Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

История царства шести паланкинов

Стюфляев Максим
:::
Статьи и материалы
:::
майя

В данной заметке речь пойдет о Вакпиите, одном из многих царств майя классического периода, центром которого являлось современное городище Эль-Пальмар. До недавнего времени оно практически не привлекало внимания исследователей. Положение коренным образом изменилось после того, как несколько лет тому назад археологи обнаружили в Эль-Пальмаре иероглифическую лестницу, надпись на которой существенно обогатила наши знания об истории майя. Этот важный текст уже был опубликован на сайте «Мир индейцев» в переводе украинского исследователя В. Талаха. Тем не менее, некоторые его ключевые фрагменты оставляют возможность для различных интерпретаций, поэтому представляется целесообразным познакомить читателя с альтернативными точками зрения. Мы уделим значительное внимание иероглифической лестнице из Эль-Пальмара в рамках настоящего материала, который посвящен политической истории царства Вакпиит. С изложением истории других царств майя читатель может ознакомиться здесь: http://www.indiansworld.org/ancient_maya_st.html

Карта области майя

Карта региона   

Городище Эль-Пальмар расположено в юго-восточной части штата Кампече (Мексика), неподалеку от границы с Гватемалой и Белизом. В 1936 году в Эль-Пальмаре на протяжении нескольких недель работала экспедиция, которую возглавлял ведущий в то время американский исследователь культуры майя Э. Томпсон. Ее усилиями была в частности составлена первая карта «Главной группы» городища, проведены поверхностные исследования, сделаны эстампажи иероглифических надписей. Уже на том этапе исследований Эль-Пальмар привлек внимание специалистов как впечатляющей архитектурой (в пределах «Главной группы» располагаются несколько площадей, два пирамидальных храма, а также дворец и площадка для игры в мяч), так и большим собранием монументальных скульптур. В своем отчете Э. Томпсон сообщает, что на территории Эль-Пальмара были найдены 44 стелы и 7 алтарей. К сожалению, сохранность многих памятников оставляет желать лучшего. Вплоть до последнего времени они мало изучались эпиграфистами, хотя в 1950 году Т. Проскурякова в своей знаменитой работе «Исследование скульптур майя классического периода» привела фотографии и краткое описание некоторых стел из Эль-Пальмара.[i]

Коллективная фотография участников археологической экспедиции 1936 года в Эль-Пальмаре

Коллективная фотография участников археологической экспедиции 1936 года в Эль-Пальмаре. Крайний слева - Э. Томпсон

После экспедиции Э. Томпсона в Эль-Пальмаре долгие годы не велось легальных систематических раскопок. Археологический проект Эль-Пальмара стартовал лишь в декабре 1996 года, его руководителем стал мексиканский археолог К. Брокманн. Хотя проект планировался как долгосрочный, Брокманн провел в Эль-Пальмаре только три месяца, после чего приостановил полевые работы, покинул городище и больше уже не возвращался туда.[ii] По результатам экспедиции был составлен отчет, из которого в частности следует, что Брокманну удалось отыскать лишь 22 из 44 стел, о которых писал Томпсон. С 2007 года раскопками в Эль-Пальмаре руководят К. Цукамото и Х. Камачо, а эпиграфистом проекта является мексиканский исследователь О. Эспарса. Важнейшим результатом их работы стало значительное расширение пределов городища: выяснилось, что помимо описанной Томпсоном «Главной группы» в Эль-Пальмаре существовало еще, по меньшей мере, восемь архитектурных групп, расположенных в радиусе до 2, 5 км от центра.[iii] Самое впечатляющее и нашумевшее открытие последних лет связано не с центральной частью городища, а с периферийной «Группой Гусмана», где в 2009 году была обнаружена иероглифическая лестница, ступени которой покрыты длинной и очень интересной надписью.

