Завоевание страны майя — Юкатана
Договор Франсиско Монтехо с королем. — Невзгоды завоевателей в экспедиции 1527 года. — Поражение испанцев в походе 1531—1538 годов. — Третье вторжение испанцев. — Вражда племен. — Массовые избиения и жестокости. — Участь покоренных майя. — Деятельность францисканского монаха и хрониста Диего де Ланды. — Пытки и аутодафе. — «Сообщение о делах в Юкатане»
Прошло несколько лет после завоевания Кортесом Мексики и значительной части Центральной Америки, а племена майя на полуострове Юкатан, с трех сторон окруженном испанскими колониями — Мексикой, Гондурасом и Гватемалой, все еще не были покорены испанцами. Однако вскоре алчные конкистадоры протянули руки и к их землям.
Испанцев повел в поход бывший соратник Грихальвы и Кортеса — Франсиско Монтехо. В свое время Монтехо сколотил состояние в колониях, поэтому с экспедицией Грихальвы он отправился на корабле, снаряженном им на свои средства. Потом Монтехо последовал за Кортесом. Командующий назначил его капитаном корабля, которым отправил королю в Испанию груз золота и сообщение о начале завоевания Мексики.
В Испании Монтехо провел шесть лет, защищая при дворе интересы Кортеса. Однако Монтехо не хотел служить ни Кортесу, ни своему другу губернатору Кубы Веласкесу, которого он по дороге в Испанию уведомил о планах Кортеса. Находясь в Испании, Монтехо заботился главным образом о своей собственной выгоде и добился у короля разрешения на завоевание страны майя, которая, с точки зрения коикистадоров, была еще «бесхозной» территорией.
В 1526 году Монтехо заключил с Карлом V договор, по которому получал право «открыть, завоевать и населить острова Юкатан и Косумель». Хитрый конкистадор притворился, будто не знает, что оба эти острова — один действительный (Косумель), а другой мнимый (Юкатан) — уже давно открыты другими. Карл V пожаловал конкистадору различные титулы и облек его неограниченной властью над этими землями, однако не отпустил на экспедицию никаких средств. Монтехо должен был завоевать Юкатан за свой собственный счет. Он раздобыл средства весьма оригинальным способом — женившись на богатой вдове (по некоторым сведениям, он сбежал от нее со всеми деньгами).
На деньги вдовы Монтехо снарядил три корабля, закупил продовольствие, оружие, около пятидесяти коней и нанял моряков и солдат. В сентябре 1527 года флотилия покинула Испанию и направилась в Санто-Доминго на Эспаньолу.
В сентябре Монтехо совершил третью высадку на остров Косумель, где индейцы не оказали испанцам никакого сопротивления. Затем экспедиция перебралась на северо-восточный берег Юкатана, расположенный напротив Косумеля по ту сторону пролива, и Монтехо торжественно провозгласил эту землю испанским владением.
Однако счастье не улыбнулось честолюбивому конкистадору — в крепости, заложенной им на побережье материка, вспыхнула эпидемия лихорадки и других болезней. Оставив там около сорока больных, Монтехо повел свой отряд на север, обследуя приморскую полосу. Близ мыса Каточе конкистадоры повернули на запад. Индейцы вели себя мирно и позволили изнуренным болезнями испанцам отправиться дальше в глубь страны.
Здесь испанцы без боя вступили в большой город (Чавак-Ха) с каменными домами. Однако ночью индейцы тайно услали женщин и детей и на рассвете напали на испанцев. Те с трудом отбили атаку, потеряв несколько десятков человек. Затем отряд Монтехо двинулся на юг, в глубь страны, грабя попадавшиеся на пути города, а иногда вступая в бои с индейцами майя.
Наконец Монтехо удалось покорить несколько племен. Однако эпидемии, голод и нападения воинственных индейцев заставили его покинуть эту область, завоеванную с таким трудом. Испанцы вернулись к берегу моря, миновав руины древней столицы майя Чичен-Ицы.
В 1528 году Монтехо разведал восточное побережье Юкатана до залива Чектемаль (Четумаль), повсюду сталкиваясь с ожесточенным сопротивлением индейцев. Оставив на побережье гарнизон, Монтехо отплыл в Мексику, где рассчитывал получить помощь от Кортеса. Однако великий завоеватель был уже смещен со своего поста и ничем не мог помочь старому соратнику.
