Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Что не случится в 2012 году

Стивен Хаустон
:::
Статьи и материалы
:::
майя

Рис. 1 Часть монумента 6 из Тортугеро: pI5-pL5 (зарисовка Свена Гронмейера) ||| 33Kb
Эпиграфисты ожидают 2012 год с нетерпением. Сейчас уже звучат и будут звучать неправильные заявления, создаваться плохие голливудские фильмы, глупые репортажи и прочая нелепица о значении 2012 года для древних майя. Любая вообразимая тревога будет завязываться на это ключевое событие в календаре майя. Будем откровенны, к нашей сфере деятельности снова проявится интерес общественности, которые учёные могут использовать на благо… если общественность, конечно, соизволит выслушать нас. Огромная этнография заблуждений ожидает того, кто пожелает внимательно изучить Интернет-ресурсы.

Подобная этнография не является моей целью в этой статье. Наоборот, я хочу донести здесь mea culpa и внести поправки. В 1996 году Стюарт и я обсуждали часть текста на монументе 6 из Тортугеро, предполагая, что 13.0.0.0.0 в день 4 Ахав 3 К'анк’ин, 10 декабря 2012 года по юлианскому календарю, бог «спустится», ye-ma или yemal, что было воспринято как практически уникальный пример пророчества классического периода. Почему уникальное? … потому что когда классические тексты упоминают будущее, они обычно охватывают «обезличенные временные события, которые можно уверенно предугадать» (Houston and Stuart 1996:301, fn. 7). Стюарт и я оставили небольшую отступную лазейку, допуская, что «с этим переводом есть некоторые технические проблемы» (ibid.).

Рис. 2 Часть алтаря 1 из Наранхо: J5-J11 (зарисовка Яна Грэма)
На важных, последних частях монумента 6 записано отдалённое число, которое отсчитывается от главного события надписи (Рис. 1). Более ранним событием является посвящение (EL?-le-NAAH-ji-ja) здания, которое, несомненно, расположено на этой панели в форме буквы Т (E6-F6, [9.11.16.8.18]). Будущие события описаны как tzuhtzjoom u 13 pih 4 Ajaw 3 Uniiw utoom, все «обезличены» и «легко предсказуемы» до такой степени, как будто они прямые указания на завершение главного цикла в определенном календарном круге. Далее следуют маркер ‘i-, разрушенный иероглиф и ye-? 9 YOOK-TE’ ta … Читая этот текст, что бы ни шло за ‘i- оно будет указывать на последовательность событий в будущем. То есть именно то, о чём мы и писали в 1996 году.

Помимо этого монумента есть ещё два текста, в которых содержится схожие даты. Один текст дошёл до нас из Наранхо, Гватемала, и сейчас его можно увидеть в музее Пополь-Вух в городе Гватемала (Рис. 2, Graham 1978:103). Второй текст был недавно найден Марселло Кануто (Йельский университет) в Ла-Короне, Гватемала, и был зарисован Дэвидом Стюартом.

Последняя часть текста из Наранхо заканчивается отсчётом вперёд до даты в будущем, 10.0.0.0.0 7 Ахав 18 Сип (по юлианскому календарю 11 марта 830 года). Таким образом, надпись переносит в будущее на многие десятилетия после последней современной для монумента даты, а затем, в конце, переносит назад к текущей дате (9.)8.0.0.0 5 Ахав 3 Ч'ен (по юлианскому календарю 22 августа 593 года). Именно тогда правитель кадил курильницей, предположительно освящая текст и, согласно Стеле 38, два других камня, вероятно Стелы 38 и 39 (обе стелы были найдены у Здания D-1 в Наранхо). Текст, соответственно, сначала указывает на настоящее время, затем переносит в будущее время и, наконец, переносит обратно в настоящее.

Рис. 3 Часть панели 2 из Ла-Короны: V5-V8 (зарисовка Дэвида Стюарта) Последняя часть панели из Ла-Короны во многом схожа (Рис. 3). Основной датой здесь выступает дата освящения самих панелей - последней современной для них датой является 9.12.5.7.4 4 К'ан 7 Мак, по юлианскому календарю 24 октября 677 года. Практически как игрушка йо-йо текст переносит нас вперёд к 9.12.10.0.0 (по юлианскому календарю 7 мая 682 года), затем от основной даты 4 К'ан снова вперёд к 9.12.15.0.0 (по юлианскому календарю 11 апреля 687 года) и, в той же манере, снова вперёд к 9.13.0.0.0 (по юлианскому календарю 15 марта 692 года) – одно из самых волнительных времён для майя классического периода из-за начала 13 цикла. Важная часть текста прерывается следующей надписью: i-u-ti/tu? 4 K’an 7 Mak. Параллель с монументом 6 из Тортугеро очевидна – из будущего времени нас возвращают в настоящее посредством фразы, начинающейся с i-.

О чём бы монумент 6 ни собирался нам сообщить, вся эта информация относится к освящению здания, с которым ассоциируется данная скульптура. Здесь нет ничего касательно пророчеств или предполагаемых ужасных событий, которые ждут нас в 2012 году. Об этом майя хранят молчание… или, если говорить по правде, особо и не беспокоились.

Примечание - 9 Yookte’ (Болон Йоокте') символическое выражение. Когда к выражению присоединяется K’UH, то оно означает некое множество богов. Это указывает на последовательность божеств, собранных или размещённых по порядку в начале последнего большого цикла, что подтверждается «квадратным» сосудом Раньери и его копией, так называемой «Вазой Семи Богов» (Coe 1973: pl. 49).

Ссылки:

Coe, Michael
1973 The Maya Scribe and His World. New York: The Grolier Club.

Graham, Ian
1978 Corpus of Maya Hieroglyphic Inscriptions, Volume 2, Part 2: Naranjo, Chunhuitz, Xunantunich. Cambridge MA: Peabody Museum of Archaeology and Ethnology, Harvard University.

Houston, Stephen D., and David Stuart
1996 Of Gods, Glyphs, and Kings: Divinity and Rulership among the Classic Maya. Antiquity 70: 289-312.




Источник: