен один общий момент. Лица на них всегда изображались в профиль. Однако так же, как и в большинстве скульптурных памятников, анатомические пропорции тела, динамика движения переданы достаточно выразительно, отличаются глубокой реалистичностью. Без особых изменений стилевые черты, свойственные фресковой живописи, применялись мастерами майя и в области росписей на сосудах и в рисунках, которыми снабжены немногочисленные из дошедших до нас рукописей.
Бонампакские фрески, кроме необычайной художественной ценности, представляют огромный интерес и как исторический документ. Неизвестный автор или группа авторов запечатлели на них картину жизни древнейшего майяского общества. На росписях представлены властители, воины, простые люди, рабы-военнопленные. Глядя на фрески, можно получить достаточно точное представление об одежде, обуви, украшениях, музыкальных инструментах, оружии, религиозных обрядах. Все это воспроизводило характер и уровень майяской культуры на исходе I тысячелетия н.э.
Настенные росписи были обнаружены и в главном культурном центре тольтеков — Теотихуакане. Они весьма разнообразны по сюжету: изображают композиции мифологического или исторического содержания. В качестве декора тольтеки использовали меандр (линии в виде завитков), геометрический орнамент, извивающиеся тела змей, столь свойственные тольтекскому стилю в архитектуре и скульптуре. Однако в отличие от росписей, принадлежащих мастерам майя, работы тольтекских живописцев значительно ниже по уровню исполнения. Персонажи изображены в неподвижных, застывших позах. Перспектива дается элементарным расположением одного плана над другим, что весьма напоминает древнейшую египетскую живопись. В композиционном решении тольтекские живописцы были далеки от гармонии и уравновешенности композиций, столь присущих произведениям художников майя. Весьма ограничена и цветовая гамма тольтеков. В своей палитре они использовали лишь светло-зеленые, желтоватые и бледно-розовые краски.
В многочисленных работах и трудах, посвященных исследованию древнейшей цивилизации майя, четко прослеживается следующая тенденция. К началу Х века закончилась всякая культурная деятельность, то есть строительство церемониальных центров и возведение пирамид, храмов, дворцов, комплексов для игры в мяч и остальных построек. В этот период прекратилось также установление стел и других монументов с календарными отметками, иероглифическими надписями и изображениями важных персонажей. Майяские мастера в это время перестали изготавливать изделия из орнаментированной керамики и предметы из нефрита. Одним словом, архитектура, скульптура, мелкая пластика, которые раньше восславляли правителя и отвечали потребностям правящего класса, пришли в упадок. Причиной этого стал социальный конфликт, в результате которого произошло исчезновение правящей верхушки майя или же, как считают некоторые ученые, власть захватили иноземные правители.
Последний период в истории майя носит название позднего, постклассического, и датируется 1250-1541 годами. Он характеризуется процессом разложения в экономической, политической и культурной сферах. С XIII века социально-экономическая структура майя дала глубокие трещины. В отношениях между прежними государствами все чаще стали возникать пограничные конфликты. Распад жизненного уклада майя ускорили войны. Несомненно, что подобные обстоятельства привели к упадку культуры. Особенно это коснулось архитектуры, скульптуры, живописи. Завершился этот процесс крупным народньм восстанием, которое произошло в 1441 году. Свидетельства о нем имеются в исторических источниках. В последующее десятилетия экономический и культурный упадок усиливается. Дополнительными факторами для снижения уровня жизни послужили также болезни, эпидемии, стихийные бедствия.
В первой половине XVI века, когда с Кубы к мексиканскому побережью приплыли испанские галеоны под командованием Эрнандеса де Кордобы, а затем Хуана де Грихальвы и Эрнана Кортеса, цивилизация майя находилась в агонии.
Более 20 лет (1527-1549) велось завоевание майя. Оно закончилось в районе залива Дульсе. Однако отдельные племена майя продолжали сопротивление еще полтора столетия, и лишь в конце XVII века испанцы смогли взять индейскую столицу Тайясаль на берегах озера Петен-Ица. Завоеватели стали свидетелями коллективного самоубийства. Предпочтя смерть рабству, оставшиеся в живых после осады города индейцы майя бросились в воды озера.
Военные завоевания сопровождались духовным порабощением народа майя. Епископ Юкатана францисканский монах Диего де Ланда, появившийся на полуострове в 1549 году, основал первый майяский монастырь Сан-Антонио. Спустя 10 лет Ланда стал духовным главой провинции. Защищая юкатанских индейцев от чрезмерных жестокостей и произвола испанских колонистов, де Ланда был ярым ненавистником старых верований индейцев и вел с ними непримиримую борьбу. По приказу епископа были разрушены тысячи идолов, алтарей и стел, сожжено более 20 рукописных старинных кодексов, уничтожено множество других ценных предметов культуры майя. Однако, как это ни парадоксально, именно Диего де Ланда оставил сведения о майяской культуре, ее истории и письменности. Спустя несколько лет после возвращения в Испанию епископ написал свои знаменитые хроники под названием «Сообщения о делах в Юкатане». Через два столетия (1864) этот труд был опубликован. На одной из страниц испанский монах привел в качестве примера несколько майяских иероглифов, снабдив их переводом. Уже в XX столетии эта информация Ланды во многом помогла российскому ученому-этнографу Ю. Кнорозову при дешифровке майяской письменности. Ценность хроникального повествования де Ланды заключается еще и в том, что он почти дословно передает рассказы своих основных информаторов, а ими, по всей видимости, были самые образованные представители народа майя.
В условиях конкисты (завоевания), когда огнем и мечом насаждалась новая религия, племенам майя насильственно стремились навязать иное мышление и мировоззрение. Однако представители древнейшей цивилизации продолжали тайно почитать своих богов и сохранили исконные верования и обычаи.
В последнее время немалый вклад в изучение исчезнувшей уникальной цивилизации вносят историки, лингвисты, социологи, этнографы. Ученые приступили к тщательному изучению и прочтению иероглифических надписей и текстов майя, вырезанных на камне, кости, раковинах или нарисованных на керамике и настенных росписях. В этой области огромная заслуга принадлежит российскому исследователю доктору исторических наук Ю. В. Кнорозову. В середине 50-х годов XX столетия он одним из первых предложил свой способ дешифровки майяской письменности. Это позволило ученому успешно прочитать все сохранившиеся рукописи майя, относящиеся к XII-XV векам.
В 1975 году российский ученый опубликовал фундаментальный труд «Иероглифические рукописи майя». Юрий Кнорозов провел гигантскую работу по изучению особенностей языка далекого и малоизвестного нам индейского народа, дал правильную общую оценку майяской письменности именно как иероглифической, разработал новые и оригинальные приемы дешифровки древних письмен. Монументальная работа российского ученого позволила ввести в научный оборот совершенно новый, полновесный исторический источник. Труд Ю. Кнорозова открыл многообещающие перспективы для дальнейших исследований в области майянистики. Прочтение иероглифических текстов на сооружениях и предметах, находимых во время раскопок древних майяских городов, дало ученым новые ценные сведения о древней цивилизации майя.
Ученые-этнографы обратились к изучению традиций древней культуры, которых продолжает придерживаться современное индейское население. Часть его проживает в глухих и труднодоступных уголках Мексики и во многом сохраняет старый уклад жизни. Эти индейцы и поныне говорят на родном языке, верят в языческих богов, пользуются древним земледельческим календарем. Словом, стремятся идти проторенными путями своих далеких предков. Подобные всесторонние исследования дают возможность хотя бы частично пролить свет на многочисленные и, казалось бы, неразрешимые загадки погибшей цивилизации майя.