Франсиско Монтехо — завоеватель Юкатана (со старинного рисунка)
Мечта о богатых землях, золоте и рабах развеялась в прах. Монтехо пришлось на время отказаться от своей цели — стать завоевателем Юкатана. Он поселился в Мексике, в области Табаско, пограничной с полуостровом, который ему предстояло завоевать. Спустя год в Мексику был возвращен и оставленный им на полуострове гарнизон.
В 1531 году Монтехо снова приступил к завоеванию Юкатана, хотя сам уже не принимал активного участия в военных действиях. Ими руководили его зять Алонсо
Авила (участник экспедиции Грихальвы и походов Кортеса). Авила выступил из Табаско на восток, проник в центральную часть Юкатана и первым из европейцев пересек весь полуостров, дойдя до залива Чектемальна берегу Карибского моря. Захватчики потерпели здесь поражение и были вынуждены с большими потерями отойти к югу, в Гондурас, уже завоеванный испанцами.
Между тем Франсиско Монтехо поселился на северном берегу Юкатана и отправил оттуда в глубь страны большой отряд под командой своего сына от первого брака, тоже Франсиско Монтехо.
Тому после трудного перехода удалось основать колонию у развалин Чичеи-Ицы — древней столицы и культурного центра северной части Юкатана. Искусно используя вражду племен, конкистадоры сумели полтора года продержаться на северном побережье Юкатана и в районе Чичен-Ицы. Здесь Монтехо-сын построил крепость Сьюдад-Реаль («Королевский город»), а окрестные земли разделил на поместья и роздал конкистадорам.
К каждому поместью было приписано по две-три тысячи индейцев, которые должны были обрабатывать землю. Истощенные земли Чичен-Ицы и так с трудом кормили майя, а уплата громадной дани испанцам означала для индейцев голодную смерть. Жестокое иго колонизаторов, их зверства вызывали ожесточенное сопротивление индейцев. Один знатный туземец пытался убить Монтехо и был казнен. Это вызвало открытое возмущение индейцев. Майя стали беспрестанно нападать на чужестранцев, и хотя конкистадоры яростно оборонялись и убили немало индейцев, тем удалось осадить их крепость. По свидетельству Ланды, у испанцев стали иссякать запасы провианта и они ночью тайно покинули Сьюдад-Реаль. В последний день испанцы бесконечными вылазками утомили индейцев, и те даже не заметили ухода завоевателей. Кроме того, беглецы привязали к языку колокола голодную собаку, положив перед нею кусок хлеба на таком расстоянии, чтобы она не могла его достать. Стараясь схватить хлеб, собака непрерывно звонила в колокол, индейцы же думали, что испанцы бьют тревогу и собираются атаковать их. Лишь спустя некоторое время майя обнаружили, что их обманули, и бросились вдогонку за испанцами. На равнине завязался бой. Как рассказывает хронист Ланда, во время этой стычки он был свидетелем истинного чуда: один индеец схватил коня за заднюю ногу и удерживал его на месте, словно то был не конь, а барашек.
Испанцам все же удалось бежать на север и соединиться там с отрядом Монтехо-отца. Однако, не получив никаких подкреплений, жалкая горстка испанских солдат в середине 1533 года покинула Юкатан и возвратилась в Мексику. Туда же явился и потерпевший поражение в Чектемале Алонсо Авила. Конкистадорам пришлось на время отказаться от своих планов.
После ухода испанцев Юкатан постигла ужасная засуха. Запасы кукурузы за годы войны истощились, и в стране начался голод. Люди питались древесной корой, гибли от истощения и старались человеческими жертвами умилостивить богов. Однако это не помогало. Пять лет подряд поля народа майя опустошала саранча, не оставляя на них ни одного зеленого ростка. На дорогах валялись умирающие от голода люди. К тому же вспыхнула междоусобная война племен. Ослабленный голодом и опустошенный войнами Юкатан вскоре подвергся третьему нашествию конкистадоров.
Вернувшись на Юкатан, испанцы не узнали этой прекрасной страны.
Франсиско Монтехо-отец не пожелал отказаться от своих, с таким трудом добытых прав на страну майя. Используя богатство жены и свои обширные связи, старый конкистадор добился своего назначения на пост губернатора сначала в Гондурас, а затем в Чиапас (область, прилегающую к западной границе Юкатана).
В 1541 году Монтехо снова отправил из Чиапаса своего сына во главе военной экспедиции на Юкатан. По долинам бассейна реки Грихальвы тот вышел к морю, достиг Чампотона и построил там крепость. Затем отряд перебрался на Кампече и оттуда стал с боями продвигаться на север.
