Обзор инкского чуда
Люди регулярно связываются с Чарльзом Стэнишом, экспертом по андским культурам Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Два года назад г-ну Стэнишу позвонил один человек из Питтсбурга, недавно просмотревший программу, где заявлялось о значимой инопланетной роли, сыгранной в жизни древних людей. Он захотел обратить внимание г-на Стэниша на одно перуанское местечко, которое якобы было творением внеземного разума. «Я всегда стараюсь быть любезным с подобными людьми, - говорит г-н Стэниш. – Неважно по каким причинам, они интересуются древним прошлым и я делюсь с ними информацией о том, что о предмете известно археологам». В этом конкретном случае человек интересовался мнением г-на Стэниша об идее постройки инопланетянами странной линии ям в перуанской долине Писко, известной в народе как «Пояс ям»[1]. Несмотря на то, что он проработал в регионе свыше 30 лет, он ничего не слышал об этом месте. Он с коллегой Генри Танталеан решил взглянуть на местечко при помощи Google.Earth. То, что они увидели на снимке со спутника весьма удивило их – «Пояс ям» действительно был чрезвычайно необычной искусственной постройкой. Казалось он состоял из тысяч углублений в земле, бегущих вверх по склону. «Я никогда ничего подобного не видел, - говорит г-н Стэниш. – Это действительно выглядит уникальным». Ямы находились всего в 16 километрах от места раскопок, которые проводили Стэниш и Танталеан в соседней долине Чинча. Заинтригованные, они решились попробовать разгадать тайну необычного местечка.
Фотография, сделанная с воздуха в 1931 году (слева). Это первое документальное свидетельство о Монте-Сьерпе, древнего перуанского местечка, известного в народе под названием «Пояс ям». Пояс представляет собой линию углублений в земле, длиной около 1,5 километров. Справа фотография, сделанная в наши дни при помощи дрона[2]
Вдвоём, Стэниш и Танталеан, предположили, чем же мог являться «Пояс ям». Они представили, что это сооружение могло бы иметь оборонительные функции или служить маркером пути, или даже быть геоглифом, выполненным в традициях рядом находящихся линий Наска. Занимаясь поиском археологической литературы, они узнали, что впервые место было задокументировано в 1931 году фотографом и географом Робертом Шиппи. С тех пор лишь несколько археологов посетили и описали «Пояс ям» как участок с неглубокими ямами, который растянулся на 1,5 километра и ведёт вверх на холм Монте-Сьерпе. По единодушному мнению, считается, что эти ямы были сделаны для хранения чего-то, однако что именно там хранилось остаётся до сих пор невыясненным. Несмотря на то, что предыдущие поколения археологов были в курсе об этом месте, здесь не проводились раскопки и возле ям не было найдено ни одного артефакта. Нет общего мнения, когда это сооружение было построено и какой культурой. Для Стэниша и Танталеана тайна окутывалась глубоким мраком.
Во время полевого сезона 2015 года Стэниш разместил свою команду в долине Чинча и затем отправился с Танталеаном к Монте-Сьерпе. Снизу и наверх ямы ряд за рядом поднимаются на холм, производя сильное впечатление на наблюдателя. «Это действительно впечатляет, - говорит г-н Танталеан. – Никогда ничего подобного в своей карьере не видел». Они довольно быстро нашли несколько предметов из керамики, датируемых временем до вторжения испанцев в Перу, а именно когда инки правили этой частью страны. Были также и другие признаки того, что это инкское место. «Я начинаю подозревать, что весь объект относится к инкскому периоду, потому что у подножия есть гробницы схожие с гробницами долины Чинча, датируемые временем инков», - говорит г-н Танталеан.
