Тлателькомила (Тетельпан): 2500-летний центральномексиканский рецепт приготовления человечины
Попав в Америку, прежде всего испанцы были совершеннейшим образом поражены отличной от всех их смелых представлений и ожиданий культурой коренных народов, особенно это касается тех цивилизаций, что повстречались им в Месоамерике и в Андском регионе Южной Америки. Было в новых странах и то, что им показалось чрезвычайно диким – человеческие жертвоприношения. Для благородных кабальерос было вполне нормальным и приемлемым сжечь человека, повесить, вспороть кишки, натравить боевых псов и т.д., но вот вид приносимых в жертву богам людей почему то показался их «тонким», «ранимым» душам чересчур суровым способом умерщвления человека.
Человеческие жертвоприношения в Месоамерике
О масштабах совершения человеческих жертвоприношений в Месоамерике единой точки зрения у учёных нет. Существует множество гипотетических цифр, но достоверных данных нет. Известно точно, что своего апогея практика достигла во времена ацтеков, когда те вплели идею поддержания движения солнца по небу и жизни на земле в свои имперские амбиции по расширению влияния молодого государства и увеличению количества подчинённых и податных государств.
С практикой принесения в жертву в Месоамерике неразрывно связана практика ритуального употребления плоти посланника богам теми, кто совершил подношение. Это, правда, не означает, что в каждом случае жертвоприношения совершали последующее поедание умерщвлённых, более того, сама практика встречается в Месоамерике, но, по всей видимости, не была распространена повсеместно и не совершалась при любом удобном случае. В 70-х гг. прошлого века были, правда, опубликованы статьи двух исследователей, приписавших каннибализм ацтеков необходимостью потребления белка в их ежедневном рационе. Но данная версия не выдержала последующую критику и сейчас считается, что ацтекский каннибализм был, всё-таки, ритуальным действом, совершался не во всех случаях человеческих жертвоприношений и не для того, чтобы затем утолить голод или потребность организма в белках.
Каннибализм в Месоамерике
Следует отметить, что сами испанцы – конкистадоры, миссионеры, хронисты и солдаты – сообщали в основном о человеческих жертвоприношениях, а о ритуальном каннибализме говорилось в текстах лишь у немногих авторов, хотя исторические свидетельства встречаются также в кодексах, на керамике и фресках.
Зафиксированные случаи человеческих жертвоприношений и каннибализма (по "The blood sacrifice complex", Edwin Loeb. Wikimedia.org)
Не удивительно поэтому, что археологических свидетельств случаев антропофагии находят не так много. В археологических отчётах порой встречаются сообщения о свалках из человеческих костей, некоторые из которых имеют порезы, другие разломаны, и все эти действия были сделаны посмертно. Такие свидетельства (особенно порезы) часто интерпретируются, как доказательства наличия практики каннибализма.
Вообще случаи каннибализма в истории человечества не являются какими-то уникальными явлениями. Они встречаются сплошь и рядом. И началось это около 1,7 миллионов лет назад. В это время был совершён, пожалуй, самый древний из известнейших нам на сегодняшний день случаев каннибализма среди предков современного человека.
Карта Месоамерики и месторасположение упоминаемых в докладе археологических памятников
О, пожалуй, древнейшем случае намеренной манипуляции с останками умерших в Месоамекрике археолог Андерсон сообщал в 1967 году. Речь о захоронениях 2 и 3 в пещере Кошкатлан долины Теуакан, которые относятся к фазе Эль-Риего (6500-5000 гг. до н.э.). Здесь, в докерамическом контексте были найдены останки двух детей (пятилетнего и шестимесячного). Причем голова пятилетнего была срезана, запечена с мозгами внутри, а затем разбита. После этого головы детей поменяли друг с другом. Сложно сказать, был ли здесь акт каннибализма, но некоторые учёные считают, что да. Уже во времена позднего формативного периода культур Тлапакойя-Сохапилько (шт. Мехико) археолог Нидербергер в статье 1987 года говорит о ставших известными ему случаях антропофагии в городищах фаз Айотла, Манантьяль и Тетельпан (1250-700 гг.до н.э.). Фолхабер в 1965 году указывал на свидетельства каннибализма у культуры Тлатилько (шт. Мехико) в городищах, датируемых периодом 1100-600 гг. до н.э.