В январе 1542 года испанцы основали город Мериду (теперь — столица штата Юкатан), ставшую резиденцией колонизаторов. Из Мериды Монтехо разослал отряды в разные районы полуострова. Некоторые племена сдались без сопротивления, северные же области удалось захватить лишь после жестоких боев. В своем поражении майя усматривали волю богов. К тому же в стране распространилась весть, что испанцы завоевали всю Мексику и сопротивление белым чужеземцам бесполезно. И многие племена добровольно подчинились испанцам.
Храм Солнца в Паленке на Юкатане
Перешел на сторону испанцев вождь области Мани Тутуль-Шиу — один из могущественнейших правителей северной части Юкатана. Тутуль-Шиу предоставил в распоряжение испанцев большую армию. Его племя выступало на стороне конкистадоров в битвах с племенами многих областей Юкатана. 11 июня 1542 года под Меридой состоялось большое сражение. Индейцы не смогли противостоять закованным в латы завоевателям, их коннице и огнестрельному оружию и, потерпев поражение, разбежались. При поддержке войск провинции Мани испанцы занимали одну область за другой, убивая жрецов и знать, пытавшихся организовать сопротивление. Сдался испанцам и принял христианство правитель провинции Сотуты — Коком.
В 1544 году конкистадоры захватили восточную часть Юкатана и учинили там жестокую резню, так что эти густонаселенные края превратились в почти необитаемую пустыню. Захватив в плен касиков и других знатных индейцев, конкистадоры заковали их в цепи и сожгли живьем.
Хронист Диего де Ланда рассказывает, что в одном из селений испанцы вешали индейских женщин на ветвях деревьев, а у ног несчастных жертв — их детей. Конкистадоры отрубали пленникам носы, руки и ноги, отрезали женщинам груди или, привязав к ногам тыквы, бросали несчастные жертвы в кишащие крокодилами лагуны. Перегоняя пленных на другие места, испанцы шпагами закалывали детей, не поспевавших за своими матерями. Если кто-то из пленных, которых вели на шейной цепи, ослабевал и не мог больше идти, ему отрубали голову, чтобы не снимать цепь.
Испанцы впоследствии оправдывали эти зверства тем, что будучи малочисленны, они не смогли бы покорить Юкатан, если бы не вселили в индейцев страх.
В северных и западных областях полуострова, где некоторые касики подчинились конкистадорам, индейцы не подверглись столь массовому истреблению. Но и здесь испанцы жестоко подавляли всякую попытку к сопротивлению.
Покорить народ майя европейцам помогло их оружие — новейшее достижение цивилизации: стальные копья, пушки, мушкеты. Однако исход борьбы мог быть и иным, если бы племенная вражда и междоусобные войны не подорвали могущества государства майя еще до вторжения испанцев. Десятилетиями не прекращались кровавые войны и столкновения. На сторону испанцев перешли многие индейские касики, надеясь таким путем сохранить свои привилегии и использовать испанцев в междоусобной войне. «Слишком много было правителей и слишком много заговоров они устраивали друг против друга», — говорится в одной из старинных хроник.
Индейцев постигли также стихийные бедствия — целые районы опустошил ужасный ураган, который переломал все деревья, так что страна выглядела как бы постриженной гигантскими ножницами; деревья, падая, убили и покалечили множество людей, уничтожили зверей в лесах. По словам хрониста Ланды, — Юкатан нельзя было больше назвать «страной оленей и индюков». Из людей спаслись лишь те, кто жил в убогих хижинах, большие же дома, обрушиваясь во время урагана, вспыхивали от огня очагов и в них заживо сгорали люди. За ураганом последовали долгая, опустошительная засуха, мор и эпидемия лихорадки, нашествие саранчи и голод. Народ майя вымирал целыми племенами, так что, по словам Ланды, было чудом, что в стране этой еще оставались люди.
В 1546 году на Юкатан прибыл вице-король Монтехо и согласно когда-то заключенному договору вступил в свои права, но уже через два года был отозван в Испанию и смещен.
Дальнейшую судьбу покоренных индейцев майя ярко рисует одна из старинных рукописей.
«...когда пришла нищета, когда явилось к нам христианство и истинные христиане, тогда вместе с истинным богом пришли и наши страдания. Начались поборы, началось взыскивание податей в пользу церкви, началась безудержная погоня за деньгами, начались раздоры и стрельба, началось притеснение народа, начались насилия и грабежи, началось вымогательство долгов на основе ложных показаний, начались взаимная вражда, страдания и разбой. Таково было начало подчинения испанцам и церковникам».
