Иконография Тескатлипоки
Имя Тескатлипока переводится, как дымящееся зеркало. Данный персонаж занимает в пантеоне народов науа особое место. Обычно, кода мы говорим о том или ином божестве, мы можем чётко обозначить его наиболее важную функцию: «Это - бог дождя, это – богиня воды, это – бог солнца …» А Тескатлипока – настолько разноплановое божество, что просто невозможно соотнести его с каким-либо определённым видом деятельности или природным явлением. Он покровительствовал правителям и колдунам, ученикам и опытным воинам [1, 2, 3]. Тескатлипока являлся как творцом, так и разрушителем мира [1, 3]. Он был связан с обсидианом, жертвоприношениями, мужским началом, ягуарами, рабами, правосудием, ночью, звёздным небом, Большой медведицей, севером и многими другими аспектами [1, 2, 3, 4, 10, 11, 12]. Многоплановость божества подчёркивалась его различными воплощениями: Тепейоллотли (сердце гор) – бог пещер и ягуаров, Тельпочтли – бог школ, Ишкимилли – бог греха и наказания [1, 10, 11, 12]. Чрезвычайное почтение к Тескатлипоке проявляется в том, что другие важные боги считались его воплощениями и носили то же имя. Красный Тескатлипока – Шипе Тотек, Белый Тескатлипока – Кецалькоатль, Синий Тескатлипока – Уицилопочтли [3]. Сам Тескатлипока имел чёрный цвет. Согласно «Истории Мексиканцев по их рисункам», Тескатлипока был главным и наиболее могущественным богом [3]. Есть мнение, что он мог считаться ночным ликом верховного божества Ипальнемоуани, особенно потому, что ему приписывали эпитет Ночь и Ветер, говорящий о вездесущности и неосязаемости бога [3]. Даже сама суть Тескатлипоки была изменчива: он представлялся то существом материальным, то созданием бестелесным, и, как сам обсидиан, он был тёмным, и в то же время испускал свет [3].
Тескатлипока вовсе не считался добрым человеколюбивым божеством. Наоборот, его, скорее боялись, чем любили. Он был властен и своенравен. Характер данного персонажа отразился в его эпитетах - тот, чьими рабами мы являемся, враг, сеятель разногласий, капризный владыка [3, 10, 11]. Саагун прямо указывает, что он был злым, так как богатство, которое Тескатлипока давал своим избранникам оборачивалось страшными бедами, если он уличал их в малейшей непочтительности или высокомерии. Бог насылал на людей разные болезни и бедствия, по его вине свободные люди попадали в рабство, иные теряли свои дома или могли умереть.
Большинство людей поклонялись Тескатлипоке, скорее из страха его прогневать. Ему молились, соблюдали в честь бога посты или устраивали пиры, а также проводили множество разных ритуалов. Тескатлипока являлся покровителем знака дня тростник (в ипостаси Ишкимилли), числа 10, дня 1-смерть [10, 11, 12].
Для того, чтобы показать основные атрибуты Тескатлипоки я выбрал изображения из кодекса Борджиа по нескольким причинам. Рисунки данной рукописи полностью лишены испанского влияния, есть мнение, что книга была изготовлена незадолго до конкисты [3, 11, 12]. Исключительное качество прорисовки, продуманность композиции, богатство цветовой палитры делает кодекс Борджиа одним из самых красивых, если не прекраснейшим образцом искусства художников народов науа. И конечно же, изображения богов в кодексе являются одними из наиболее подробных и богатых атрибутами [11, 12].
Самое известное изображение Тескатлипоки находится на странице 21 (см. рис. 1). Здесь бог показан во время игры в мяч. Всё его тело покрыто чёрной краской. На уровне глаз и рта поперёк лица бога проходят две жёлтые полосы. Такая раскраска называется иштлан тлатлаан. Подобную окраску лица имеет и бог Уицилопочтли, однако у него жёлтые полосы проходят на синем фоне. Она характеризует обоих персонажей, как молодых богов. Причёска Тескатлипоки называется цоцоколли – волосы состригались с одной стороны, остальные зачёсывались на другую. Такую стрижку делали молодые воины, которым удавлюсь вместе с товарищами захватить пленника в бою. Возможно, это было связано с тем, что Тескатлипока покровительствовал мальчикам, занимающимся в школе тельпочкалли. Волосы бога украшены шариками птичьего пуха йуитетейо. Головной убор Тескатлипоки называется асташелли. Он представляет собой два белых пера цапли, выходящих из комочка орлиного пуха и расположенных в виде двузубой вилки. Часто он комбинируется с плюмажем из перьев кецаля кецальмиауайо, но не на данном рисунке. Считается, что асташелли был головным убором воинов. Также данное украшение носил и имперсонатор Тескатлипоки. Исследователь Гийом Оливье насчитал в кодексах группы Борджиа 26 изображений Тескатлипоки с асташелли и 22 – с причёской цоцоколли [11].
Рис. 1. Иконографические признаки Тескатлипоки. Кодекс Борджиа, стр 21.