Ямы имеют в ширину ок. 1 метра, а по глубине колеблются от полуметра до метра. Они, возможно, использовались для измерения продукции, которую выплачивали инкскому государству в качестве дани
Осмотр ям выявил, что большинство из них были ок. метра диаметром и полметра-метр глубиной. Сделаны они были по-разному: какие-то были вырыты в искусственной насыпи из земли, другие – с насыпными холмами из камней на поверхности. И ни одна яма не была вырыта в вулканической породе холма, как некоторые из любителей об их внеземном происхождении считают. Археологи также отметили, что Пояс разбит на несколько уникальных групп, которые они назвали блоками, у каждого из которых свой тип ям.
Используя дрон, учёные собрали новую коллекцию снимок с воздуха и создали новую, детальную карту «Пояса ям», который по их подсчётам состоит из 5-6 тысяч углублений. Пока одни настаивают, что такое количество ям невозможно было древним людям соорудить самим, Стэниш подсчитал, что если сооружать их в один этап, то потребуется труд 100 рабочих, которые сделают это за 1 месяц. Группа из 10 рабочих сделала бы этот Пояс за приблизительно 300 дней, хотя вполне возможно, что ямы появлялись постепенно с течением длительного периода времени. Таким образом, кажущийся подвигом Пояс ям хорошо организованная группа людей смогла бы соорудить без каких-либо проблем.
После осмотра и изучения места, Чарльз Стэниш стал размышлять о том, что их изначальное предчувствие о датировании периодом, когда инки покорили эту территорию, было верным. Ими были найдены не только руины располагавшейся недалеко инкской дороги, но и несколько колька (дома-хранилища инкского периода). И вместе с найденной у Пояса керамикой инкского периода все эти находки указывают на то, что это сооружение датируется приблизительно XV веком, после покорения Инкской империей народа чинча, коренных жителей этого региона. «Всё так вышло случайно, - говорит Стэниш, - но всё так вписывается». Они тоже посчитали, что ямы когда-то использовали для хранения чего-то, но что именно оставалось неясным.
Возвратившись в UCLA, Стэниш посетил лекцию в Гарвардском университете, на которой Гэри Уртон рассказывал о недавних находках в инкском городище Инкауаси, расположенном в ок. 120 километрах к северу от Монте-Сьерпе. Перуанский археолог Алехандро Чу обнаружил в тамошних колька узелковые записи, известные как кипу. Многие из кипу были связаны с остатками различной аграрной продукции, например, земляным орехом и перцем чили, которые были выложены на поверхности пола, разделённого наподобие шахматной доски (см. статью «Reading an Inca Archive», в журнале Archaeology за March/April 2016). Крестьяне приносили свою продукцию в колька в качестве дани инкскому государству. Г-н Уртон и его коллеги предположили, что каждый квадрат (23х23 см.) на «шахматной доске» использовался для проведения замеров определённого количества дани, которую должен был принести каждый крестьянин или семья. Официальные государственные счетоводы, известные как кипукамайоки («чтецы кипу»), затем заносили количество выплаченной дани на верёвку.
Пол недавно раскопанного инкского хранилища в городище Инкауаси разделён на квадраты (на манер шахматной доски), которые использовались для проведения замера и подсчёта выплачиваемой дани
Стэниш был потрясён и сразу же провёл параллели между «шахматной доской» Инкауаси и «Пояс ям». «У них действительно неплохое объяснение того, как эти квадраты использовались для замеров дани, - говорит г-н Стэниш. – Мне кажется вполне вероятным, что ямы в Монте-Сьерпе также могли использовать для подсчёта дани».
И остальные кусочки паззла стали складываться воедино. Чарльз Стэниш отметил, что Монте-Сьерпе находится всего лишь в 6 километрах от Тамбо-Колорадо, большого инкского административного центра, выстроенного над сельскохозяйственным районом долины Писко. «Пояс ям» был сооружён вдоль дороги, идущей из долины в Тамбо-Колорадо. «Это прекрасное место, чтобы сделать остановку и сделать замеры продукции и таким образом убедиться, что дани собрано сколько требуется», - отмечает г-н Стэниш. Он считает, что каждый из блоков ям мог принадлежать различным расширенным семьям или айлью, которые являлись отдельной выплачивающей налоги группой: «Каждая социальная группа могла подойти и заполнить свой блок тыквами, кукурузой или другим видом продукции непосредственно под взором государственных счетоводов, которые могли вести счёт подати при помощи кипу. А затем товары могли бы быть перенаправлены в Тамбо-Колорадо или куда-либо ещё по желанию властей».
