Флопси, Мопси и Типси – толкование кроличьего символа в ацтекской иконографии
Маленькие, но вездесущие кролики играли важную роль в древней ацтекской иконографии. Точтли (кролик) был восьмым знаком из двадцати для обозначения дней в ритуальном календаре ацтеков. В комбинации с цифрами от 1 до 13, дни в этом календаре составляли 260-дневный цикл. Изображение кролика также символизировало несдержанное, свойственное пьяным, поведение, которое осуждалось ацтеками. Кодекс Мендосы, ацтекский рисунчатый манускрипт, датируемый приблизительно 1541 годом, изображает троих людей, забитых камнями за пьянство. «Согласно законам и обычаям правителей Мексики, - сообщается в сопутствующем рисунку комментарии, - они запрещали пьянство за исключением тех, кому семьдесят лет, мужчинам или женщинам, если у таких стариков были дети и внуки… [Лиц моложе] кто пил чрезмерно умерщвляли за это».
Связь между кроликами и пьянством может показаться странной, но на самом деле не была столь отдалённой. В доиспанские времена единственным ацтекским алкогольным напитком являлась пульке, которую они называли октли. Пульке был продуктом брожения, полученного из сладкого сока магея или столетника, и делался более крепким путём добавления корня одного вида акации («адский корень», как называли его миссионеры). Испанцы подметили, что кролики (мексиканские американские кролики) жили где-то среди зарослей магея, в тёмных и недоступных местах. Ацтеки также должны были подметить эту связь. Они даже считали Майяуэль, богиню магея, покровительницей восьмого дня, Кролика.
Ассоциации даже были ещё глубже. Ацтеки видели на луне изображение кролика (как и китайцы). Как и плодовитый кролик, лунные боги ассоциировались с рождаемостью, возможно, потому что менструации имели связь с лунным циклом. Вдобавок, белый, вязкий пульке вызывал выделение молока и семени. Связанные с луной и зарослями магея, кролики, таким образом, воплощали собой символ плодовитости в различных его аспектах.
Из-за его положительных и негативных свойств пособника как плодовитости, так и пьянства, ацтеки окружили пульке обрядами и правилами. Фраю Бернардино де Саагуну, величайшему летописцу, говорили, что среди первых слов, сказанных народу новыми правителями, были слова предупреждения о зловредных и различных других результатах употребления пульке, источника зла и погибели. А ещё, в качестве источника силы, пульке давали беременным и кормящим грудью женщинам, и иногда воинам. Также ацтеки потребляли пульке как минимум на двенадцати ежегодных празднествах и чтили дюжину или около того божеств пульке, в собирательном значении именуемых 400 (что значит «много») Кроликов. Например, через каждые 260 дней в день 2 Кролик перед изображением главного божества пульке ставили большой каменный котёл в форме кролика и наполняли его до краёв. Старым людям и воинам разрешалось погружать в пенящий напиток свои трубочки для питья и выпивать свою порцию.
Одними из соседей ацтеков были уастеки, жившие севернее них – народ, предпочитавший крепкий напиток. Согласно легенде, один из ранних вождей уастеков опозорился на большом празднестве, посвящённом открытию пульке. Только он один из собравшегося большого количества людей не остановился после выпитой четвёртой чаши крепкого напитка. Он потребовал ещё порцию, опьянел и перед всем народом сбросил с себя набедренную повязку. Последующие уастеки своим дурным поведением походили на легендарного предка – он, пятой чаши – следствие примера эксцентричного поведения. Фрай Саагун писал, что уастеки не только деформировали свои головы, затачивали и красили свои зубы, и окрашивали свои волосы в жёлтые и красные цвета, но также не носили набедренные повязки и вели себя так, как будто были пьяны.