На сегодняшний день помимо иероглифической лестницы в пределах Эль-Пальмара археологам удалось документировать 38 стел и 15 алтарей.[iv] Изучение этих памятников в настоящее время продолжается, полный анализ всего корпуса еще не опубликован. Тем не менее, кое-что об истории Эль-Пальмара сегодня уже можно сказать. Как и в других городищах майя, большинство монументов были созданы и установлены в ознаменование окончания важных периодов по Долгому счету. Соответственно, в иероглифических надписях повествуется, прежде всего, о проведенных правителем юбилейных церемониях, пышно отмечавшихся на городских площадях. Вероятно, в этих ритуальных действах принимало участие большое количество людей, превращая тем самым календарный обряд в мощнейший идеологический инструмент, способ легитимации власти священного владыки и поддержания его контакта с собственными подданными.[v] В своем диссертационном исследовании К. Цукамото упоминает ряд монументов из Эль-Пальмара, надписи на которых датируются промежутком с 554 по 884 годы. К числу раннеклассических он, исходя из стиля, в частности относит стелу 45, на которой, однако, не сохранилось четкой даты.[vi]

Сосуд из Икайче. Прорисовка К. Цукамото

Сосуд из Икайче. Прорисовка К. Цукамото

В надписях из Эль-Пальмара местные правители неоднократно названы «владыками Вакпиита». Вероятно, Вакпиит («Шесть паланкинов» в переводе на русский язык) – это название царства, столицей которого Эль-Пальмар являлся в древности.[vii] Также цари Вакпиита из поколения в поколение носили титул сак оок, точный смысл которого неясен.[viii] Насколько можно судить, на него имели право не только собственно цари, но также их родственники. На полихромном сосуде из городища Икайче, расположенного в 18 км к востоку от Эль-Пальмара, представлена сцена из жизни вакпиитского двора. Главный герой, сидящий на возвышении – это царь Ах-Сак-Бохб-Паат, который носит титулы сак оока, баахкаба[ix] и вакпиитского владыки. Напротив правителя сидит некий Ах-Йаш-Тохлоок, также обозначенный как сак оок. Таким образом, сразу два персонажа названы сак ооками, хотя из них реально царствовал только один.[x] Подобные династические титулы, своеобразные «визитные карточки», известны и в других царствах майя, например, «Священные Са’альские Владыки» регулярно добавляли к своему имени и «эмблемному иероглифу» титул сак чувен. Наконец, в надписи из пещеры в Нах-Туниче вакпиитский владыка Упакаль-К’инич, о котором подробнее будет сказано далее, обозначен дополнительно как «священный человек из Ибиля». Загадочные «Священные Ибильские Владыки» упоминаются на керамике, а также в Йашчилане и, возможно, Бонампаке, но точное местонахождение этого царства или области неизвестно.[xi] Титулы сак оок и «владыка Вакпиита» использовал уже К’ахк’-…лах-Чан-Йопаат, который в день 9.6.0.0.0, 9 Ахав 3 Вайеб (22 марта 554 года) отметил окончание двадцатилетия установлением возле «Храма II» в Эль-Пальмаре стелы с округлым алтарем.[xii]

Алтарь 10 из Эль-Пальмара. Прорисовка О. Эспарсы

Алтарь 10 из Эль-Пальмара. Прорисовка О. Эспарсы. Обратите внимание, в центре и четырех гранях алтаря были вырезаны портреты богов. К сожалению, в иероглифической надписи смысл этого изображения не поясняется, но оно, очевидно, связано с представлениями древних майя об устройстве космоса и сторонах света

Для понимания внешнеполитического курса вакпиитских владык, их места в системе альянсов, сложившейся в низменностях майя в классический период, решающее значение имеет надпись на стеле 12 из Эль-Пальмара. Текст сохранился лишь частично и без даты, но речь идет о ритуальном танце, исполненном местным царем, имя которого не читается, под наблюдением Йукноом-Ч’еена. Практически нет сомнений, что в данном случае подразумевается Йукноом-Ч’еен II, самый успешный «Священный Канульский Владыка», который находился на троне с 636 по 686 годы и правил из города Чиикнаахба (Калакмуль).[xiii] Он распространил свое влияние на обширную территорию, в том числе на царства Кампече, о чем убедительно свидетельствуют тексты на стелах 12 и 13 из Ушуля. Нет ничего удивительного в том, что правитель Вакпиита стал одним из многих вассалов Йукноом-Ч’еена II.

