Живое наследие Анд
ПАБЛО МАСЕРА (Перу) — историк, профессор Университета «Сан-Маркос» в Лиме. Специалист по истории экономики и истории искусств. Директор Центра по изучению истории сельского развития в Андах.
Территория трех южноамериканских стран — Эквадора, Перу и Боливии — представляет собой центр древней цивилизации Анд. Другие страны, такие, как Колумбия и Чили, также играли некоторую роль в этой цивилизации, их влияние ощущается даже на самом севере Аргентинской Республики.
На площади почти 3 000 000 квадратных километров, таким образом, миллионы людей живут — часто не сознавая этого — согласно нормам поведения, выработанным тысячи лет назад.
Конкистадоры превратили Куско, древнюю столицу инков, в испанский город. Почти все здания ч центре современного Куско стоят на инкских фундаментах. На снимке слева — портал инкского Храма Луны в Ольянтайтамбо, неподалеку от Куско.
В архитектуре зданий, образующих узкую улочку Куско (снимок вверху), явственно ощущается влияние андалузских традиций.
Фото – Г. Сильвестер. Рафо, Париж.
Говоря о «цивилизации Анд», мы имеем в виду не только знаменитых правителей инков в Куско. Инки были для андской цивилизации тем же, чем римляне для классической культуры Средиземноморья или персы для Месопотамии — скорее концом, нежели началом.
Этот факт подтверждает простая дата. Инки начали свои завоевания в середине XV столетия, и их империи было всего 80 лет, когда ее разрушили испанские завоеватели. Андская же культура стала складываться за тысячи лет до этого. Самые древние обитатели тех районов, которые сегодня входят в состав Перу и Эквадора, жили 20 000 лет назад бок о бок с гигантским ленивцем и саблезубым тигром.
Около второго или третьего тысячелетия до н. э. население начало одомашнивать различные растения (лимские бобы, фасоль, хлопчатник, картофель, кукурузу) и таких животных, как лама, морская свинка, утка. Внедрение гончарного ремесла, тоже восходящее к этому периоду, позволило им более целесообразно использовать огонь и воду.
С начала образования первых аграрных общин в Андах до испанской конкисты в XVI веке прошло приблизительно 3000 или 4000 лет. За это время поднимались и гибли империи и множество в высшей степени сложных и высокоразвитых культур расцветало в различных частях обширного андского региона. Три из них — культура Чавин, Тиауанако и инков (датируемые соответственно тысячелетием до н. э., 800 гг. н. э. и 1400 гг. н. э.) — до сих пор составляют связующее звено между перуанцами, эквадорцами и боливийцами. Можно сказать, что географически Чавин был «эквадорской» культурой, Тиауанако — «боливийской» культурой, а культура инков — «перуанской», хотя это весьма приблизительно, так как Перу, Боливия и Эквадор возникли совсем недавно, всего 150 лет назад.
Много ли из этих древних андских культур исчезло с приходом европейцев? Много ли еще сохранилось? Даже в самих андских странах никто этого достоверно не знает, и этот вопрос вызывает ярую полемику, в которой научные соображения отступают на второй план перед политическими страстями.
Те, кто придерживается консервативных взглядов в политике, заявляют, что они принадлежат к западному христианскому обществу. Для них андская культура имеет лишь второстепенное значение внутри структуры, созданной европейским колониализмом. Придерживающиеся умеренных взглядов говорят, что у них смешанное общество — метисская культура, — этим они пытаются замаскировать противоречия, существующие между европейской и андской культурами.
Истина совсем в ином. Местная культура, созданная по западноевропейскому образцу, конечно же, существует в этих южноамериканских странах, но ее можно обнаружить прежде всего в определенных урбанизированных районах, где под вопросом находится ее будущее.
Метисам, представителям группы, которую трудно определить с научной точки зрения, никогда, начиная с колониальных времен, не удавалось проявить свою независимость от андской или европейской культуры.
Но для большинства населения андская культура является до сих пор единственной системой координат. Это справедливо не только в отношении американских индейцев, принадлежащих к различным этническим и лингвистическим группам (кечуа, аймара, урочипайя), но и в отношении всех остальных обитателей Эквадора, Перу и Боливии.
Традиции столетий
За много веков до появления в Америке испанцев на Андских нагорьях процветала древняя цивилизация инков. Главные ее центры располагались на месте современных Эквадора, Перу и Боливии, но влияние этой цивилизации ощущалось и в весьма отдаленных районах — вплоть до областей, лежащих на северо-западе современной Аргентины. В сельских районах Анд по сей день сохраняются древние традиции в искусстве ручного ткачества. Рисунки и яркие краски изделий современных андских ткачей напоминают произведения инков. Показанные здесь работы андских мастеров украшены изображениями животных (змея, двуглавый кондор или орел), а также геометрическими узорами и стилизованными изображениями человека.
Фото – Х. Улдалл, Лима
По крайней мере 90% всех географических названий в этих странах заимствовано из языков андских народностей. Но что еще более важно — андская, а не европейская культура формирует экономическую и социальную структуры в сельских областях Эквадора, Перу и Боливии, где и проживает подавляющее большинство населения. Южноамериканские фермеры были, конечно, зависимы от феодальной системы асьенды (ранчо), а испанцы пытались к тому же внедрить и новые сельскохозяйственные культуры и технику. Но спустя 400 лет американоиндейские методы ведения хозяйства все еще превалируют.
Такие древние культуры, как картофель, кукуруза, юкка, до сих пор составляют основу питания американских индейцев; народы, живущие в Андах, продолжают применять и многое из сельскохозяйственной техники эпохи неолита, которой пользовались их предки до испанского завоевания. Упряжки буйволов, плуги, колеса и изделия из металла практически неизвестны; до сих пор сельские жители пользуются деревянными и каменными орудиями труда, не прибегая к помощи животных.
Но андская культура сохранилась не только на уровне экономики и технологии; она формирует и образ мышления людей, и их в высшей степени развитое искусство, и виды религии. Народы Перу, Эквадора и Боливии постигают, организуют или представляют пространство и время не так, как европейцы.
У европейцев время ассоциируется с прогрессом: они убеждены, что будущее должно быть лучше прошлого. Однако в андской цивилизации время — циклично, с фазами подъема и спада, ведущих к величайшему всеобщему катаклизму (Пачакутик), который может повлечь за собой конец света.
Такое космическое видение, несомненно, устраивало древние аграрные общины, зависимые от сезонных циклов. Это соответствовало и окружающей среде, в которой так часты были стихийные бедствия; землетрясения, наводнения и засухи.
Подобное представление о Пачакутике объясняет значение некоторых католических культов, например культа бога-чудотворца в Лиме, причем бог здесь — не кто иной, как древний бог храма Пачакамак, только одетый как христианин. То же самое можно сказать и о культе «Taitacha Temblores» (землетрясения) в Куско.
Боги танцуют в Оруро
Вверху: танцоры в масках во время карнавала на улицах Оруро, в центре горнодобывающей промышленности Боливии. Такие празднества во многом напоминают древние обряды индейцев, живших около озера Титикака, и свидетельствуют о том, что мифы и формы творческой экспрессии, сложившиеся еще в доколумбовы времена, до сих пор живы в высокогорных районах Анд. Конечно, в карнавальных «масках дьявола» чувствуется и испанокатолическое влияние, но все-таки главные их черты привнесены, несомненно, древними религиозными образами — например, изображением Виракочи, верховного божества инков. Слева: одна из древнейших карнавальных масок Оруро; справа: современная «маска дьявола».