С укреплением власти испанцев порабощение индейцев было узаконено. Каждый конкистадор любыми средствами и без каких-либо ограничений мог добывать себе рабов. Индейцам пришлось покинуть свои селения и перебраться в испанские поместья. За малейшее сопротивление туземцы — «эти исчадия сатаны», как их называли угнетатели, — подвергались суровым наказаниям.
С жестоким фанатизмом испанцы искореняли культурные традиции индейцев майя, разрушали их древние храмы, разбивали статуи богов, разоряли алтари, сжигали на кострах книги, написанные индейскими жрецами. По некоторым сведениям, ревностные миссионеры за один только раз уничтожили пять тысяч различных изваяний богов, тринадцать каменных алтарей, двадцать два небольших камня с рельефами, двадцать семь рукописей на оленьей коже и сто девяносто семь сосудов с рисунками. Ретивый инициатор этого сожжения францисканский монах Ланда по этому поводу писал: «Ввиду того, что в этих книгах не было ничего, кроме суеверий и сатанинской лжи, мы все их сожгли...». Погибли целые библиотеки — неоценимые памятники древности.
Францисканский монах хронист Диего де Ланда, так ревностно искоренявший культуру майя, поведал в своей хронике правду о конкистадорах. Он прибыл на Юкатан в 1549 году проповедовать среди индейцев католическую веру. Двенадцать лет спустя он’ был уже главой всех францисканских миссий на Юкатане. Превысив свои полномочия, Ланда в 1561 году организовал в стране майя трибуналы инквизиции (что являлось прерогативой одних лишь епископов) для преследования крещеных индейцев, подозреваемых в отступничестве от католической веры и поклонении древним богам.
Ланда получил известие, что в одной из пещер обнаружены окровавленные идолы, а рядом с ним — убитый олень. Фанатик-монах начал суровое следствие. Трибунал инквизиции вырывал у индейцев признание жестокими пытками. Для начала индейцев безжалостно избивали плетьми — каждый получал по двести ударов, затем несчастных подвешивали за руки, спины их обливали кипящим воском, жгли каленым железом или подвергали пытке водой: в рот вставляли рог, через который вливали кипящую воду. Затем палач ногами становился на живот несчастного и из его рта, носа и ушей выливалась вода пополам с кровью.
Пытки и следствие продолжались чуть ли не девять месяцев. Монахи и воины рыскали по всему Юкатану в поисках языческих реликвий, главным образом древних рукописей. Их надо было во что бы то ни стало уничтожить, ибо они содержали дьявольские, наущения.
В августе 1562 года в одной из древних столиц майя — Мани — Ланда устроил аутодафе: на костре были сожжены отступники христовой веры, не покаявшиеся в своих грехах, а также семьдесят вырытых из могил трупов индейцев, погибших во время пыток или повесившихся в тюрьме. Ланда сжег также найденные им рукописи и другие ценные предметы — статуи богов и сосуды. Погибли книги, которые могли бы раскрыть тайны культуры майя. В своем стремлении искоренить язычество фанатичные монахи похитили у человечества историю целого народа.
У горящих костров монахи подвергали истязаниям еще не приконченных пытками мучеников инквизиции, всячески издеваясь над ними.
Всего было подвергнуто пыткам свыше шести тысяч мужчин и женщин, из них сто пятьдесят вскоре умерли, остальные остались калеками на всю жизнь.
К тому же Диего де Ланда был не единственным, кто пытал и уничтожал индейцев.
Не в силах переносить такие мучения и рабский труд, народ майя неоднократно восставал против ненавистных чужеземцев, с невиданной яростью уничтожая всех попадавших в плен. Хронист рассказывает: «...испанцам была уготована особо жестокая смерть: индейцы испытывали к ним такую огромную ненависть, что не щадили и убивали даже их индейских рабов, убивали даже собак и кошек, а деревья, привезенные из Испании, вырывали с корнями и уничтожали любое имущество испанцев...»
Ланда добавляет, что индейцы имели полное основание защищать свою свободу и доверять своим мужественным вождям, надеясь таким образом освободиться от испанцев. Индейцы сражались очень храбро. Ланда рассказывает о поединке одного испанского арбалетчика с индейским лучником. Индеец ранил испанца в руку; тот, в свою,очередь, тяжелой железной стрелой пронзил своему противнику грудь. Тогда индеец, чувствуя, что рана смертельна, обрезал гибкую лиану и повесился на виду у всех, чтобы никто не смог сказать, что его убил испанец.