Стела 12 из Эль-Пальмара. Прорисовка О. Эспарсы

Стела 12 из Эль-Пальмара. Прорисовка О. Эспарсы

Несколько стел на «Большой площади» Эль-Пальмара датируются первой половиной VIII века. Например, стела 8, известная исследователям по фотографиям Э. Томпсона, была установлена по случаю окончания десятилетия в день 9.14.10.0.0, 5 Ахав 3 Мак (13 октября 721 года). В надписи на этом монументе сказано, что местный правитель, имя которого не сохранилось, отпраздновал наступление важной календарной даты традиционным обрядом разбрасывания комочков ароматной смолы. Любопытно, что в действе принимал участие видный сановник или жрец, обозначенный в тексте как ах к’ухуун.[xiv] Хорошо известно, что особы с титулом ах к’ухуун принадлежали к правящей элите в царствах майя классического периода, несли службу при дворе и в частности помогали правителям совершать обряды.[xv] В VIII веке влияние знати во многих царствах майя существенно возросло и, видимо, Вакпиит в этом отношении не являлся исключением. Рассматривая текст на иероглифической лестнице из Эль-Пальмара, мы еще получим возможность убедиться, что в своей деятельности цари опирались на поддержку широкого круга высокопоставленных лиц.[xvi]

Стела 8 из Эль-Пальмара. Фотография Э. Томпсона

Стела 8 из Эль-Пальмара. Фотография Э. Томпсона

Отдельно стоит также упомянуть стелу 10 из Эль-Пальмара, которая в настоящее время упала и остается на «Большой площади». Э. Томпсон изначально полагал, что ее установили к окончанию двадцатилетия 9.14.0.0.0, 6 Ахав 13 Муваан (5 декабря 711 года), однако впоследствии предложил более позднюю дату 9.15.15.0.0, 9 Ахав 18 Шуль (4 июня 746 года). В данном случае очень важно установить точную хронологию монумента, поскольку в надписи на нем упомянут владыка по имени Упакаль-К’инич, вероятно, тот самый вакпиитский правитель, который фигурирует также в повествовании на иероглифической лестнице из Эль-Пальмара.[xvii]

Открытие иероглифической лестницы вызвало немалый резонанс в СМИ и, несомненно, значительно повысило интерес исследователей к Эль-Пальмару. Как уже было сказано, она располагалась в «Группе Гусмана» в 1,3 км к северу от «Главной группы». Лестница состоит из шести ступеней и 109 камней, а надпись на ней, по оценкам специалистов, изначально включала 164 иероглифических блока.[xviii] Поскольку в настоящее время украинский исследователь В. Талах уже опубликовал на сайте «Мир индейцев» полный перевод этого крайне важного текста на русский язык[xix], мы в нашей заметке ограничимся комментарием к содержащейся в нем политической информации. Сразу отмечу, что наша интерпретация отдельных фрагментов надписи несколько отличается от видения, предложенного В. Талахом, поэтому мы сочли необходимым познакомить читателей сайта с альтернативными мнениями по спорным вопросам.