Представитель инкского государства с кипу, устройством записи на верёвочках. Изображение дано в хронике андской истории, записанной в колониальное время
Если действительно тысячи ям были выкопаны для определения подати, то в этом случае «Пояс ям» можно считать внутренней образующей Инкскую систему силой. «Войска, конечно же, были грубым и прямым выражением мощи государства, - говорит г-н Уртон. – Но лишь кипукамайоки действительно устанавливали и поддерживали контроль в регионах». Если кого-то инки просто покоряли, то из этого не выходило, что он становился гражданином империи, а вот выплата налогов определённо делала его таковым. Засыпая бобы или чили в ямы перед взором государственных счетоводов, среднестатистический крестьянин из долины Писко сталкивался таким образом лицом к лицу с мощью государства. «Ведение отчётов инками было ключом к поддержанию и контролю империи, - отмечает г-н Уртон. – Кипукамайоки действительно формировали мир инкских подчинённых».
Г-н Стэниш указывает, что инкское государство было сильным, но оно всё же было широко раскинувшимся территориально и его отдельные регионы сохраняли некоторую степень автономии. Факт того, что до сих пор не было найдено ничего подобного «Пояс ям», может указывать на возможное изобретение этого местного решения проблемы замера и подсчёта дани администраторами долины Писко. «Чем дальше вы от больших инкских центров и Мачу-Пикчу, тем больше местных решений становятся очевидными, - говорит г-н Стэниш. – Монте-Сьерпе мог отвечать только конкретным местным нуждам».
Чарльз Стэниш надеется, что аспиранты продолжат исследование «Пояса ям» и проведут здесь выборочные раскопки. Если углубления действительно использовали для замера продукции, тогда в них может ещё находиться пыльца или даже фитолиты, следы кремния в тканях растений, которые могут помочь археологам определить их принадлежность к определённым видам растений. «Нам нужно найти фитолиты кукурузы, бобов, тыквы или перца, - говорит г-н Стэниш. – Это нам сильно поможет».
Чарльзу Стэнишу необходимо предоставить убедительные доказательства, чтобы его коллеги учёные поверили ему. Специалист по инкской архитектуре Калифорнийского университета в Беркли Жан-Пьер Протцен имеет свою собственную теорию насчёт Монте-Сьерпе. Он провёл многие годы, работая в Тамбо-Колорадо и предполагает, что «Пояс ям» не является современником массивного инкского центра. «Существуют и другие, более ранние важные городища недалеко от Монте-Сьерпе, с которыми он может быть связан», - говорит г-н Протцен. Он считает, что ямы могли использовать для хранения гуано, ценного удобрения. «Внешне он потрясает, - говорит Протцен, - но нам всё ещё мало что известно о нём».
Г-н Стэниш соглашается, что его гипотезу ещё нужно проверить. «Конечно, она построена на умозрительном построении, - говорит он. – Но мы можем находиться у совершенно нового понимания ведения инкской отчётности». Он отмечает, что и другие места с необычными линиями, которые традиционно считались имеющими религиозное значение, также могли бы иметь связь с податной системой. «Если я прав, тогда мы взглянем под другим углом на многие места, которые считались исключительно ритуальными», - говорит Чарльз Стэниш. Когда его теория будет доказана, тогда «Пояс ям» станет олицетворением идеи, что для инков смерть и налоги тоже были бесспорными вещами в жизни.
Источник – ж-л «Archaeology», май/июнь 2016.