Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Пересмотр хронологии Каминальхуйу: возможно, период расцвета городища следует сократить примерно на триста лет

Стюфляев Максим
:::
Статьи и материалы
:::
майя

Данная заметка представляет собой изложение в упрощенной форме основных положений следующей статьи: Inomata T., Ortiz R., Arroyo B., Robinson E. Chronological Revision of Preclassic Kaminaljuyú, Guatemala: Implications for Social Processes in the Southern Maya Area // Latin American Antiquity. – 2014. – Vol. 25, No. 4. – P. 377-408.

Стела 11 из Каминальхуйу. Пример монумента с портретом царя

Городище Каминальхуйу расположено в современной Гватемале на окраинах столицы страны. Оно активно изучается археологами еще с 30-х годов прошлого века и получило широкую известность как крупнейший центр доклассического периода в южной области майя. Созданная на основе материалов из Каминальхуйу традиционная хронология дала почву для доминировавшего долгое время представления, в соответствии с которым цивилизация майя зародилась на юге в горной зоне и лишь позднее многие ее ключевые черты (иероглифическая письменность, институт царской власти, традиция установления стел с портретами правителей) распространились в Петене.[i] Однако в декабре 2014 года в авторитетном профильном научном журнале Latin American Antiquity группой исследователей была опубликована большая статья, основной тезис которой заключается в том, что начало некоторых фаз хронологии Каминальхуйу в доклассический период может быть «сдвинуто» вперед примерно на триста лет. Если гипотеза авторов верна, то многие центры майя в южной области прошли через политический кризис около 400 года до нашей эры, одновременно со знаменитым ольмекским городищем Ла-Вентой, а централизованные государства майя, возглавляемые изображавшимися на каменных стелах священными владыками, появились около 100 года до нашей эры одновременно в горной Гватемале и в Петене.

Так называемая южная область майя, включающая восточные районы Чьяпаса, Тихоокеанское побережье и нагорье Гватемалы, а также западную часть Сальвадора, давно считается одним из очагов рождения цивилизации в Мезоамерике. Уточнение хронологии Каминальхуйу имеет ключевое значение для правильного понимания истории всего региона. В соответствии с оценкой Э. Шука и М. Попеноэ де Хатч, являющейся на сегодняшний день общепринятой, расцвет Каминальхуйу в так называемые фазы Вербена и Ареналь приходится на период с 400 года до нашей эры по 100 год нашей эры.[ii] Это означает, что уже в то далекое время городище стало столицей крупного политического объединения, возглавляемого царями. Хронология Шука и Попеноэ де Хатч подтолкнула многих исследователей к выводу, что институт царской власти появился у майя южной области существенно раньше, чем в низменностях. Свои цари в Каминальхуйу, вероятно, имелись уже в фазу Вербена и продолжали властвовать в фазу Ареналь. Это подтверждается как находками царских гробниц с богатыми подношениями, так и установлением каменных стел, украшенных портретами правителей. Кроме того, в эпоху расцвета Каминальхуйу там наблюдался настоящий строительный бум, который был бы невозможен без централизованной организации труда большого количества людей. Для сравнения, в низменностях майя богатые гробницы, бесспорно принадлежавшие царям, появляются лишь около 100 года до нашей эры или даже позднее.

Но так ли уж надежна эта общепринятая хронология? Т. Иномата, Р. Ортис, Б. Арройо и Е. Робинсон изучили новые и уже известные датировки из Каминальхуйу и связанных с ним городищ, полученные методом радиоуглеродного анализа. Также они сопоставили керамику из Каминальхуйу, соседних регионов в Гватемале и Западном Сальвадоре, бассейна реки Грихальвы в Чьяпасе и низменностей майя. Общий вывод исследователей сводится к тому, что хронология Каминальхуйу нуждается в пересмотре. В частности они отмечают, что, хотя в схеме Шука и Попеноэ де Хатч фаза Провиденсия приходится на средний доклассический период, ее керамика сходна с керамикой позднего доклассического периода из других регионов. Керамика последующей фазы Вербена имеет важные черты, характерные также для изделий начала протоклассического периода в низменностях майя, в частности для керамики фазы Кавак в Тикале (100 год до нашей эры – 150 год нашей эры).[iii]

Если же говорить о радиоуглеродных датировках, то исследования последних лет показывают, что первые датировки материалов из Каминальхуйу, полученные в 1953-1954 годах в Чикагском университете и ставшие основой для традиционной хронологии, являются в значительной степени ошибочными. Гораздо более точные датировки были получены Йельским университетом 1956-1958 годах. Примечательно, что они не подтверждают хронологию Шука и Попеноэ де Хатч. Новые датировки из Каминальхуйу и соседних городищ дали основания для вывода, что фазы Провиденсия и Вербена начались примерно на триста лет позднее, чем принято считать. Таким образом, если Шук и Попеноэ де Хатч относили фазу Провиденсия к среднему доклассическому периоду, то у Иноматы и его коллег она соответствует позднему доклассическому периоду (350-100 годы до нашей эры). Соответственно, если в традиционной хронологии фазы Вербена и Ареналь, то есть расцвет Каминальхуйу, приходились на 400 год до нашей эры – 100 год нашей эры, то после пересмотра датировок фаза Вербена начинается в 100 году до нашей эры, а фаза Ареналь завершается в 150 году нашей эры, знаменуя упадок Каминальхуйу.[iv]