Иероглифическая лестница из Эль-Пальмара

Иероглифическая лестница из Эль-Пальмара

Прежде всего, находка в Эль-Пальмаре способна существенно повлиять на устоявшиеся представления о масштабе контактов между царствами майя. Дело в том, что, хотя правители майя постоянно воевали между собой и стремились поставить под контроль соседей, эти конфликты, как правило, охватывали ограниченную территорию. Дальние экспедиции, такие как походы канульских владык на город Лакамху (Паленке), случались редко, мирные же дипломатические контакты вообще практически не освещены в надписях. Между тем, повествование на иероглифической лестнице из Эль-Пальмара начинается с того, что в ночь 9.14.14.13.19 /9.14.14.14.0, 8 Кавак /9 Ахав 17 Йашк’ин (с 28 на 29 июня 726 года) в город Хушвитик к Шукуупскому владыке Вашаклахуун-Убаах-К’авиилю явился Ах-Пач’-Вааль, человек из Тишаха. Хушвитик – это древнее название Копана, столицы Шукуупского царства, самым знаменитым из правителей которого был Вашаклахуун-Убаах-К’авииль, находившийся на троне с 695 по 738 годы.[xx] Ах-Пач’-Вааль – главный герой всего рассказа, в надписи много внимания уделено его родителям и другим предкам. В частности мать Ах-Пач’-Вааля Иш-Виник-Ахав носит высокие титулы «главной владычицы» и «владычицы людей Тоок’», а его отец, тоже «человек из Тишаха», назван лакамом Упакаль-К’инича. Тишах – это не упоминающаяся в других надписях местность, из которой происходила семья Ах-Пач’-Вааля, возможно, древнее название «Группы Гусмана», в которой была найдена иероглифическая лестница. Особы с титулом лакам фигурируют в текстах классического периода сравнительно редко, А. Лакадена предположил, что его получали лица, управлявшие небольшими административными единицами, селениями или городскими кварталами.[xxi] Упакаль-К’инич, которому служил отец Ах-Пач’-Вааля – это, по всей видимости, тот самый владыка Вакпиита, установивший стелу 10 из Эль-Пальмара.[xxii]

Портреты Вашаклахуун-Убаах-К'авииля на стелах из Копана

Портреты Вашаклахуун-Убаах-К'авииля на стелах из Копана. Слева направо: стелы C, A, B

Итак, Ах-Пач’-Вааль не был царем Вакпиита и, судя по всему, даже не принадлежал к правившему там роду. Скорее всего, он, как и его предки, занимал должность лакама. Не подлежит сомнению, однако, что Ах-Пач’-Вааль стал в Вакпиите влиятельной политической фигурой и получил возможность отправиться в далекий Хушвитик, расположенный примерно в 400 км к югу от Эль-Пальмара, на границе соприкосновения майя с немайяскими народностями. Из надписи не вполне понятен характер и цели экспедиции. Видный специалист по иероглифической письменности майя Д. Стюарт одним из первых предположил, что Ах-Пач’-Вааль явился в Шукууп с дипломатической миссией, эта интерпретация стала очень популярной, не случайно В. Талах назвал свою публикацию перевода надписи «Записками майяского дипломата». Тем не менее, в самом тексте Ах-Пач’-Вааль не назван «посланником», хотя в других иероглифических надписях соответствующий термин встречается. Кроме того, давно замечено, что такой жанр, как тексты на ступенях иероглифических лестниц, имеет свою специфику и почти всегда связан с описанием военных побед (в качестве примера достаточно вспомнить иероглифические лестницы из Паленке, Дос-Пиласа или Йашчилана). Одной из обязанностей лакамов, к числу которых принадлежал Ах-Пач’-Вааль, было, насколько можно судить, руководство военными отрядами. На сосуде К5763[xxiii] несколько лакамов запечатлены в облике воинов с дротиками в руках. Между тем, сведения о совершении ими дипломатических поручений отсутствуют. Принимая во внимание все вышеизложенное, возникает вопрос: возможно, на иероглифической лестнице из Эль-Пальмара речь идет о военной акции?