У бога нет одной стопы. Во время сотворения мира Тескатлипока и Кецалькоатль решили поймать мировое чудовище Сипактли – гигантского крокодила. Для этого им требовалось подманить её. Тескатлипока пожертвовал своей стопой. Они приманили Сипактли, поймали её и сделали из неё землю [8, 11]. На обрубке ноги у Тескатлипоки изображается само дымящееся зеркало. Другое укреплено на затылке бога. Однако не везде даже в этом кодексе Тескатлипока изображается без одной стопы. К наколенникам бога приделаны золотые колокольчики, атрибут знатных воинов и правителей народов науа [4].
На груди бога висит белое кольцо анауатль. В верхней части его обвивает красная кожа. Подвешено оно на красных ленточках. Данное кольцо походит на стилизованное изображение полуприкрытого глаза. В других кодексах, например, в кодексе Фейервари-Майер вместо кольца ауауатль прямо изображается такое око [11, 13]. Ушная вставка бога белого цвета. На спине Тескатлипоки закреплено роскошное украшение из перьев кецаля Кецалькомитль – горшок перьев кецаля. На сандалиях бога участок кожи в области пятки украшен чередующимися треугольниками чёрного и белого цветов. Такой рисунок является символом змея, покрытого обсидиановыми лезвиями, называемого ицкоатль. Сами сандалии в таком случае называются тлаицкоаикуилолли – раскрашенные, как обсидиановый змей или ицкактли – обсидиановые сандалии [11].
Как бог-воин Тескатлипока несёт щит, связку дротиков и ручное бумажное знамя макпамитль с чёрными и белыми полосками и изображением обсидианового зеркала. Такое знамя характерно именно для Тескатлипоки [11].
На странице 21 чёрный Тескатлипока изображён вместе с красным (см. рис. 2). Они - олломани, игроки в мяч. Между богами находится тлачтли – стадион.
Рис. 2. Нижняя часть страницы 21 кодекса Борджиа.
Красный Тескатлипка имеет те же атрибуты, что и чёрный: две жёлтые полосы на уровне глаз и рта, головной убор асташелли, причёску цоцоколли, шарики птичьего пуха в волосах, одну стопу, два дымящихся зеркала на обрубке ноги и на затылке, украшение кецалькомитль на спине, кольцо анауатль на шее, золотые колокольчики на ногах, только цвет его кожи и волос красный. Он держит в руке каучуковый мяч олли.
У обоих игроков имеется кеcеуатль – кожаный защитный набедренник. Здесь он изображён как полоска шкуры ягуара с завязками.
Сама площадка для игры в мяч имеет обычную I-образную форму. В углах стадиона находятся череп, кость и два человеческих сердца. На стенах площадки тлачматль находятся кольца тлачтемалакатль. Здесь они цвета бирюзы или цвета оперения котинги (шиутототль). Вокруг кольца обвивается кровавая змея, символ жертвенной крови. Посреди площадки стоит персонаж с атрибутами Мишкоатля. Это связанный пленник. Его грудная клетка вскрыта обсидиановым ножом. Перед ним находится мяч с глазами, который, скорее всего, кинул чёрный Тескатлипока. С него стекает кровь и сползает кровяная змея.
Сцена, определённо, символизирует борьбу противоположностей, извечная дуальность природы в философии науа. Чёрный Тескатлипока является богом севера. Здесь он изображён большего размера. Это указывает на то, что действие происходит в северной области неба. Кроме того, известно, что индейцы науа выделяли в северной части звёздного неба созвездие, которое называли ситлальтлачтли – звёздная площадка для игры мяч. Возможно, именно она и изображена на этой сцене [11].
Рис. 3. Нижняя часть страницы 21 кодекса Борджиа.
В верхней части того же листа мы находим другую сцену с участием тех же персонажей (см. рис. 3). Судя по многим деталям, она является противоположностью предыдущего изображения. С каждой стороны вновь находятся чёрный и красный Тескатлипоки. Справа стоит Чёрный Тескатлипока. Он изображён точно также, как и в предыдущей сцене. Но на сей раз в правой руке он держит копьеметалку. С другой стороны находится красный Тескатлипока. Он несёт груз, закреплённый на лбу головной повязкой мекапалли. Сама ноша находится в деревянной раме какаштли. Сверху сидит птица кецаль. У этого бога нет никакого оружия, а только большой толстый красный посох в руке, на который он опирается. Очевидно, что красный Тескатлипока изображён здесь как путешественник, возможно, странствующий торговец. Его путь обозначен отпечатками ног на дороге. Возможно, он вышел из стран юга. На это указывает птица кецаль, которая, как известно, не водилась в землях ацтеков. Между двумя Тескатлипоками находится сломанное дерево, из которого хлещет кровь. Между отломками ствола находится небольшая хищная птица с чёрным оперением и белыми кончиками перьев хвоста. Скорее всего, это - та самая птица, из перьев которой сделан плащ бога огня и венец господина Венеры Тлауискальпантекутли. Слева от птицы находится разряд молнии тлауитекилистли – чёрная изгибающаяся полоска, усаженная шипами, которую часто изображают в руках бога дождя Тлалока. Справа от дерева виднеется фигура хищного зверя. Его глаза завязаны лентой, на нём находится бумажный жертвенный флажок. Из пасти хлещет кровь. Спереди и сзади зверя находятся части разрезанной кровяной змеи. Эти детали указывают, что зверь принесён в жертву. Красный Тескатлипока здесь выглядит больше чёрного и, как было сказано выше, скорее всего, направляется из богатых лесистых земель юга, где идут обильные дожди и живут птицы кецаль, на север. Эдвард Зелер интерпретирует эти две сцены, как изображения Северной и Южной половин неба [11].