В одной из своих последних книг — «Народ майя», увидевшей свет в начале 1980-х годов, мексиканский ученый Апьберто Рус писал, что современные майя ведут примерно одинаковый образ жизни. Вод занятий, быт индейцев, проживающих на нагорьях Чьяпаса и Гватемалы, мало чем отличается от образа жизни майя, местом обитания которых являются штат Петен, бассейны рек Усумансинты и Мотагуа, полуостров Юкатан. Это относительное сходство ученый в первую очередь объяснял общностью исторического развития майяских групп. Вполне очевиден тот факт, что традиционные нормы жизни лучше всего сохранились у тех племен, которые живут в отдаленных, труднодоступных районах.
Важным занятием современного населения, особенно в горных районах Чьяпаса и Гватемалы, является гончарное производство. Однако по качеству нынешняя керамика, изготовленная мастерами майя, не идет ни в какое сравнение с изделиями классической эпохи. Почти вся она используется в домашнем обиходе. Очень редко можно встретить изделия, на которые нанесен какой-либо рисунок или орнамент. В последние годы глиняная посуда вытесняется металлической и пластмассовой.
На Гватемальском нагорье население занято изготовлением черепицы для жилых зданий. В лесных районах майя занимаются обработкой дерева. Делают мебель, сундуки для хранения одежды. В некоторых селениях есть умельцы по изготовлению гитар. На полуострове Юкатан и в штате Кампече современные майя славятся ремесленными поделками из панцирей морских черепах и украшениями из золота.
Крестьянское население проживает в деревнях или на хуторах, которые удалены от муниципальных центров на несколько десятков километров. Сам муниципальный центр представляет собой площадь, на которой построена городская управа. Обычно рядом с этим зданием находится церковь, торговые лавки и жилые дома, которые принадлежат ладино — торговым посредникам, обслуживающим майя. Иногда в пределах городского центра можно увидеть дома зажиточных индейцев. Такое селение получило название свободного. Большинство общинников не живет здесь постоянно, а приезжает лишь на какие-либо торжества, религиозные церемонии или ярмарки. Такие селения наиболее характерны для нагорий, но изредка они встречаются и на равнинной местности.
Наиболее современным считается один из районов полуострова Юкатан. Он расположен вокруг города Мериды и вдоль дороги, соединяющей Мериду и Кампече. В этом районе расположены небольшие поселки с прямыми кварталами и улицами. В самом центре обычно находятся административные учреждения, церковь и торговые лавки.
Тип жилища современных майя варьируется в зависимости от географической среды, экономического и социального уровня. Лучшими считаются дома с каменными стенами, черепичными крышами. Они имеют несколько комнат, а самые богатые строятся в два этажа. Такие строения можно встретить в наиболее заселенных районах Гватемальского нагорья.
Хижины индейцев майя мало чем отличаются от древних времен. Они сделаны из тонких стволов деревьев и переплетенных веток. Крыша — из пальмовых листьев, которые спускаются почти до земли. В некоторых районах стены делают из вертикально поставленных досок. Кровли все чаще изготовляют из оцинкованной жести.
Так же как и в древние времена, пол в хижине земляной, плотно утрамбованный. Иногда его покрывают слоем извести. План жилища не изменился. Он прямоугольный или квадратный, за исключением Юкатана, где преобладает овальная форма. У жилища майя отсутствуют окна. Как и во времена древней цивилизации, жилище возводится на невысокой платформе. Оно состоит из одного помещения, в котором живет вся семья (Юкатан), или разделено на две части: одна служит кухней, а другая — спальней. Иногда кухня пристроена к дому. Каждый жилой дом имеет несколько хозяйственных пристроек, в которых индейцы содержат домашнюю птицу, скот. В амбарах хранится собранный урожай. Иногда рядом с домом находится паровая баня (темаскаль). На полуострове Юкатан часто можно встретить пасеки. Обычно при каждом жилище имеется огород.
Как и в доиспанские времена, в домах чрезвычайно мало мебели. В центре комнаты расположен очаг из трех камней, метате — приспособление для помола кукурузного зерна, несколько небольших скамеек, столик и банкетка для приготовления лепешек.