Недавние изыскания в эпиклассическом городище (600-900 гг.) Кантона (шт. Пуэбла) помогли определить, что и в этом населённом пункте встречались акты антропофагии. Здесь исследователи изучали 505 костей людей и животных, которые были найдены в основаниях строений, тайниках гражданско-церемониальных и др. местах (в т.ч. были найдены 27 человеческих черепов с порезами в местах соединения суставов, 3 человеческие нижние челюсти, 23 длинные трубчатые кости с порезами в тех же местах, 200 человеческих костей, которые предположительно были сварены, 111 обугленных или обызвествлённых человеческих костей, 58 человеческих костей, разломанных от ударов, а также 83 найденных в том же контексте кости животных с порезами). В своей статье 2001 года учёные пишут, что самой вероятной интерпретацией находки является предположение, что перед нами принесённые в жертву, трупы которых были намеренно расчленены как прелюдия к последующему ритуальному потреблению человеческой плоти.
Кости из Тлателькомилы
Примечательна в этом плане находка, совершенная археологом Розой Рейна в 1972 году в местечке Тлателькомила (Тетельпан). Здесь были найдены свидетельства одного из древнейших в Месоамерике случаев людоедства – человеческие кости, датируемые ранним доклассическим периодом (кости в связке с обнаруженной там же керамикой были датированы 500-300 гг. до н.э.). Во время раскопок Розой Рейна было сделано несколько стратиграфических ям по 1 м2, в 4-х из которых и обнаружили кости. Прочий культурный контекст не был удостоен внимания в исследовательских статьях, за исключением найденных в одной из ям «метате» и «мано» к ней (посуды для помола зерна и непосредственно валика-зернотерки). Были найдены фрагментарные останки 18 человек (точное кол-во определить сейчас невозможно; по подсчетам ученых были найдены кости: 10 взрослых мужчин и женщин [6 м., 1 ж. пола и для 3 человек пол не определен], а также 1 девушки 18-20 лет и 7 детей). На костях археологи обнаружили порезы (в 12% случаях, при этом в основном они характерны для черепов, где даже отмечены длинные порезы, что указывает о снятии кожи; на нижних челюстях также были отмечены порезы), характерные для преднамеренного снятия плоти режущим предметом. Сами кости были намеренно поломаны приблизительно сразу после смерти людей (так, на черепах в основном проломы были в теменной части, все длинные трубчатые кости за исключением одной, были раздроблены до фрагментов 10-15 см., при этом на части таких обломков были обнаружены следы ударов, а некоторые из таких обломков были со следами от «наковальни», обычно с оборотной стороны от места воздействия). О том, что кости носят следы каннибализма археологам было известно фактически сразу после раскопок. О находке сообщалось в публикациях конца XX в. (напр., Pijoan and Pastrana 1987, 1989).
Кости из Тлателькомилы
Но недавно исследователям стало интересно, как именно было приготовлено человеческое мясо. Было ли оно зажарено или сварено и какие при этом использовались приправы?
Так, в 2015 году в журнале Archeometry была опубликована статья, где исследователи Айозе Трухильо-Медерос, Педро Бош, Кармен Пихоан и Хосефина Мансанилья[1], используя современные технологии, постарались ответить на эти вопросы. Было отмечено, что у многих костей был характерный жёлтый или красный оттенок. Тогда учёные решили проверить результатом какой кулинарной процедуры является данная окраска и какие при этом красящие средства дали разные оттенки.