Сосуд K5763

Сосуд K5763

В поисках ответа обратимся к ключевой части текста, ступеням IV и V. Там сказано, что в день 9.14.15.0.0, 11 Ахав 18 Сак (17 сентября 726 года) была завершена резная скульптура в доме Ах-Пач’-Вааля и его супруги Иш-Хиш-Мутуль. Очевидно, речь идет об обряде освящения самой лестницы. Любопытно, что в связи с этим событием в тексте упомянуты сразу три царя: вакпиитский владыка Йунен-…, шукуупский владыка Вашаклахуун-Убаах-К’авииль и «Священный Канульский Владыка» Йукноом-Тоок’-К’авииль. Как все эти персонажи связаны между собой? К сожалению, некоторые очень важные части текста разрушены, но в блоках I1-M1 перед именем Вашаклахуун-Убаах-К’авииля сохранилось словосочетание уча'ан, «его хозяин» или «его опекун», которое в иероглифических надписях обычно предшествует упоминаниям пленника.[xxiv] Далее следует имя «Священного Канульского Владыки» Йукноом-Тоок’-К’авииля, которого «сопровождал» вакпиитский владыка Йунен-…. Поскольку археологам пока не удалось отыскать недостающие фрагменты ступени V, любая реконструкция событий остается гипотетической и проблемной. Тем не менее, употребление по отношению к Вашаклахуун-Убаах-К’авиилю эпитета учa'ан наводит на мысль, что в 726 году этот знаменитый правитель был взят в плен. По-видимому, для войны против Шукуупа «Священный Канульский Владыка» Йукноом-Тоок’-К’авииль создал коалицию, к которой примкнул его вассал, правитель Вакпиита Йунен-…. Лакам Ах-Пач’-Вааль принял активное участие в походе, вероятно, возглавив один из вакпиитских отрядов. Можно даже рискнуть предположить, что именно ему был поручен штурм дворца в Хушвитике, в таком случае понятно, почему чужеземец явился к Вашаклахуун-Убаах-К’авиилю в ночное время суток. Спустя несколько месяцев после победоносной военной кампании прославившийся сановник удостоился чести украсить собственную резиденцию иероглифической лестницей, в надписи на которой рассказал потомкам о своих подвигах.

Ступень 5 иероглифической лестницы из Эль-Пальмра. Фотографии К. Цукамото

Ступень V иероглифической лестницы из Эль-Пальмара. Фотографии К. Цукамото

Повторимся, что все вышеизложенное – это пока лишь одна из возможных интерпретаций текста. Тем не менее, версия военного конфликта представляется нам более обоснованной, чем дипломатическая миссия. Тот факт, что после 726 года царствование Вашаклахуун-Убаах-К’авииля длилось еще двенадцать лет, не должен нас удивлять. Хорошо известно, что цари майя могли сохранить жизнь побежденному противнику и даже оставить его у власти в обмен на политическую лояльность. Например, «Священный Баакальский Владыка» К’инич-К’ан-Хой-Читам II удержался на троне после поражения в войне против царства Попо’ (Тонина).[xxv] Можно предположить, что и в этом случае дело кончилось неким соглашением. Показательно, что на иероглифической лестнице из Эль-Пальмара Вашаклахуун-Убаах-К’авииль назван просто шукуупскким владыкой, а не «Священным Шукуупским Владыкой». Как показал в свое время Н. Грюбе, отсутствие в титуле правителя майя прилагательного «священный» может свидетельствовать о его подчиненном статусе.[xxvi] Спустя двенадцать лет, в 738 году, Вашаклахуун-Убаах-К’авииль пал жертвой в конфликте с царством Цу’ (Киригуа). Исследователей давно интересовал вопрос, каким образом скромное Цу’, на протяжении почти всей своей истории зависимое от Шукуупа, сумело справиться с могущественным соседом? Есть основания полагать, что усиление Цу’ объясняется союзом этого царства с Канулем. На стеле I из Киригуа под 736 годом упоминается новый канульский владыка Вамаав-К’авииль.[xxvii] Подробности взаимоотношений неясны, но в свете новой находки в Эль-Пальмаре можно предположить, что Кануль сделал ставку на Цу’ в южном регионе. Возможно, к 738 году Вашаклахуун-Убаах-К’авииль нарушил старый договор или произошли еще какие-то неизвестные нам перемены, послужившие причиной новой войны. Надеемся, по мере открытия новых надписей появится возможность подтвердить или опровергнуть нашу версию развития событий.