Рис. 4. Нижняя часть страницы 13 кодекса Борджиа.
Другое знаменитое изображение Тескатлипоки в кодексе Борджиа находится в нижней части страницы 17 (см. рис. 4). На рисунке художник показал соотношение между двадцатью днями священного календаря и частями тела бога. Можно лишь предполагать, какое значение имело знание этих связей. Вполне возможно, они играли роль в магических обрядах или целительской практике. Подобное изображение имеется также в кодексе Ватиканус А и сопровождается комментарием, где написано, что такую схему использовали лекари ацтеков. Однако на рисунке из кодекса Борджиа распределение знаков совсем другое, кроме того, они расположены не только на частях тела, но и на деталях костюма и оружии бога (см. рис. 5).
1. Крокодил – левая нога
2. Ветер – конец задней части набедренной повязки
3. Дом – на застёжке-зеркале тескакуитлапилли. Это - деталь облачения богов в виде розетки, которая удерживала набедренную повязку.
4. Ящерица – на конце потока крови, исходящего из копулятивного органа.
5. Змея – на переднем конце набедренной повязки.
6. Смерть – на оперении дротиков
7. Олень – связан плетёным шнуром с головным убором асташелли
8. Кролик – на ручном знамени макпамитль
9. Вода – на дымящемся зеркале, укреплённом на виске бога
10. Собака – на наконечниках дротиков
11. Обезьяна – на ленте, стягивающей ниспадающий набок локон бога.
12. Трава – на высоко зачёсанных волосах причёски цоцоколли.
13. Тростник – выходит из глаза или изо лба бога
14. Ягуар – на правой ноге, там, где ступня отрезана и заменена дымящимся зеркалом
15. Орёл – на левом ухе
16. Гриф–в середине щита
17. Движение – на лице
18. Кремень – в кольце Анауатль
19. Дождь – на конце копьеметалки
20. Цветок – вырастает изо рта
Рис. 5. Расположение дней священного календаря на изображении Тескатлипоки на странице 17 кодекса Борджиа.
Изображение Тескатлипоки на листе 17 гораздо более чётко прорисовано и изобилует многочисленными деталями. Однако атрибутика здесь та же самая: чёрный цвет кожи, раскраска лица иштлан тлатлаан, головной убор асташелли, причёска цоцоколли, два дымящихся зеркала – одно на голове, другое – на обрубке ноги, спинное украшение кецалькомитль, кольцо анауатль на шее, обрубленная ступня, щит, дротики, чёрно-белое знамя макпамитль с двоящимся зеркалом, золотые колокольчики.
До этого мы имели дело лишь с чёрным и красным Тескатлипоками. Боги других цветов изображены на листе 32 (см. рис. 6). Страницы 29-46 - одно из самых таинственных мест в кодексе Борджиа и во всей иконографии народов науа. Учёные предложили не менее семи теорий на этот счёт, но ни одну из них нельзя полностью подтвердить или опровергнуть [7, 8]. Дни календаря на рисунке указывают направление на юг. Место действия – дом кремневых ножей – Ицкалли. Центральное поле заполнено кровью. Полузакрытые глаза символизируют звёзды и говорят о том, что действие происходит в темноте. Здесь в центре в костяном сосуде сидит фигура богини земли или смерти, возможно матери богов Тетеоиннан или Тласолтеотль, с раскинутыми ногами и руками. У этого персонажа нет головы, вместо неё - пара кремневых ножей. Между ними находится фигура чёрного Тескатлипоки с обсидиановым зеркалом вместо ноги. Ещё четыре фигуры Тескатлипок красного, жёлтого, синего и белого цветов выходят из пастей кремневых ножей, которые обезглавленная богиня носит в качестве браслетов на голенях и предплечьях. У данных персонажей одна нога остаётся у кремневых ножей во ртах, что является намёком на отсутствующую стопу у бога. Каждый Тескатлипока здесь направляется в свою сторону света: белый – на восток, жёлтый – на север, синий – на запад, красный – на юг, чёрный – в центр. На груди богини находится ещё один кремневый нож, из него выходит красная фигура с раскраской лица, как у Кецалькоатля. Это – главное действующее лицо на страницах 29-46. Между ног богини вылезают змеи, которые выползают из костяного сосуда. Из пастей рептилий появляются фигуры с лицами жёлтого и синего Тескатлипок. Центральная фигура держит в когтях обезглавленные тела. У левого на месте головы находится молния, у правого – вязанка дров [12].
Рис. 6. Страница 32 кодекса Борджиа
Вокруг центрального поля находится тёмное пространство, разделённое кремневыми ножами на восемь секторов. По углам находятся фигуры синего, жёлтого, белого и красного Тескатлипок. В каждой руке Тескатлипоки держат по черепу со стекающей кровью. У каждого из них отсутствует одна стопа, а вместо неё находится дымящееся зеркало. Других атрибутов Тескатлипоки у данных персонажей нет. По сторонам располагаются фигуры в костюмах орлов и кремневых ножей тех же цветов с отрубленными головами [12].