В горных районах майя используют для сна кровать, которая изготовлена из досок. На нее кладут циновку, а укрываются одеялом-сарапе. В районах с жарким климатом кровать заменяет гамак, сделанный из хлопка или куска брезента.
В тех местах, которых коснулась цивилизация, над крышами домов можно увидеть антенну радио или телевизора, а у стены— прислоненный к ней велосипед. Нередким предметом среди домашней утвари является и швейная машинка.
В своей знаменитой книге Альберто Рус пишет и о том, что у майя до сих пор распространены древнеиндейские верования. Самым популярным считается нагуализм. Суть его заключается в том, что, по мнению индейцев, при рождении ребенка на свет появляется какое-либо животное — кошка, собака, лиса, летучая мышь, ястреб и т. д. Вот это животное и будет нагуалем новорожденного, то есть его священным покровителем на протяжении всей жизни. Причем нагуали различных людей как бы соперничают между собой. По мере того как человек поднимается по социальной лестнице, набирает силу и мать нагуаль. Индейцы твердо верят в то, что все сведения о делах общины и их частной жизни касик (вождь) получает от своего нагуаля. Священный покровитель может, по мнению майя, наслать всевозможные беды на тех, кто отклоняется от общинных правил и совершает такие преступления, как воровство, убийство, насилие.
Нагуаль разоблачает также тех, кто имеет привычку злословить, клеветать на своих соседей, родственников или рассказывать о сугубо семейных делах. Если о нарушении этих правил становится известно индейским вождям, то на провинившихся людей нагуали касиков могут накликать всяческие несчастья и болезни. Альберто Рус был твердо убежден в том, что нагуализм у современных майя действует как фактор контроля за поддержанием общественного порядка и уважением традиционных норм жизни. Однако в последнее время квалифицированная медицинская помощь, которая дошла до самых дальних уголков и мест, где обитают майя, значительно уменьшила веру индейцев в то, что болезни вызываются колдовством. Вместе с тем обычаи и церемонии, связанные с основными событиями человеческой жизни, имеют в основном схожие черты во всех местах проживания майя.
Традиции, которые чтут майя, очень устойчивы на протяжении многих веков, а это свидетельствует о том, что по своему характеру индейское общество глубоко консервативно.
Некоторые народы майя рассматривают смерть не как естественное явление, а как кем-то посланное зло. При этом страх перед духом мертвых всеобщ. Индейцы считают, что этот дух особенно опасен в тот момент, когда умирающий испускает последний вздох. Серьезная опасность возникает не только для людей, но и для вещей. Поэтому предметы домашнего обихода выносят из дома на несколько дней.
Майя полуострова Юкатан полагают, что добрые души после смерти вдут в рай, а плохие — в ад, где подвергаются ужасным пыткам. Однако в конце концов все возвращаются на землю и воплощаются в новорожденных детей, в животных, а также в воздушные вихри. Подобные верования говорят о том, что индейская система представлений об окружающем мире не лишена и элементов христианства.
Подводя итог изложенного выше материала о культуре древнейшей мировой цивилизации, нельзя вновь не сослаться на уже неоднократно процитированную нами книгу ученого Альберто Руса Луилье. Этот фундаментальный труд, появившийся в печати под заглавием «Народ майя» (в России переведен в 1986 году), к сожалению, стал последним в жизни автора. Он умер в начале 1980-х годов. Монография является сегодня наиболее полной и всесторонней работой по археологии, истории и этнографии индейцев майя. Ученый, исследователь, человек, несомненно, большого таланта, писал: «Майя — уникальный народ. Его история не имеет никаких параллелей, а его образ мыслей заметно отличается от всех известных форм человеческого мышления». А. Рус оставил богатое научное наследие, и оно продолжает служить людям, помогает им глубже познавать культуру давно исчезнувшей цивилизации, учит отличать ценности подлинные от ценностей мнимых.