Носили ли рядовые ацтекские воины хлопковые доспехи?
В своих книгах издательства Оспрей Джон М.Д. Пол пишет, что почти все ацтекские воины носили хлопковые доспехи. Обратимся, например, к книге «Aztec, Mixtec and Zapotec Armies» стр.9 (см. статью «Война в истории Месоамерики») - В то время, как большинство рядовых солдат носило для защиты плотный стёганый хлопковый жилет для защиты…, а также к книге «Aztec Warrior» стр.20 – Практически все солдаты носили защитные жилеты из хлопка, называемые ичкауипилли.
Джону М.Д. Полу следует более серьёзно подойти к изучению кодексов и других первоисточников. У ацтеков рядовые жители не имели права носить хлопковые одежды под страхом немедленной смерти. Поэтому ни один воин масеуитль не мог носить хлопковые доспехи. Таков был у ацтеков социальный порядок и обычай.
Было только одно исключение – для тех, кто совершил подвиги на поле боя, таким образом, продвинувшись по социальной лестнице до знати и пользуясь многими привилегиями знати, хотя настоящей знатью они и не становились. Совершившему великие деяния на войне воину, тлатоани даровал накидку из кожи ягуара и право ношения хлопковых одеяний, даруя тем самым статус «знати». Вот, что пишет Диего Дуран: «так награждали обычного человека, чтобы он отличался от знати, а различие было таким: знатные рыцари были одеты с головы до ног в стеганые доспехи, покрытые перьями, в то время как обычным людям перья не выдавались и они носили кожу различных животных поверх стеганого материала. Было это в силу закона, запрещающего носить изделия из перьев без разрешения правителя…».
Дуран, например, отмечал, что даже если простой человек носил слишком длинную накидку (ниже колен), то уже этим он заслуживал немедленной смерти. Людей незнатного происхождения, носящих хлопковые одежды, обрекали на смерть, а то и на что похуже.
Те же меры наказания были применимы и к носящим одежду из перьев, причём здесь не было исключений. Скорее всего (с вероятностью близкой к 100%) хлопковые доспехи носили знать и воины Орлы. Кодекс Мендосы определённо показывает, что хлопковые доспехи носили знатные воины и жрецы, пленившие одного и более врагов. На страницах кодекса показано, что новичку, сопровождающего старшего по званию, было позволено лишь нести его багаж. Можно возразить, сказав, что он мог надевать на себя доспехи во время сражения и не носить во время транспортировки груза. Но скорее всего ему нужно было сначала доказать право ношения доспехов. Интересно, но Дуран не совпадает в описании одежды для Куачика с иллюстрациями в кодексе Мендосы. Он пишет о том, что они носили накидку из сетки, которая не обеспечивала тело никакой защитой: «…как будто он вышел нагим. Его заставляли всегда носить эту сетевую накидку на публике даже когда были заморозки, шёл дождь или палило солнце, так как это была одежда, соответствующая его роду деятельности...».
Можно сказать о том, что большая часть одежды такого типа являлась доспехами, однако, основной контингент армии, масеуитли, никогда не носили доспехов. Эта точка зрения требует пояснения. Можно, конечно, предположить, что они вместо хлопковых носили доспехи из волокна магея. Но упоминаний об этом нигде нет, за исключением рассказов о переселении ацтеков, где говорится по большей части об одежде из магея, а не о доспехах. Это было отличительной чертой цивилизованности народа, носящего хлопковые одеяния. К носящим доспехи из магея относились пренебрежительно. Так, тлашкальцев, вынужденных пользоваться таким одеянием, осмеивали – и они всегда старались заполучить, когда выпадал шанс, хлопок, либо с помощью торговли, либо обыкновенным грабежом. Также, ацтеки брали в качестве дани доспехи из хлопка, а не из какого либо другого материала.
Простые люди не могли носить стеганые доспехи пока не заслуживали «статуса» храбрых людей (Текиуаке – те, кто пленял 4-5-ых неприятелей). До получения такого «статуса» они не могли носить хлопковые одеяния и, как следствие, хлопковые доспехи. Таков был закон. Можно также предположить, что умный военачальник мог бы выдать всем своим воинам хлопковые доспехи, но необходимо учитывать то, что они жили в репрессивной и ограничительной системе, где в жизни каждого члена общества всё жёстко регламентировалось – что они могли сделать, а что нет, какой пищей они могли питаться, что могли носить, думать. Также кодексы определённо показывают, что система была жёстко ориентирована на знать, практически военизированной.