Как было замечено выше, интерпретаций данной композиции очень много. Эдвард Зелер предполагал, что на листах 29-46 изображены фазы цикла Венеры. На странице 32 Венера выходит из Нижнего мира, чтобы воссиять на западе в виде вечерней звезды. Тескатлипоки на этом рисунке указывали направления, а сопровождающие их боги в костюмах кремневых ножей и орлов являлись звёздами разных сторон света. Отсечение голов он интерпретировал, как знаки убывающей Луны [7, 12].
Автор многочисленных археоастрономических исследований Сьюзан Милбрат считает, что страницы 29-38 показывают Венеру в фазе утренней звезды [7, 8].
Карл Энтон Новотни, в противоположность Зелеру, не считал, что страницы 29-46 связаны с астрономическими событиями, и полагал, что они не представляют собой последовательного рассказа. По мнению учёного, их содержание сводится к храмовым ритуалам. На странице 32 изображено действо вокруг тела имперсонатора богини. Церемония в честь Тескатлипок проходит ночью. Обезглавленное тело жертвы лежит в сосуде за оградой из жертвенных ножей. Из них появляются фигуры Тескатлипок. Из тела богини выходит фигура Кецалькоатля [7].
Андерс Янсен и Рейес Гарсия признают интерпретацию изображённых объектов Зелером, но отрицают связь изображений с циклом Венеры. По их мнению, здесь показаны религиозные ритуалы, проводимые в разных культовых сооружениях. На странице 32 изображён двор перед храмом. В центре стоит большая жаровня, а из неё выходят змеи видения, из пастей которых показываются красный и чёрный Тескатлипоки. В жаровне сидит бог кремневого ножа. Из ножей на его теле выходят Тескатлипоки и Кецалькоатль. Вокруг бога танцуют жрецы, одетые ножами и орлами, держа в руках отрубленные головы. По углам танцуют четверо Тескатлипок с черепами в руках [7].
Брюс Биланд считает, что страницы кодекса с 35 по 44 изображают путешествие персонажа, условно называемого Полосатый Глаз, которое тот предпринимает, чтобы стать правителем. А происходящее на страницах 29-32 он рассматривает, как сверхъестественные события, которые предшествуют путешествию и подготавливают его. По мнению исследователя, на странице 32 изображено кровавое жертвоприношение, которое проводят Тескатлипоки для того, чтобы дать возможность появиться Кецалькоатлю [7].
Элизабет Хилл Бун интерпретирует страницы 29-32, как первые акты творения, в процессе которых появляются основные субстанции и сущности мира. По её мнению, на странице 32 показано рождение Тескатлипок и Кецалькоатля, которые начинают охотиться за человеческими жертвами [7].
Хуан Хосе Баталла Росадо считает, что действие на листах 29-46 происходит на девяти различных уровнях подземного мира. Согласно его интерпретации, на страницах 29-32 представлен девятый уровень Нижнего мира, разделённый на четыре направления вселенной [7].
Стоит отметить, несмотря на то, что фигурки рождающихся персонажей имеют лишь один признак Тескатлипоки – отрубленную стопу с дымящимся зеркалом вместо неё, все авторы определяют их как изображение именно этого бога, потому что данная черта непосредственно связана с его именем и является наиболее важной. Как показано выше, большинство авторов склоняется к тому, что на странице 32 происходит рождение Тескатлипок разных сторон света и Кецалькоатля, действие происходит во тьме и связано с жертвоприношением.
Изучив рисунки в кодексе Борджиа, мы смогли распознать наиболее важные признаки, отличающие изображение Тескатлипоки. Однако для того, чтобы сказать, являются ли они универсальными, нужно рассмотреть и другие кодексы.
Рис. 7. Страница 44 кодекса Фейервари-Майор.
В кодексе Фейервари-Майер Тескатлипока изображён на странице 44 в окружении символов 13-дневных периодов (см. рис. 7). Первый день обозначен пиктограммой, остальные 12 – точками. Здесь Тескатлипока изображён как чародей, проводящий магический ритуал. Тело бога чёрное. Две жёлтые полосы проходят на уровне глаз и рта – раскраска иштлан тлатлаан. На голове у него здесь кусок ткани с прикреплёнными пуховыми шариками и белой окантовкой. Поверх ткани виден головной убор асташелли. Позади него находится и само дымящееся зеркало. Тескатлипока вновь изображен без стопы. На этом обрубке ноги художник поместил второе обсидиановое зеркало. На голенях надеты браслеты с золотыми колокольчиками. Бог носит белую набедренную повязку, а поверх неё – бахромчатый набедренник. Позади него на поясе находится крестцовое зеркало куитлатескатль – круглая застёжка. На груди у бога белое кольцо анауатль, вокруг которого свисают красные кожаные полоски. В одной руке у бога Щит, пучок дротиков и бумажное знамя. В другой – предплечье с кистью, которое бог приставил ко рту. С руки капает кровь. Зелер предполагает, что здесь Тескатлипока пользуется рукой, как магическим инструментом и ссылается на то, что Саагун описывал подобные практики ацтекских колдунов. Подобное изображение есть и в кодексе Борджиа, но там с рукой изображён красный Тескатлипока и подносит он руку не ко рту, а к носу. По мнению Зелера это – рука женщины, умершей при родах. Саагун писал о том, что за частями тела женщин, умерших при родах охотились, так как использовали их в магических обрядах [13].