Кости из Тлателькомилы
При этом следовало понять, не является ли цвет костей результатом воздействия грибков, проникновения различных солей минералов в то время, когда кости лежали в земле (например, воздействие солей железа придают костям красноватый оттенок, а если в земле присутствует марганец, то оттенок костей получится темно-коричневым) и т.д.
Используя метод дифракции рентгеновских лучей, растровый электронный микроскоп, просвечивающий электронный микроскоп, атомно-силовой микроскоп и ультрафиолетовую и видимую спектроскопию, а также проведя химический анализ Трухильо-Медерос с коллегами показали, что некоторые кости готовили на огне (т.е. они подверглись обжарке, даже нашли золу, приставшую к кости, возможно, эти кости были брошены в очаг с небольшой температурой), а другие – были сварены. В тоже время о том, что эти кости были подвержены температурному воздействию говорилось в статье 2007 года[2] следующих авторов: П. Бош, К. Пихоан, Х. Мансанилья, В. Лара, И. Леборейро. Было отмечено, что кости деформировались не из-за, например, диагенеза (процесса преобразования рыхлых осадков в осадочные горные породы, когда в верхних слоях почвы происходит образование минералов, перекристаллизации осадков и т.п.), а из-за температурного воздействия в 100, 250 и 600 градусов по Цельсию – т.е. налицо процессы варки или жарки, при которых определённым образом изменялась морфология и структура, а также цвет костей.
Кости из Тлателькомилы (под микроскопом)
При этом авторы отметили, что одним из главных способов определения каннибализма по костям является исследование температурного воздействия, которым они были подвержены – так, особенно легко определить был ли в нашем случае акт каннибализма, когда кости были сварены или поджарены, но сам процесс температурного воздействия не был доведен до конца, т.е. если кости сгорают до конца, то имеют черный, серый или белый цвет (считается, что в этом случае произошла кремация), кости из Тлателькомилы, однако, имеют цвета отличные от вышеуказанных.
Структура исследованных костей. “Thermal Alterations In Archaeological Bones” in Archaeometry 49, 4 (2007).
a) Tc (кость взрослого человека) – обычная белая кость без признаков внешнего воздействия.
b) Th (кость взрослого человека) – готовили при температуре ниже 100 градусов (предположительно варили или тушили барбакоа – мясо, приготовленное в яме с наложенными поверх листьями агавы). Фрагмент длинной трубчатой кости жёлто-оранжевого цвета
c) Ta+ (кость молодого человека) - жарка при температуре ок. 250 градусов. Длинная трубчатая кость красноватого оттенка.
d) Ta++ (кость молодого человека) - жарка при температуре ок. 600 градусов. Цвет найденной кости был чёрным, внутренняя часть тёмно-коричневой.
В новом исследовании (статья от 2015 г.) авторы отмечают, что в Месоамерике практика ритуальной антропофагии предполагала возможность как одного, так и второго способов приготовления человеческой плоти, поэтому этот результат для одного набора костей не сильно их удивил.
В то же время цвет костей нельзя объяснить приготовлением на открытом огне или тушением в простой воде. В некоторых случаях в рамках проводимого ритуала после смерти кости могли раскрасить киноварью из-за чего мог бы остаться красноватый или желтоватый оттенок, но в нашем случае было определено, что кости окраску приобрели сразу же после смерти (т.е. быстро).
Так учёные пришли к выводу, что в случае с поджариванием мяса сок концентрировался вокруг кости и равномерно диффундировал в неё (проникал путем диффузии) – т.е. кровь с увеличившейся температурой стала причиной красного оттенка. В случаях с варёными костями получались различные оттенки жёлтого цвета, что подразумевало приготовление на медленном огне с различными красящими ингредиентами – аннато (др. названия ачиоте, бикса орельяна), чили или пипианом. Эти специи полны каротиноидов, которые окрашивают пищу, одежду и даже кости с волосами.