Фото - Э. Барриос, ЮНЕСКО
Фото – Д. Дежярдин, Париж
И тем не менее андская культура не несет в себе пессимизма и покорности судьбе. Напротив, в таких понятиях, как Тинкуй и Пайкики, она воплощает идею о том, что человек призван вновь установить космическое равновесие Тинкуй олицетворяет идею борьбы, но также и единения. Пайкики — это его магический двойник, который все компенсирует и уравновешивает. Народы Анд до сих пор воспринимают свою жизнь, прибегая к понятиям Пачакутек (кризис), Тинкуй (борьба и единение) и Пайкики (равенство и равновесие).
Когда они сталкиваются с отчаянными трудностями и бедностью, которые опровергают идею прогресса на Западе, они не впадают в пессимизм. Они знают, что их долг — объединиться с позитивными силами вселенной, и тогда они одолеют Пачакутек. Это космическое видение находит свое отражение в том, как используется и трактуется понятие пространства в поэтическом символизме.
Подобно всем аграрным обществам восточных деспотий, которые могли использовать большие резервы производительной силы, андские общества воздвигали сооружения, требовавшие затраты огромного количества материала.
Эта практика сохранялась и в период испанской колонизации, поскольку у испанцев был тот же избыток рабочей силы, что и у инкских императоров, и у жрецов Чавина.
В египетской и вавилонской архитектуре также использовалось огромное количество материала. Все эти сооружения возводились в соответствии с особыми принципами (или правилом), которые в андской культуре могут быть определены как «горизонтальный принцип». На побережье и в горах все строилось по горизонтали: творения человека располагались параллельно ландшафту, так что сооружениям, казалось, предназначалось выразить скрытую потенцию естественных форм.
Этот принцип можно наблюдать по всему региону: на побережье в храме догончарной эры; в святилищах культур Чавин и Тиауанако; в строениях ранчо колониального и республиканского периодов. Он сохранен и в зданиях середины ХХ столетия, таких, как Гражданский центр Лимы, в котором молодой перуанский архитектор предпринял смелую попытку, использовав бетон для создания больших масс, которые, нисколько не нарушив городского пейзажа, лишь акцентировали его.
Но нигде так не очевидно это использование параллельных и горизонтальных линий, как в Куско, где все грандиозно и овеяно грустью. Нет ничего более андского, чем кафедральный собор Куско, построенный, однако, испанским архитектором.
Инки разработали весьма практичную систему, которая заменяла им письменность — «узелковое письмо», кипу, представлявшее собой разноцветные шнуры с узелками (рисунок внизу). Испанский летописец XVI века так отзывался о кипу: «Удивления достойно умение инков многое запечатлевать таким образом. Все, о чем могут поведать книги об истории, праве, обрядах и торговых сделках, выражается посредством кипу с необычайной точностью». Кипу до сих пор находит применение во многих индейских общинах. От древних времен у индейцев Перу сохранилось и подобие свирели — рондадор (справа).
Фото – Музей Человека, Париж
Массивный собор протянулся вдоль одной из сторон площади подобно гигантскому парапету, защищающему крепость Саксауаман, в отличие от вертикалью взмывающей в небо иезуитской церкви Ла-Компаньия.
Важно, однако, помнить, что экономическая и социальная основы андской цивилизации значительно изменились с вторжением в XVI веке европейцев. Победители требовали признания как победители, и, чтобы выжить, побежденные народы вынуждены были затаиться.
Сокрытие — второй принцип андской культуры, который она приобрела за время господства испанцев и креолов. В течение 400 лет андская культура камуфлировалась.
В Эквадоре, Перу и Боливии «да» может означать и «да», и «нет», но непосвященный никогда не поймет этого. Язык не только несет в себе законное и необходимое притворство обездоленных, но является также и тактическим приемом для сохранения своего исконно собственного и для одержания победы над господствующей культурой, захватывая один из ее источников власти.
Язык широко допускает также обобщенное использование метафоры. Белые и креолы в Южной Америке сегодня презрительно называют индейцев лгунами, потому что не в состоянии понять, что метафоры стали поддержкой андской культуры — особенность, укрепившаяся в колониальный период. Попробуем исследовать некоторые результаты этого процесса на обширной территории, протянувшейся от Кито (Эквадор) до границ Боливии и Аргентины.