На других страницах кодекса можно увидеть изображения Тескатлипоки, например, Тескатлипоки-Ишкимилли с завязанными глазами и синего Тескатлипоки, предположительно Уицилопочтли, хотя, если создатели кодекса не жили в городе Мешико, то возможно, у них было своё имя для синего Тескатлипоки (см. рис. 8) [13].
Рис. 8. Кодекс Фейервари Майор, страница 25. Красный Тескатлипока-Ишкимилли и синий Тескатлипока.
Анализируя кодексы группы Борджиа Г. Оливье определил частоты встречаемости основных признаков бога (см. таб. 1) [4].
Таблица 1. Частота встречаемости атрибутов Тескатлипоки в кодексах группы Борджиа
Признак |
Частота встречаемости (количество изображений) |
Причёска цоцоколли |
22 |
Головной убор асташелли |
26 |
Браслеты из кожи ягуара на ногах |
9 |
Колокольчики на голенях или лодыжках |
22 |
Щит чималли |
22 |
Стрелы и дротики |
16 |
Копьеметалка атлатль |
6 |
Оружие в виде посоха с перьями |
10 |
Шарики из птичьего пуха йуитетейо |
21 |
Кремневый нож текпатль |
4 |
Рис. 9. Тескатлипока-Тепейоллотли на странице 3 кодекса Бурбоникус.
Кодекс Бурбоникус не относится к группе Борджиа, вероятно, он был изготовлен ацтеками, однако и там можно увидеть те же самые атрибуты Тескатлипоки (рис. 9) [6]. На странице 3 имеется большое изображение Тескатлипоки в костюме ягуара. Данная ипостась бога называется Тепейоллотли – сердце гор. Шкура хищника покрывает почти всё его тело, однако ладони и стопа торчат наружу. Видно, что кожа бога покрыта чёрной краской. Одна стопа у персонажа отсутствует. Вместо неё закреплено дымящееся зеркало, другое - находится на голове бога. На груди висит кольцо анауатль. Головной убор асташелли здесь дополнен плюмажем из надхвостья кецаля. Из таких же перьев сделано роскошное спинное украшение. Как и в кодексах группы Борджиа, бог облачён в белую набедренную повязку [5, 6, 9, 10, 14]. Но в данной рукописи, как в других ацтекских кодексах, имеется другой атрибут Тескатлипоки, которого нет в кодексах группы Борджиа – эспицаль. Этот элемент представляет собой поток крови на лбу бога, в котором плавает овальный предмет малинового цвета с одной или двумя жёлтыми полосками. Последний является человеческим сердцем, где малиновым цветом изброжена сама сердечная мышца, а жёлтым - жировая ткань вокруг сосудов. Каждый поток крови заканчивается драгоценным камнем, что является выражением метафоры чальчиуатль – драгоценной влаги, служащей для обозначений крови жертв. Название происходит от слов эстли – кровь и пица – дуть или играть на флейте. В кодексе Бурбоникус на странице 3 у Тепейоллотли, Тескатлипоки в костюме ягуара на лбу находится поток крови, из которого выходят шесть струй, каждая из которых заканчивается кусочком жадеита, а посредине находится сердце [5].
Рис. 10. Тескатлипока как покровитель числа 10. Кодекс Бурбоникус. Стр. 13.
Рис. 11. Имперсонатор Тескатлипоки или сам бог на празднике Очпанистли. Стр. 31.
В кодексе Бурбоникус эспицаль встречается 24 раза – 19 в книге дней тоналаматль и ещё 5 на страницах, посвящённым праздникам солнечного календаря [5]. Бог представлен, как покровитель числа 10, он присутствует в каждой из тресен кодекса (см. рис. 10). Два первых листа не сохранилось. Несмотря на то, что страницы с 3 по 10 и с 11 по 20-ю рисовали разные художники, все они поместили эспицаль на каждом изображении бога. На страницах 3, 4, 5, 6 и 13 эспицали раскрашены, на остальных – нет. Другие изображённые здесь признаки – чёрный цвет тела, золотые колокольчики на ножных браслетах, белая набедренная повязка и характерная раскраска лица. В части кодекса, где повествуется о праздниках, Тескатлипока или его имперсонатор присутствует на страницах 26, 31, 33, 34 и 36. У из этих персонажей имеется характерная окраска лица, чёрный цвет тела, кольцо анауатль, белая набедренная повязка, сандалии с чередованием чёрных и белых треугольников ицкактли, щит и дротики, ножные браслеты из шкуры ягуара а также эспицаль (см. рис. 11).
Рис. 12. Тескатлипока из кодекса Тудела. Стр. 19r.
Рис. 13. Тескатлипока. Кодекс Теллериано-Ременсис. Стр. 3v.