- Аннато – в плодах аннато (мексиканское название – ачиоте) находятся мелкие (ок. 3 мм. в диаметре) красные семена, которые имеют сладковато-перечный вкус и пряный аромат с тонами мускатного ореха. Семена аннато используют для ароматизации напитков и различных блюд, как мясных, так и овощных. Поскольку семена обладают красящими свойствами, поэтому их часто применяют в качестве природного красителя. Семена можно добавлять прямо в процессе приготовления, также их можно предварительно замочить в горячей воде, а затем подкрасить настоем желаемое блюдо.
- Чили – известный всем красный перец, имеющий сильный пряный аромат и вкус (бывает пряный, острый и порой очень жгучий). Острый перец многие тысячелетия использовался в кухне у американских индейцев. Перец чили характеризуется жгучими веществами – капсаицинами (капсаициноидами), воздействующими на рецепторы боли на слизистой. После приёма чили сигнал передаётся мозгу, который в ответ учащает пульс и увеличивает потоотделение, вырабатывая эндорфины, которые утоляют боль и вызывают чувство эмоционального подъема.
- Пипиан – в Мексике это одна из разновидностей соуса моле с тыквенными семечками в качестве основного ингредиента. Пипиан имеет пикантный, пряный вкус. Часто соус пипиан готовят вместе с сальсой из томатильо (отмечаем, что термином томатильо на самом деле именуют не хорошо известный нам помидор, правильное название которого на языке науатль – шитоматль, а зеленые или жёлтые плоды другого растения – физалиса овощного). Соус можно втирать в мясо перед его приготовлением, оно также подаётся отдельно к уже готовым блюдам. Корка чуть подсохшего соуса пипиан хорошо сохраняет вкус сушёного или жаренного мяса, предотвращает его дальнейшее высушивание.
Чтобы подтвердить свои результаты экспериментально, исследователи сварили коровью кость в настое из аннато, которую до сих пор используют в мексиканской кухне. В результате у коровьей кости получился цвет, схожий с цветом человеческих костей из Тателькомилы.
Коровья кость под соусом с аннато
Авторы исследования подмечают, что различия в цвете стали следствием использования различных рецептов приготовления в Месоамерики – на цвет влияют ингредиенты, температура и время приготовления.
Использованная литература:
C.Ma.Pijoan, J.Mansilla, I.Leboreiro, V.H. Lara, P.Bosch, «Thermal Alterations In Archaeological Bones» in Archaeometry 49, 4 (2007) 713-727.
A. Trujillo-Mederos, P. Bosch, C. Pijoan and J. Mansilla, «Savoury Recipes and the Colour of the Tlatelcomila Human Bones». Archaeometry doi: 10.1111/arcm.12178
Carmen Pijoan A., Alejandro Pastrana C. “Metodo para el registro de marcas de corte en huesos humanos, el caso de Tlatelcomila, Tetelpan, D.F.” / Estudios de antropología biológica: (III Coloquio de Antropología Física ... Ed.: María Elena Sáenz Faulhaber,Xabier Lizarraga Cruchaga
Latin American Indigenous Warfare and Ritual Violence. Eds.: Richard J. Chacon,Ruben G. Mendoza
Carmen Ma. Pijoan Aguade, Josefina Mansilla Lory. “Evidence for Human sacrifice, Bone Modification and Cannibalism in Ancient Mexico.” / Troubled Times: Violence and Warfare in the Past. Authors: David W. Frayer,Debra L. Martin
[1] A. Trujillo-Mederos, P. Bosch, C. Pijoan and J. Mansilla, «Savoury Recipes and the Colour of the Tlatelcomila Human Bones». Archaeometry doi: 10.1111/arcm.12178
[2] C.Ma.Pijoan, J.Mansilla, I.Leboreiro, V.H. Lara, P.Bosch, «Thermal Alterations In Archaeological Bones» in Archaeometry 49, 4 (2007) 713-727.