Стили архитектуры древних майя
Архитектурные стили
Помимо всего прочего, культуру майя характеризует и её уникальная архитектура. Она имеет ряд специфических характеристик в зависимости от региона, временного периода и внешнего влияния.
Понятие «архитектурные стили» было введено на заре майяской археологии в 1-й пол. XX в. - по мнению археологов и искусствоведов определение стилей должно было помочь в определении по ареалу их распространения границ политических образований. Однако оказалось, что это не так.
За исключением очень ярких стилей (Пуук, Рио-Бек, Ченес) все остальное можно обозначить, как архитектурный «стиль майя» с отдельными локальными вариациями на тему.
Доклассический и классический период
Стиль классической эпохи фактически один – региональные и временные различия лишь во внешнем декоре, оформлении и небольших конструктивных изысках, как, например, длинные портики в Паленке. В IV-V вв. появляется стиль талуд-таблеро, принесенный теотиуаканцами. Архитектура доклассического Петена по сути напоминает классический период, лишь здания массивнее, менее изящные и присутствует тип Храма-Триады.
Постклассический период
Постклассическая архитектура Юкатана отличается от классической, однако отличия вызваны временными рамками и общим упадком культуры в постклассику. Терминальноклассический Пуук – это, пожалуй, единственно, что ярко выделяется на Юкатане, аналогично Рио-Бек и Ченес (Ченес, вероятно, является промежуточным вариантом между Пуук и Рио-Бек). Т.н. «майя-тольтекский» стиль – это заимствование из Центральной Мексики и фактически в этом стиле построено несколько зданий в Чичен-Ице, широкого распространения он не получил.
Основные стили архитектуры
ПУУК
Название на языке майя означает «холмистая местность». Храмы выглядят как дворцы и у них много комнат. Поверх простых стен с гладкими фасадами майя создали изысканно декорированные фризы с геометрическими узорами, символикой огромных змей, небольших повторяющихся колонн, хижин и божеств. У храмов нет гребней. В ряде случаев арки использовались как конец дороги.
Стиль характеризуется преобладанием горизонтальных линий над вертикальными и стенами, сделанными из хорошо обработанных и пригнанных камней, неглубоко проникающих в тело бутовой кладки и образующих подобие облицовки.
Основные города в этом стиле: Ушмаль, Лабна, Кабах, Сайиль, Эцна, Шлабпак.
Сайиль. Реконструкция Татьяны Проскуряковой, 1946 г.
РИО-БЕК
Построенные под острым углом пирамиды фактически были псевдопирамидами с декоративными основаниями и лестницами, по которым невозможно забраться наверх. Храмы строились на возвышении с имитацией фасадов в стиле Ченес и гребнями в форме масок.
Основные города в этом стиле: Шпухиль, Рио-Бек и Ормигеро.
Ормигеро. Реконструкция Рикардо Косио, Пол Гендроп.
ЧЕНЕС
Фасады зданий богато декорированы змеиными элементами и узорами, создающими изображение огромной маски бога дождя Чаака, в чьей пасти располагается вход. Здания строились на небольших основаниях и не содержали колонн. Гребни встречаются редко. Стены были построены из хорошо обработанных камней.
Основные города в этом стиле: Хочоб, Чиканна, Эль-Табаскеньо и Санта-Роса-Штампак.
Дворец Санта-Роса-Штампак. Реконструкция.
ПЕТЕН
Стиль известен своими крутыми и высокими, порой доходящими до 75-метровой высоты, пирамидами. Лестницы у храмов также были очень крутыми. В основании сначала идёт небольшой откос, потом узкое свободное пространство, а затем больший откос сверху. У храмов широкие стены с выступающими и углубленными секциями, и узкие внутренние помещения (иногда не более 1 м. шириной) с ложным сводом, а также сделанные из резного дерева входные отверстия. На вершинах храмов в продолжение толстых (до 7 м.) задних стен возвышаются большие гребни.
Фактически храмы представляли собой «фасадную» архитектуру, целью которой было произвести своими размерами впечатление на народ.
Основные города в этом стиле: Тикаль, Вашактун, Шунантунич, Эль-Мирадор, Уканаль, Йашха, Наранхо, Накум, Хольмуль, Шультун, Наачтун, Ушуль, Калакмуль.
Тикаль. Реконструкция.
Региональные варианты
«Майя-тольтекский»
Из Центральной Мексики в архитектуру майя было внесено много характеристик, как, например, посвящение главных храмов в честь бога Кукулькана, использование стиля талуд-таблеро, использование резных колонн в виде змей, использование «атлантов», резные барельефы воинов, а также церемониальные платформы «цомпантли», скульптуры чак-моолов и круглые храмы.
Основные города в этом стиле: Чичен-Ица, Майяпан.
Осарио, Чичен-Ица. Реконструкция.
Побережье Кинтана-Роо
Майя этого региона испытали на себе влияние центральномексиканского стиля в архитектуре, что привело к созданию своих отличительных черт, которые включают в себя: большие храмы с внутренними колоннами, плоские крыши, поддерживаемые деревянными перекладинами, портики с цилиндрическими колоннами и не сильно разнесенные притолоки. Карнизы ограничивают фризы, у которых есть ниши. Входы трапециевидные.
Основные города в этом стиле: Тулум, Эль-Рей, Сан-Гервасио и Эль-Меко.
Тулум. Реконструкция.
Бассейн реки Усумасинты
Храмы строились с вестибюлем, комнатой со сводчатым потолком и небольшим святилищем со своей собственной крышей.
Стены были толстыми, комнаты широкими, а наклонные фризы с большими гребнями. Строения были хорошо декорированы изысканными украшениями.
Основные города в этом стиле: Паленке, Помона, Йашчилан, Бонампак, Чинкультик, Сейбаль, Алтар-де-Сакрифисьос, Эль-Тортугеро.
Йашчилан. Реконструкция Джеймса О'Кона.
Побережье Тихого океана
Архитектура тихоокеанского побережья сначала испытала влияние ольмеков, а затем народов мексиканского нагорья. Она представляет из себя небольшие сооружения и преимущественно каменные платформы, храмов с ложным сводом там практически нет. Стиль характеризуется вертикальными откосами, украшенными балюстрадами по бокам лестниц, храмами-близнецами и скудной декорацией. Ядро построек делалось из земли и булыжника, покрытие - из глины.
Основные города в этом стиле: Исапа, Каминальхуйу, Кахьюп, Сакулеу и Ишимче.
Сакулеу.
Бассейн реки Мотагуа
Пирамиды строились на выступающих основаниях с вертикальной поддержкой. Лестницы были покрыты резьбой с иероглифическим текстом. Стены, фризы и гребни были декорированы. В городах встречается множество алтарей и стел, представляющие из себя огромные скульптуры.
Основные города в этом стиле: Копан, Киригуа и Тасумаль.
Копан. Реконструкция.
Выражаем благодарность за консультацию Сафронову А.В. (МГУ)