Более поздние кодексы группы Мальябеккиано были сделаны в то время, когда ацтекская религия уже начала забываться, а художники, которые перерисовывали изображения из старых рукописей уже не понимали смысла многих атрибутов божеств (см. рис. 14). Постепенно изображения видоизменялись и деформировались. Кодексы Тудела и Теллериано-Ременсис ещё содержат рисунки, по стилю напоминающие доиспанские (см. рис. 12-13). Здесь присутствуют основные элементы, такие как дымящееся зеркало, отрубленная стопа, полосатая раскраска лица, асташелли (кодекс Тудела), оружие и щит, однако эспицаль подвергается значительной деформации. К моменту создания труда Саагуна из элемента эспицаль исчезло сердце, а поток крови приобрёл иной цвет. Эту деталь во Флорентийском кодексе можно опознать только, зная, как она изображается в более ранних рукописях [5].
Рис. 14. Кодекс Ватиканус А (кодекс Риос). Стр. 44v.
Кодекс Порфирио Диас происходит из региона куикатеков (Штат Оахака). Он не раскрашен. Изображение Тескатлипоки Ицтлаколиуки содержит характерную раскраску лица, дымящееся зеркало на голове, характерную причёску, кольцо анауатль на шее. В области лба располагается изображение сердца. Оно не находится внутри потока драгоценной влаги, как в элементе эспицаль, но впереди него имеется некий объект, который может быть интерпретирован, как струи крови, так что два указанных элемента могут быть искажённым эспицалем (см. рис. 15) [5].
Рис. 15. Изображение Тескатлипоки из кодекса Порфирио Диас, стр. 16.
Изображения Тескатлипоки имеют место не только в кодексах, но и в других видах искусства. Для пропаганды идей государственной религии правители народов науа использовали монументальную скульптуру [1]. Для исследования образа Тескатлипоки особенно интересными представляются рельефы с камня Тисока. Он представляет собой большой плоский цилиндр с изображением Солнца на верху. Жертвенник был изготовлен в 1484-1486 гг (см. рис. 16) [1, 15].
Рис. 16. Камень Тисока.
На камне изображены поверженные правители покорённых земель, предположительно, одетые в костюмы их племенных богов. Воины-победители из народа ацтеков держат их за волосы [1, 15]. Посыл композиции – показать, что мощь ацтеков основана на поддержке божественных космических сил, которые обеспечивают неизменную победу жителей Мешико в борьбе с любыми врагами. Примечательно, что на камне Тисока Тескатлипока и Уицилопочтли изображены как среди богов победителей, так и среди богов побеждённых. Другой важной особенностью является то, что оба бога изображены с общими иконографическими признаками [15].
Рис. 17. Тисок в костюме Уицилопочтли с атрибутами Тескатлипоки держит за волосы персонажа с атрибутами Тескатлипоки и пиктограммой Матлацинко. Изображение с камня Тисока. Пара №1.
Сам Тисок показан в головном уборе в виде головы птицы колибри, что ясно указывает на Уицилопочтли (см. рис. 17). Другой характерной чертой бога является роскошный головной убор с веерообразно расходящимися перьями кецаля [15]. Раскраска вокруг глаз правителя чёрная с белыми точками по краю. Она символизирует звёздное небо. Такая раскраска называется миштетлилькомоло мишситлальуитикак [11]. Однако у него же имеются и атрибуты Тескатлипоки – дымящееся зеркало в области виска и отсечённая стопа, на месте которой выходят струи дыма. Он держит за волосы побеждённого правителя Матлацинко, у которого на голове закреплён асташелли. И такая деталь есть у всех пленников на камне Тисока. Однако у данного пленника имеется и полосатая раскраска лица, которая указывает на Тескатлипоку. Предполагается, что племенного бога Матлацико Кольцина ацтеки отождествляли с Тескатлипокой [15].
Рис. 18. Воин с атрибутами Тескатлипоки держит за волосы персонажа с атрибутами Уицилопочтли и пиктограммой Тлателолько. Изображение с камня Тисока. Пара 12.
В другом месте того же рельефа изображен безымянный воин с атрибутами Тескатлипоки – отрубленной стопой, вместо которой выходят струи дыма, и дымящимся зеркалом в области виска (рис. 18). По большей части в остальном костюм напоминает одеяние Тисока в образе Уицилопочтли, однако головной убор здесь другой. Это типично тольтекское украшение из коротких вертикальных перьев, увенчанных плюмажем из длинных перьев. Он держит за волосы фигуру правителя Тлателолько с асташелли, пучком перьев, свисающим на спину и куском ткани с точками, свисающей сбоку. Его раскраска лица такая же, как у Тисока в образе Уицилопочтли. Известно, что Уицилопочтли так был богом и Тлателолько. Потому Эмили Умбергер делает вывод, что на камне Тисока Уицилопочтли представлен, как победителем, так и побеждённым. На монументе всего две фигуры Уицилопочтли, но фигур Тескатлипоки много – 13 воинов -завоевателей и несколько жертв. Тот же автор отмечает, что побеждённый Тескатлипока не имеет дымящегося зеркала, а побеждённый Уицилопочтли – маски колибри. Это может говорит о том, что поверженный бог лишился атрибутов силы. Поэтому при интерпретации символов обоих богов у фигуры Тисока Эмили Умбергер делает вывод, что тлатоани изображён, как Уицилопочтли, который увеличил свою мощь атрибутами Тескатлипоки. Данное заключение основано исследования истории культов обоих богов у ацтеков [15].