До прихода европейцев женщины Анд скрепляли плащи брошами в виде полной луны, а у мужчин такой же формы был «туми», или жертвенный нож. Эта форма изображения (луна-туми) не исчезла во времена колонии или республики, однако кое-где ее заменили формой в виде суповой ложки, завезенной испанцами.
Св. Хайме из Кальяпы шагнул в будущее еще дальше: сняв шелка, которые носил лишь десять лет назад, он облачился в зеленый походный военный мундир.
Св. Хайме из Кальяпы отражает также и другой исторический опыт: у него парик и очки, которые, как считают служители церкви, носили герильерос.
Каково будущее андской культуры? Многие опасаются, что она исчезнет в процессе индустриализации, захватившем Латинскую Америку. Для многих индустриализация и современный образ жизни означают принятие западных моделей культуры.
Это опасение связано с социальной структурой андских стран. Живущее в городах белое и метисское меньшинство довлеет над громадным большинством бедных сельских индейцев и метисов. Чтобы понять это, надо помнить, что освободительные революции, происшедшие в Северной Америке под руководством Вашингтона, а в Южной Америке под руководством Боливара, были в основе своей олигархическими.
В таких странах, как Перу и Боливия, креолы находятся у власти в течение 150 лет и, разумеется, чувствуют себя европейцами, которым случилось родиться на другом континенте.
Единообразие культуры, к которой идет современный мир, представляет угрозу для целой человеческой расы. Напротив, сохранение и свободное развитие таких культур, как андская, расширяют масштабы наследия человечества.
В андской культуре было два основных ритуальных предмета — конопа (каменная скульптура в виде ламы) и керо (деревянный прямоугольный сосуд). Символическая конопа-лама превратилась в керамического быка, а керо стало в Эквадоре чашей. Трансформация, наводящая на размышления: от луны к ложке, от полулежащей ламы к быку, от керо к чаше. В каждом случае утилитарные формы культуры-победительницы были восприняты побежденной культурой, которая, возможно, отреклась от собственных культовых форм.
Среди индейцев-чинчеро, живущих в Перу, и индейцев-урочипайя в Боливии до сих пор распространено кипу — форма письменности, при которой используют веревку с узелками, похожую на девичьи косы (поскольку и слова и волосы имеют прямое отношение к голове). Ни один переписчик не имел права прочесть священные письмена до тех пор, пока не наденет женский парик. Этот специальный парик для чтения хранился в мешке, сделанном из лисьей шкуры: лисица была божеством женского рода, символизирующим хитрость и ум.
Еще более яркий пример связан с карнавалом в боливийском Оруро и фиестой в перуанском Пуно. В основном это один и тот же праздник, восходящий к древним ритуалам доиспанского времени, распространенным в районе между озером Титикака и Поопо. Ритуальные маски злых духов, несомненно, испытали влияние католической иконографии, однако это измененные религиозные образы более раннего периода: головы божества культуры Чавин и величественного бога Виракочи культуры Тиауанако. Боги Анд, которым поклонялись более 4000 лет, танцуют в XX в.!
Несколько месяцев назад я посетил святилище Кальяпа в департаменте Оруро (Боливия) и был потрясен наивными настенными росписями, изображающими Ноев ковчег, а еще больше — статуей св. Хайме, находящейся в главном алтаре. Св. Хайме — «матаморес» (покоритель мавров), названный так во времена Испанской реконкисты (освобождения Испании от мавров), превратился во время завоевания испанцами Латинской Америки в св. Хайме — «матаиндиос» (покорителя индейцев). Индейцы Америки приняли св. Хайме и стали идентифицировать его с Ильяпой — богом-громовержцем в их собственной религии.
Индейцы снабжали изображения св. Хайме всей той амуницией, которая была у их врага. Самые ранние изображения напоминают европейских солдат XVI века, изображения XVIII века — губернаторов провинций, а XIX века — креольских генералов в военной форме.