В общем, нигде нет упоминания носили они доспехи или нет. Необходимо уметь читать между строк, чтобы сделать выводы. Судя по жалкой жизни простых людей и по тому, что им запрещалось носить хлопковые одеяния, можно с большой уверенностью сказать, что и хлопковые доспехи им не разрешали надевать. Хорошо ещё если им выдавались щиты помимо оружия.
Существуют два перечня, показывающих приблизительную классификацию – в одном из них Текиуаке занимает место между отоми и куачике, а в другом его просто описывают как храброго воина, подразумевая, что он больше чем просто храбрый человек и что на его счету пленение нескольких врагов, количество которых нам, мол, уже известно (Саагун). О том, что же носил простой человек упоминается очень редко. Ему было позволено носить набедренную повязку и накидку из волокон магея – у него даже обуви не было.
Для иллюстрации жалкой жизни простого человека (не всех, конечно, но многих) обратимся к книги «Ацтеки Центральной Америки – Имперское общество», Фрэнсис Ф. Бердан («Aztecs of Central America - An Imperial Society», Frances F Berdan), стр. 56:
Графический рисунок условий жизни рядовых Мексиканцев был выполнен испанским хронистом Овьедо-и-Вальдесом в 16 веке. Зарисовывая по воспоминаниям испанских конкистадоров, он писал, что «В их домах не было предметов мебели или одежды, лишь жалкое облачение, которое они носили, один или два камня для помола маиса, несколько горшков, в которых они готовили маис, и циновка, на которой спали. Пища у них в основном состояла из овощей, приготовленных с чили, и хлеба».
Процитируем книгу Росса Хассига (Ross Hassig) «Война у ацтеков – имперская экспансия и политический контроль» («Aztec Warfare - Imperial Expansion and Political Control»), стр. 97:
Как и их гражданское одеяние, одежда для ведения сражений значительно различалась, в основном из-за знаков различия и специальных одеяний, дарованных персонально воинам для освидетельствования их ранга, класса, свершённых подвигов или членства в военных орденах. Оружие наступления у них также различалось в соответствии с положением в обществе. Практически у каждого был щит, но ичкауипилли [хлопковые доспехи] был у воинов, продемонстрировавших хорошие навыки ведения войны – у текиуаке и у членов военных орденов. Вследствие отсутствия доспехов, незащищённые головы и тела рядовых воинов были более всех уязвимы для ударов неприятеля, поэтому они гибли в больших количествах как от заградительного огня, так и в поединках.
Отсюда можно сделать вывод – рядовой воин не носил хлопковые доспехи, а утверждение Джона М.Д. Пола вводит читателя в заблуждение. За исключением новичков, все пипильтин и воины высокого класса носили доспехи. Обычные люди не носили доспехов пока не достигали ранга текиуаке. Вот, что должен был сказать Дж. М.Д. Пол.
В заключение.
На сайте одной фабрики повстречалось как-то такое утверждение – мол, опытные воины по своему желанию могли носить в бою своё одеяние с перьями, а могли и нет.
Воин текиуаке без своей одежды из перьев мог сражаться только в одном бою – при осаде Теночтитлана. Без знаков отличия, в качестве которого, в том числе, выступало одеяние из перьев, текиуаке не имел права находиться на поле боя. Однако, во время осады Теночтитлана им было позволено снять с себя шлемы и состричь волосы – это было единое решение для всех. Так были нарушены все правила и табу. Почему и зачем? Хроники именно об этом ничего не говорят, но, возможно, так поступили вследствие того, что испанцам было легче убивать знатных воинов по их отличительным признакам – им было легче опознать в толпе такого воина по шлему и стягу. Возможно они решили, что лучше быть менее заметным, нежели слепо следовать правилам.
На том же сайте сообщалось, что текиуаке были народным ополчением... Вывод – держитесь подальше от сайтов производителей!
Источник: (
Перевод - Sam (www.indiansworld.org)