Рис. 19. Персонажи с атрибутами Тескатлипоки и Уицилопочтли совершают кровопускание из ушей. Изображение на дне жертвенного сосуда куаушикалли в форме ягуара.
Другое изображение Тескатлипоки и Уицилопочтли вместе мы находим внутри жертвенного сосуда куаушикалли в форме ягуара (см. рис. 19). У обоих богов отсутствует одна стопа, а вместо неё укреплено дымящееся зеркало. Здесь наиболее яркой деталью, позволяющей различить богов служит раскраска лица. Такие изображения свидетельствуют в пользу теории Э. Умбергер, согласно которой Уицилопочтли, являясь младшим братом, относительно поздно был искусственно провозглашён верховным богом по политическим мотивам. А, являясь существом доминантным, он вобрал в себя силу других богов, которые оказались ему подчинены, в том числе и Тескатлипоки. После возникновения тройственного союза первое время ведущая роль отводилась Тескоко, где главным божеством являлся Тескатлипока. После усиления Мешико и поражения Тескоко ацтеки возвысили своего главного бога над покровителем акольуа. Изображение воина из народа Тескоко с соответствующей пиктограммой имеется на камне Тисока. В то же время персонажи на монументе показывают, что Тескатлипока не был полностью устранён из религиозной жизни тройственного союза, но сохранял свою силу и могущество, заняв второе место после Уицилопочтли. Скорее всего это объясняется важностью данного культа для жителей Мексиканской Долины, так как Тескатлипока почитался задолго до пришествия народа ацтеков [15].
Рис. 20. Погребальная урна с изображением Тескатлипоки из Великого Храма.
В декоративно-прикладном искусстве также появляются изображения Тескатлипоки. Наиболее чётко атрибуты бога можно увидеть на урне, найденной в подношении 14 в святилище Уицилопочтли Великого Храма Теночтитлана (см. рис. 20) [1, 14]. Находка сделана на уровне второго этапа строительства Уэй Теокалли и датируется временем около 1390 г. Урна имеет прямые стенки, круглое основание и керамическую крышку. Внутри содержались кремированные человеческие останки, бусины из золота и обсидиана с явными признаками пребывания в огне, а также наконечник копья [14]. На самой урне изображён Тескатлипока в образе воина в копьеметалкой и пучком дротиков. На голове бога убор асташелли, на лице раскраска в виде горизонтальных полос, на шее кольцо анауатль, на голенях браслеты с колокольчиками, вместо одной стопы прикреплено дымящееся зеркало. Позади Тескатлипоки извивается пернатый змей.
Всего только в одном районе между Теночтитланом и Чолулой найдено не менее 45 сосудов с изображением Тескатлипоки [14]. Другие примеры изображений бога в декоративно-прикладном искусстве – блюдо из Окотелулько (рис. 21), резная кость из могилы 7 в Монте Альбане, чаша из Ла Гараффы (Чьяпас) [14].
Рис. 21. Блюдо из Окотелулько. Прорисовка.
Сохранилось несколько изображений Тескатлипоки на стенных росписях. Например, изображение в Тисатлане (см. рис. 22-23). Данный город входил в конфедерацию Тлашкалы, а потому противостоял ацтекам. Здесь Тескатлипока нарисован похожим на изображения из кодекса Борджиа. У бога характерная раскраска лица, чёрный цвет тела, на спине кецалькомитль, кольцо анауатль на шее, колокольчики на ножных браслетах, щит, бумажное знамя, копьеметалка, одна стопа оторвана, вместо неё находится дымящееся зеркало, другое закреплено на виске персонажа [5, 14].
Рис. 22. Стенная роспись из Тисатлана с изображением Тескатлипоки.
Рис. 23. Стенная роспись из Тисатлана с изображением Тескатлипоки. Прорисовка.
Знание атрибутов Тескатлипоки является обязательным для решения важной задачи - поиска истоков поклонения данному богу. Место и время происхождения культа Тескатлипоки является серьёзной проблемой современной науки. Её можно решить только археологически [14]. Чтобы отыскать самые ранние изображения Тескатлипоки учёные должны определить наиболее важные иконографические признаки. Большинство экспертов склоняется к следующим: дымящееся зеркало, отрубленная стопа, горизонтальные полосы на лице [14]. Сочетание всех трёх признаков позволяет распознать Тескатлипоку с большей степенью уверенности, чем при наличии одного из них [14].
Подобные изображения не встречаются в классический период или ранее. Одно из ранних изображений находится в Храме Воинов в Чичен Ице – у персонажа отсутствует стопа, у него два дымящихся зеркала – одно на голове, другое – на обрубке ноги (см. рис. 24). Данный рельеф датируется эпиклассическим или ранним постклассическим периодом [14]. На пилястре в Туле имеется другое изображение Тескатлипоки. Стоит отметить, что несмотря на свидетельства ацтеков о присутствии Тескатлипоки в Туле, это изображение является единственным из найденных (см. рис. 25). С другой стороны, в столице тольтеков имеются многочисленные рельефы с одним дымящимся зеркалом. Более того, многие скульптурные изображения из Тулы которые ранее интерпретировались как солнечные диски, могут на самом деле быть изображениями обсидиановых зеркал [14].