У индейцев было много таких мужественных воинов. Но одним лишь мужеством нельзя было одолеть одетых в доспехи завоевателей. Они беспощадно уничтожали индейцев, травили их злыми собаками, специально обученными для охоты на людей (впервые использованными еще Колумбом при захвате Ямайки). Но сами конкистадоры — нищие идальго, бандиты и грабители — в ярости своей превосходили свирепых собак.
Католическая церковь провозгласила этих бандитов проповедниками христианства, в святости своей равными апостолам; всякое сопротивление им объявлялось святотатством, ибо, как было сказано, в папской булле, «всякий, оказавший сопротивление этому, должен считаться нанесшим оскорбление всемогущему богу и святым апостолам Петру и Павлу».
Молодой войн. Скульптура майя (Паленке)
Численность индейцев на Юкатане стала резко сокращаться. Они гибли во время восстаний и от болезней, завезенных европейцами. Особенно много жизней унесли эпидемии оспы и кори. Ланда, правда, утверждает, что индейцы якобы с приходом испанцев не только ничего не потеряли, но многое приобрели.
Разумеется, нельзя отрицать, что испанцы завезли в новые земли много домашних животных и птиц прежде не известных туземцам: лошадей, мулов, ослов, коров, свиней, овец, коз, кур, голубей, кошек. Кроме того, из-за океана было завезено много различных деревьев и растений (апельсины, лимоны, виноградная лоза, фиговое дерево, дыня и другие овощи), а.также сельскохозяйственные орудия.
Сообщая об этом, Ланда лицемерно добавляет: «Бог дал индейцам не только указанные вещи: они получили также без оплаты то, чего нельзя ни купить, ни заработать, а именно, правосудие и христианство, и мир...» Однако ни домашние животные, ни культурные растения, ни христианский бог не принесли туземцам ничего, кроме горя и страданий.
Здесь можно было бы еще добавить, что Испания, а затем и весь мир получили от майя кукурузу, помидоры, какао, ваниль, ананасы и другие не менее ценные сельскохозяйственные культуры.
Пользу от ввезенных в Новый Свет культурных растений возымели за редкими исключениями лишь белые колонисты. А выращиваемые испанскими помещиками стада были для индейцев настоящим бедствием: животвые вытаптывали и уничтожали посевы.
О незаконных действиях Ланда было доложено епископу, и ретивого монаха отозвали в Испанию, где он был, однако, не только оправдан, но даже получил повышение, и в 1573 году вернулся на Юкатан в сане епископа Мериды.
В своей хронике он всячески превозносил деятельность монахов на Юкатане, описывая, как они обучали индейских детей, боролись с идолопоклонством и якобы защищали индейцев от жадных конкистадоров, безжалостно грабивших и эксплуатировавших их. Конкистадоры же, считая монахов своими конкурентами (как это и было в действительности), совершали набеги на монастыри, громили их и обвиняли монахов в подстрекательстве индейцев к восстаниям.
По возвращении в Испанию Диего де Ланда завершил монументальный труд — подробную историю Юкатана, над которой он работал свыше десяти лет. Книга называлась «Сообщение о делах в Юкатане». Использовав собранные у индейцев материалы, Ланда подробно описал жизнь майя, их обычаи, религию и историю, а также дал географическое описание Юкатана, показал ход открытия и покорения испанцами полуострова.
Хроника Ланды «Сообщение о делах в Юкатане» вместе с тремя рукописными кодексами майя и надписями на камнях, — вот те скудные источники, которые знакомят с языком, письменностью и календарем майя. Как это ни парадоксально, но именно этот монах, с такой яростью уничтожавший памятники культуры майя, их рукописй, надписи на скульптурах, гробницах, алтарях, вазах и проч., способствовал сохранению источников письменности майя. В своей хронике он изобразил знаки, которыми пользовались майя при письме. Большой вклад в расшифровку их внес советский ученый Ю. Кнорозов (он же перевел на русский язык и книгу Ланды, написав к ней предисловие и снабдив комментариями).
Однако расшифрованы еще далеко не все письмена. В лесах Юкатана ждут еще своих открывателей многие исчезнувшие с лица земли города, заросшие деревьями руины пирамид и храмов — свидетели истории и культуры майя.