Иероглифический текст на стеле I из Киригуа. Фотография Т. Толлеса

Иероглифический текст на стеле I из Киригуа. Фотография Т. Толлеса

Возвращаясь собственно к истории царства Вакпиит, следует сказать также об установленных в IX веке стелах 16 и 14 из Эль-Пальмара. Стела 16 находится на северном конце «Большой площади». На лицевой ее стороне изображен правитель, который держит в руке скипетр с изображением бога К’авииля, один из символов царской власти. У его ног можно увидеть меньшую фигуру, которую К. Цукамото называет «карликом», хотя не исключено, что это связанный пленник. В надписи на правой стороне монумента говорится о традиционном для юбилейных церемоний обряде разбрасывания комочков ароматической смолы, проведенном в день окончания десятилетия 9.18.10.0.0, 10 Ахав 8 Сак (19 августа 800 года). Повествование некогда продолжалось на левой стороне, но теперь эта часть текста слишком разрушена для чтения. Стела 14 была установлена ровно двадцатью годами позднее, в день 9.19.10.0.0, 8 Ахав 8 Шуль (6 мая 820 года). На сей раз церемонию в честь завершения календарного десятилетия провел правитель по имени …-Полав-Чан-Йопаат, который носит традиционный для вакпиитских владык титул сак оок.[xxviii]

Стела 16 из Эль-Пальмара. Прорисовка О. Эспарсы

Стела 16 из Эль-Пальмара. Прорисовка О. Эспарсы

На «Площади К’авииля», являющейся частью «Главной группы», Э. Томпсон в ходе своей экспедиции сфотографировал небольшой фрагмент монумента, обозначенный им как стела 41 из Эль-Пальмара. На памятнике можно различить дату Календарного круга, но сохранилась она плохо. С. Морли и Э. Томпсон опознали дату как 8 Ахав 8 Моль, что должно соответствовать Долгому счету 10.2.15.0.0 (30 мая 884 года). Если их реконструкция верна, то следует признать Вакпиит одним из последних царств майя классического периода, в котором устанавливались юбилейные монументы. Впрочем, Т. Проскурякова считала датировку, предложенную Морли и Томпсоном, слишком поздней, и подчеркивала, что с точки зрения стиля стела 41 мало отличается от стелы 12 из Эль-Пальмара. В настоящее время вопрос о точной хронологической привязке этого монумента остается открытым.[xxix]

Таким образом, надписи из Эль-Пальмара позволяют проследить историю царства Вакпиит, по крайней мере, с VI по IX века и свидетельствуют о том, что оно играло важную роль в регионе. Поскольку полный анализ всех текстов из Эль-Пальмара в настоящее время еще не опубликован, то и представленное в данной заметке изложение истории Вакпиита остается неполным. Тем не менее, можно сказать, что в VII-VIII веках местные правители попали в зависимость от Канульского царства, которое тогда находилось в зените славы. Надписи позволяют также сделать вывод, что при осуществлении своей политики цари Вакпиита опирались на поддержку высшей знати, в частности лакамов и ах к’ухуунов. Конкретные причины упадка царства пока неясны, но его гибель стала частью общего коллапса цивилизации майя классического периода.