Рис. 24. Персонаж с атрибутами Тескатлипоки. Рельеф из Храма Воинов в Чичен Ице.
Рис. 25. Персонаж с атрибутами Тескатлипоки. Рельеф из Тулы.
Резюме:
Как было показано выше, ни один из иконографических признаков Тескатлипоки не позволяет однозначно идентифицировать данного бога. В то же время, в большинстве случаев можно уверенно опознать этого персонажа. Наиболее значимыми признаками являются дымящееся зеркало и отрубленная стопа. К подтверждающим - можно отнести характерную раскраску лица, головной убор асташелли, спинное украшение кецалькомитль и причёску молодых воинов цоцоколли. К дополнительным наиболее вариабельным атрибутам относятся отдельные детали костюма (шарики пуха в волосах, сандалии, раскрашенные под обсидиановую змею, белую набедренную повязку, колокольчики на ножных браслетах) и вооружение (щит, дротики или стрелы, знамя и копьеметалка). Кольцо анауатль является характерным атрибутом нескольких богов (Тескатлипока, Тлауискальпантекутли, реже Кецалькоатль, Миктлантекутли, Шипе-Тотек). Однако при наличии других характерных деталей его изображение свидетельствует в пользу Тескатлипоки. Окраска тела может быть любой, так как имелось несколько Тескатлипок разных сторон света. Однако боги с красным, синим или белым цветом кожи имеют собственные названия, и чаще интерпретируются именно как другие боги, и только лишь персонаж с чёрной окраской опознаётся однозначно, как Тескатлипока.
У каждого изображения бога может быть любое количество любых признаков. Поэтому для определения божества историко-культурный, календарный и ритуальный контексты могут значить не менее, чем иконографические атрибуты.
Автор: Дмитрий Иванов / https://vk.com/stygminum
Автор будет рад отзывам, постарается ответить на все вопросы и принять замечания.
Укороченная видеоверсия статьи представлена на Семинаре "Гайавата" 20 декабря 2015 г.:
Список использованной литературы:
1. Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / М. Агилар-Морено. – М.: Вече, 2011. – 544с.
2. Историки доколумбовой Америки и Конкисты. Книгу первая. Фернандо де Альва Иштлильшочитль. Хуан Баутиста де Помар / пер. с исп. В.Н. Талаха; под ред. В.А. Рубеля. – К.: Лыбидь, 2013. – 504с.
3. Леон-Портилья М. Философия нагуа. Исследование первоисточников / М. Леон-Портилья. – М.: Постум, 2011. – 480 с.
4. Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос) / под ред. А. Скромницкого и В.Н. Талаха. — К.: Blok.NOT, 2011. — 307 с.
4. Baquedano E. Tezcatlipoca as a Warrior. Wealth and Bells / E. Baquedano // Tezcatlipoca: trickster and supreme deity. – Colorado: University Press of Colorado, 2014. – P. 133-154.
5. Batalla Rosado J.J. Iconographic Characteristics of Tezcatlipoca in the Representations of Central Mexico. The Ezpitzal Case / J.J. Batalla Rosado // Tezcatlipoca: trickster and supreme deity. – Colorado: University Press of Colorado, 2014. – P. 48-66.
6. Bukland C.A. Codex Borbonicus: pages 21, 22, a critical assessment / C.A. Bukland // Journal de la Société des Américanistes. – 1957. – T. 46. - P. 157-163.
7. Gerritse S. Narrative and Ritual in the Codex Borgia. structural analysis of pages 29 to 46 of this Postclassic Mexican manuscript / S. Gerritse. – Delft, 2013. – 175 p.
8. Milbrath S. Heaven and Earth in Ancient Mexico: Astronomy and Seasonal Cycles in the Codex Borgia / S. Milbrath. – Austin, 2013. – 174 p.
9. Olivier G. Enemy Brothers or Divine Twins? A Comparative Approach between Tezcatlipoca and Quetzalcoatl, Two Major Deities from Ancient Mexico / G. Olivier // Tezcatlipoca: trickster and supreme deity. – Colorado: University Press of Colorado, 2014. – P. 67-100.
10. Saunders N.J. Symbolizing Tezcatlipoca / N.J. Saunders, E. Baquedano // Tezcatlipoca: trickster and supreme deity. – Colorado: University Press of Colorado, 2014. – P. 9-14.
11. Seler E. Codex Borgia. B.1 / E. Seler. – Berlin, 1904. – 353 s.
12. Seler E. Codex Borgia. B.2 / E. Seler. – Berlin, 1904. – 310 s.
13. Seler E. Codex Fejervary-Mayer / E. Seler. – Berlin, 1901. – 230 s.
14. Smith M.E. The Archaeology of Tezcatlipoca / M.E. Smith // Tezcatlipoca: trickster and supreme deity. – Colorado: University Press of Colorado, 2014. – P. 15-47.
15. Umberger E. Tezcatlipoca and Huitzilopochtli. Political Dimensions of Aztec Deities / E. Umberger // Tezcatlipoca: trickster and supreme deity. – Colorado: University Press of Colorado, 2014. – P. 101-132.