По пренебрежительному мнению ацтеков, уастеки были совершенно отвратительными. Превосходным примером ацтекской амбивалентности по отношению к пульке, пьянству и связанных с ними вещам, является принятие в их пантеон уастекской богини плодородия. Богиню звали Тласольтеотль, «Богиня - пожирательница грязи (экскрементов)» (ссылка на сексуальную невоздержанность), и у неё были лунные ассоциации. В одном доиспанском рисунчатом документе богиню изобразили с «лунным» кольцом в носу (носовая вставка в виде полулуния), символ, ассоциирующийся, как правило, с божествами пульке. Она также располагается рядом с ночным небом, где луну изображают огромным горшком для пульке в форме носового ободка с кроликом внутри, предоставляя таким образом ещё один пример сложной взаимосвязи символов плодовитости.
Стимулирование и поддержание плодовитости было ядром ацтекской религиозной системы. В двух из восемнадцати больших ежегодных ацтекских празднеств, даже детям давали крепкий напиток. А один ацтекский рисунчатый манускрипт содержит изображение праздника Пиллауана (пьянство детей), во время которого, как сообщалось, мальчики и девочки девяти- и десятилетнего возраста танцевали, пили пульке и совершали половые акты.
Так как пульке имел глубокое церемониальное значение, то, возможно, становится понятным почему чрезмерное его употребление в каждодневной жизни являлось оскорбительным. Только старики, выполнившие все социальные обязанности перед обществом могли позволить себе свободное употребление пульке вне церемониального контекста.
Вслед за испанской конкистой пьянство стало большой проблемой в Мексике, усиленной, вдобавок, крепкими, дистиллированными спиртными напитками. Всё же пульке можно было найти в продаже на индейских рынках центральной Мексики, часто в жестяных ведрах позади тележки, а иногда и в деревянных бочках. Представлял он из себя бледную, водянистую, внешне напоминающую молоко жидкость без запаха и не особо вкусную. В некоторых районах пульке придают привкус фруктов, например, ананаса. Кружка пульке по крепости напоминает пиво – не такую крепкую как древнеацтекский напиток, в который для крепости добавляли «адский корень».
Несмотря на строгую критику пьянства, ацтеки были фаталистами по вопросам допущения человеком ошибок и вовлечения в пьянство. Их космология даже обеспечивала это разумным объяснением. Ацтеки верили в предсказание будущего и считали, что день, в котором родился человек, решал дальнейшую участь человека. Прискорбнее дня рождения, чем в плохой день 2 Кролик, не было. Тот, кто рождался в этот день, был обречён на пьянство. Еда, отдых, внешний вид, семья, самоуважение, здоровье – обо всём этом забывалось ради постоянного употребления пульке. Когда человека, родившегося в этот день, видели кричащим, рыдающим или спорящим под влиянием пульке, то говорили, что «он прямо как его кролик».
Патриция Рифф Анауолт (Patricia Rieff Anawalt) – Директор Центра изучения региональной одежды, Фоулеровский музей культурной истории, Калифорнийский Университет, Лос-Анджелес.
* Флопси, Мопси и Типси.
Флопси и Мопси – персонажи серии детских книг Беатрис Поттер (Beatrix Potter). Впервые появляются в «Сказке о Питере Рэбите» (The Tale of Peter Rabbit) в 1902 году, где выступают в качестве сестёр главного персонажа, кролика Питера Рэбита (Rabbit – кролик, англ.). Внешне они выглядели как обычные кролики, но носили человеческие одежды, например, Питер был одет в ярко синий пиджак и носил клумпсы. Всего было издано свыше 151 миллиона копий «Сказки о Питере Рэбите» на 35 языках мира. Правами на персонажи с 1943 по 2002 гг. владел Frederick Warne & Company.
Типси – своеобразная интерпретация автора статьи, в переводе с английского означает «подвыпивший» (tipsy).
Автор – Патриция Рифф Анауолт, Natural History, апрель, 1997 г.
Источник: (http://www.geocities.com/wasicugohome/tochtli.html),
Использованы материалы: (http://en.wikipedia.org/wiki/Peter_Rabbit)
Перевод - Sam (www.indiansworld.org)