[i] Proskouriakoff T. A Study of Classic Maya Sculpture. – Washington D.C.: Carnegie Institution of Washington, 1950. – 220 p. URL: http://www.mesoweb.com/publications/Proskouriakoff/Proskouriakoff.pdf Подробнее об итогах экспедиции Э. Томпсона смотрите: Tsukamoto K. Politics in Plazas: Classic Maya Ritual Performance at El Palmar, Campeche, Mexico. PhD Dissertation, The University of Arizona, 2014. – P. 82-88.

[ii] Tsukamoto K. Politics in Plazas… P. 89-90.

[iii] Esparza O., Tsukamoto K. Espacios de la escenografia ritual // Los mayas: voces de piedra / Coordinacion Ed. A. Martinez de Velasco y M. Elena Vega. – Mexico: Ambar Diseño, 2011. – P. 396.

[iv] Принимая во внимание, что некоторые зафиксированные Томпсоном монументы теперь утрачены, стелы из Эль-Пальмара обозначают цифрами от 1 до 54. Смотрите: Tsukamoto K. Politics in Plazas… P. 159-163.

[v] Из надписей следует, что юбилейная церемония включала целый ряд обрядов, в том числе установление стел, разбрасывание комочков ароматической смолы и ритуальные танцы. Подробнее об использовании правителями майя юбилейных церемоний как средства легитимации собственной власти смотрите главу «Юбилейные церемонии. Время и царская власть в обществе майя классического периода» очерка «Календарь майя», опубликованного на сайте «Мир индейцев». URL: http://www.indiansworld.org/ancient_maya_st.html

[vi] Tsukamoto K. Politics in Plazas… P. 266.

[vii] Название состоит из цифры шесть (на языке майя вак), а также иероглифа, для которого Д. Беляев предложил чтение PIIT, «паланкин». Подробнее об этом знаке смотрите: Stone A., Zender M. Reading Maya Art: A Hieroglyphic Guide to Ancient Maya Painting and Sculpture. – London - New York: Thames and Hudson, 2011. – P. 98-99.

[viii] Возможны переводы «белодолинный» или «белоногий». В своем диссертационном исследовании К. Цукамото со ссылкой на личное сообщение С. Гюнтера отмечает, что титул сак оок присутствует в подписях резчиков на притолоке 26 из Йашчилана и стеле 2 из Рио-Асуля. Если эти скульпторы принадлежали к правящей династии Вакпиита, то наше представление о масштабе внешних связей царства «шести паланкинов» существенно расширяется, хотя делать слишком смелые выводы пока преждевременно. Смотрите: Tsukamoto K. Politics in Plazas… P. 316.

[ix] Правители майя классического периода из разных царств очень часто называли себя баахкабами. Функции этого титула не вполне понятны, хотя возможен перевод «главный на земле». Позднее на Юкатане бакабами называли четверых держателей небес.

[x] Tsukamoto K. Politics in Plazas… P. 309-310.

[xi] О дешифровке логограммы IB и об ибильских владыках смотрите: Tokovinine A. Beans and Glyphs: A Possible IB Logogram in the Classic Maya Script // The PARI Journal. – 2014. – Vol. XIV, No. 4. – P. 10-16. URL: http://www.mesoweb.com/pari/publications/journal/1404/IB.pdf

[xii] Tsukamoto K. Politics in Plazas… P. 268-270.

[xiii] Поскольку дата события неизвестна, нельзя полностью исключать, что на стеле из Эль-Пальмара упомянут Йукноом-Ч’еен I, который царствовал в Кануле в V или VI веке. Тем не менее, такая интерпретация представляется маловероятной, поскольку о Йукноом-Ч’еене I известно крайне мало, тогда как Йукноом-Ч’еен II проводил очень активную внешнюю политику и фигурирует в надписях на монументах из целого ряда городищ майя. Следует также отметить, что Т. Проскурякова в своем исследовании скульптур майя на основании стиля датировала стелу 12 из Эль-Пальмара «формативной фазой» (593-692 годы), что вполне соответствует времени правления Йукноом-Ч’еена II. Смотрите: Proskouriakoff T. A Study of Classic Maya Sculpture… P. 115; Esparza O., Tsukamoto K. Espacios de la escenografia ritual… P. 399.