Реконструкция КаминальхуйуЕсли эта обновленная хронология, предложенная Иноматой и его коллегами, станет общепринятой, то такой существенный пересмотр датировок сильно повлияет на наше представление о процессе становления цивилизации майя в целом. Во-первых, он означает, что около 400 года до нашей эры в южной области имели место значительные перемены, которые могут быть названы коллапсом среднего доклассического периода. Перед 400 годом до нашей эры в Наранхо[v], Такалик-Абахе и других южных центрах устанавливались монументы, что, вероятно, говорит о взаимодействии элит на обширной территории, в том числе о контактах названных городов с расположенным на побережье Мексиканского залива крупным ольмекским центром Ла-Вентой. Но около 400 года до нашей эры Ла-Вента, а также многие центры в долине Грихальвы (Чьяпас) приходят в упадок. Если следовать традиционной хронологии Шука и Попеноэ де Хатч, то получается, что южную область майя этот кризис затронул мало, а Каминальхуйу и Такалик-Абах продолжали развиваться. Однако новая хронология Иноматы и его коллег кардинальным образом все меняет. При ее принятии получается, что потрясения средней доклассики не обошли стороной южную область майя. Расположенное неподалеку от Каминальхуйу городище Наранхо практически обезлюдело около 350 года до нашей эры. Во всем регионе отмечается резкое сокращение численности населения. Кризис удалось полностью преодолеть лишь около 100 года до нашей эры, когда начался расцвет Каминальхуйу в фазу Вербена.[vi]     

Второй важный вывод, проистекающий из пересмотренной хронологии Каминальхуйу, заключается в том, что письменность, централизованные политические образования, институт царской власти и традиция установления ритуальных стел развивались в южной области и в низменностях майя практически одновременно, около 100 года до нашей эры. Ранние монументы в стиле майя с иероглифическими надписями из городищ региона, в том числе алтарь 48 из Такалик-Абаха, датируемые традиционно 400 или 300 годом до нашей эры, теперь могут быть датированы 100 годом до нашей эры. Царские гробницы в Каминальхуйу оказываются современными первым аналогичным погребениям в Тикале. Большинство украшенных портретами царей монументов в стиле майя из Каминальхуйу, Такалик-Абаха и других центров на юге, вероятно, датируются протоклассическим периодом (100 год до нашей эры – 150 год нашей эры). Как показали открытия в Сан-Бартоло (Петен), в рассматриваемую эпоху у майя низменностей также уже существовала иероглифическая письменность и появились цари (на фресках присутствует титул ахав, «владыка»). Следовательно, становление первых царств в Петене не может быть объяснено прогрессивным влиянием с юга, о котором часто писали ранее.[vii]

Таким образом, пример Каминальхуйу ярко показывает нам огромное значение точной датировки археологического материала. Мы видим, что пересмотр хронологии порой может привести к ломке, казалось бы, незыблемых и давно устоявшихся представлений.

Традиционная хронология Каминальхуйу:

Фаза Аревало                     1200-1000 годы до нашей эры

Фаза Лас-Чаркас             1000-750 годы до нашей эры

Фаза Махадас                 750-700 годы до нашей эры

Фаза Провиденсия         700-400 годы до нашей эры

Фаза Вербена                400-200 годы до нашей эры

Фаза Ареналь               200 год до нашей эры – 100 год нашей эры

Фаза Санта-Клара    100-200 годы нашей эры

Фаза Аврора              200-400 годы нашей эры

Пересмотренная хронология Каминальхуйу:

Фаза Лас-Чаркас   800-350 годы до нашей эры

Фаза Провиденсия 350-100 годы до нашей эры

Фаза Вербена       100 год до нашей эры – 50 год нашей эры

Фаза Ареналь     50-150 годы нашей эры

Фаза Санта-Клара 150-250 годы нашей эры

Фаза Аврора    250-400 годы нашей эры


[i] Эта точка зрения хорошо известна русскоязычному читателю в частности по работам советского и российского археолога В. Гуляева, который писал: «Во всяком случае мы можем сейчас констатировать, что к середине 1 тысячелетия до н.э. основная часть Центральной и Северной областей была прочно освоена земледельческими общинами майя, пришедшими сюда из различных мест горной зоны. Не подлежит сомнению и тот факт, что горные майя несколько опережали тогда в своем культурном развитии собратьев из равнинной лесной зоны. Многие важнейшие черты классической цивилизации майя: иероглифическая письменность, каменные скульптурные стелы и алтари, нефритовые украшения и мозаичные маски, погребения вождей в пирамидах храмов - появляются раньше именно у горных майя». Смотрите: Гуляев В. И. Древние цивилизации Америки. – М.: Вече, 2008. – С. 196.

[ii] Русскоязычный читатель может узнать больше о Каминальхуйу и его традиционной хронологии из статьи известного российского майяниста Д. Беляева. Смотрите: Беляев Д. Д. Под сенью Птичьего Божества: формирование идеологии царской власти на Гватемальском нагорье в I тыс. до н.э. // Ойкумена. – 2012. - №3. – С. 8-22.

[iii] Inomata T., Ortiz R., Arroyo B., Robinson E. Chronological Revision of Preclassic Kaminaljuyú… P. 380-383.

[iv] Ibid. P. 383-401.

[v] В данном случае Наранхо – это городище в 3 км к северу от Каминальхуйу, один из крупнейших центров региона в I тысячелетии до нашей эры. Оно известно в частности благодаря найденному на его территории большому количеству гладких (лишенных резьбы) монументов. Наранхо в горной Гватемале следует четко отличать от одноименного городища в Петене, столицы одного из наиболее могущественных царств майя классического периода.

[vi] Ibid. P. 402.

[vii] Ibid. P. 403.