[xiv] Tsukamoto K. Politics in Plazas… P. 270, 273-274.

[xv] Подробнее об ах кухуунах: Jackson S., Stuart. D. The Aj K'uhun Title: Deciphering a Classic Maya Term of Rank //Ancient Mesoamerica. – 2001. – Vol. 12. – P. 217-228; Zender M. Study of Classic Maya Priesthood. PhD Dissertation, University of Calgary, 2004. – P. 180-195. Смотрите также главу «Обитатели царского двора: элита общества майя в классический период» из вводного очерка к «Истории царств майя». URL: http://www.indiansworld.org/obitateli-carskogo-dvora-elita-obshchestva-mayya-v-klassicheskiy-period.html

[xvi] Два ах к’ухууна присутствуют также и в дворцовой сцене на вышеупомянутом сосуде из Икайче.

[xvii] Tsukamoto K. Politics in Plazas… P. 274-276.

[xviii] Tsukamoto K. Politics in Plazas… P. 282.

[xix] Талах В. Н. Записки майяского дипломата // Повествование говорящих ступеней. URL: http://www.indiansworld.org/zapiski-mayyaskogo-diplomata.html

[xx] Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and Queens: Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya. 2nd edition. – London - New York: Thames and Hudson, 2008. – P. 203-205.

[xxi] Lacadena A. El título lakam: evidencia epigráfica sobre la organización tributaria y militar interna de los reinos mayas del Clásico // Mayab. – 2008. – No. 20. – P. 23-43. Смотрите также главу «Обитатели царского двора: элита общества майя в классический период» из вводного очерка к «Истории царств майя». URL: http://www.indiansworld.org/obitateli-carskogo-dvora-elita-obshchestva-mayya-v-klassicheskiy-period.html

[xxii] С этой точки зрения более предпочтительна датировка стелы 10 из Эль-Пальмара 711, а не 746 годом. Д. Беляев отметил, что владыка Вакпиита Упакаль-К’инич упомянут также в надписи из пещеры в Нах-Туниче, хотя связанная с ним дата остается спорной, поэтому нет уверенности в том, тот же самый это персонаж или его позднейший тезка. Смотрите: Tsukamoto K. Politics in Plazas… P. 313-315.

[xxiii] Изделия из керамики майя принято обозначать по их номеру в базе данных Д. Керра. База доступна в режиме онлайн. URL: http://research.mayavase.com/kerrmaya.html

[xxiv] Tsukamoto K. Politics in Plazas… P. 302. Ради объективности нужно сказать, что для слова чa'ан известно также другое значение «зрелище, наблюдение». Смотрите примечание 11 к переводу В. Талаха.

[xxv] Stuart D. Longer Live the King: The Questionable Demise of K'inich K'an Joy Chitam of Palenque // The PARI Journal. – 2003. – Vol. IV, No. 1. – P. 1-4. URL: http://www.mesoweb.com/pari/publications/journal/401/media/LongerLivetheKing.pdf

[xxvi] Grube N. Toponyms, Emblem Glyphs, and the Political Geography of Southern Campeche // Anthropological Notebooks. – 2005. – Vol. 11, No. 1. – P. 91-93. Это правило, к слову, применимо и в отношении правителей Вакпиита, которые в своем титуле также опускают прилагательное «священный».

[xxvii] Martin S., Grube N. Chronicle… P. 219.

[xxviii] Tsukamoto K. Politics in Plazas… P. 276-279; Esparza O., Tsukamoto K. Espacios de la escenografia ritual… P. 397-398.

[xxix] Proskouriakoff T. A Study of Classic Maya Sculpture… P. 128; Tsukamoto K. Politics in Plazas… P. 278, 280-281.